Уже первая публикация о кинотеатре, вышедшая 30 января 1931 года в столичной газете «Пролетарська правда», очерчивает уникальность «Жовтня» — разумеется, в терминологии того времени: «це буде не тільки театр, а і лябораторія пролетарської культури»; «робітникові в цьому кінотеатрі не доведеться сумно позіхати і поглядати на годинника». Оказывается, при кинотеатре были устроены читальня, где можно было взять газеты и журналы, библиотека, игровая …
Вертепы с их незатейливым сюжетом, повторявшимся с завидным постоянством в течение десятков, а то и сотен лет, способствовали устойчивой морали, но, увы, устраивались лишь в Рождественские дни.
Знаменитый лозунг древних римлян “Хлеба и зрелищ!” отождествлялся в среде современников “времен Очаковских и покоренья Крыма” с тем, что переживали именно они. Наши предки стремились к душевному равновесию. Они очень хотели, чтобы в обществе существовало …
В 20 – х годах такие сооружения появились в Москве и Петрограде. В Украине это Харьков и мелкие центры – Умань и Таганрог. Как отмечалось в этот период прессой Украины тормозом в развитии спорта в Киеве в начале 20-х годов, являлось отсутствие оборудованных спортивных площадок и стадиона, в то время как Киев в спортивном отношении являлся одним из первых центров в Республике.
Вопрос о сооружении в Киеве стадиона, или оборудованной спортивной …
Киевские князья строили свои резиденции на Старокиевской горе. Дворец княгини Ольги располагался неподалеку от левого крыла Национального музея истории Украины. Ее внук князь Владимир, креститель Киева, жил в начале современной Владимирской улицы. Дворцы других киевских князей находились неподалеку. Именно на Старокиевской горе принимались кадровые решения, здесь встречали иноземных послов, отсюда войско выступало в поход на Царьград.
После …
За треть столетия природа здесь мало в чем изменилась, но кладбища уже нет. Исчезли все склепы, кроме одного. Когда-то эта массивная гробница соседствовала с “рыцарским замком”. Ее портал венчает надпись: “Усыпальница Качковских”. Полукруглая арка опирается на две колонны с кубическими капителями, усыпанными арабесками. На торце склепа высечена информация о том, что при жизни Петр Эразмович Качковский был доктором медицины, профессором Киевского …
Знай наших!
Появлению “городских рогатых монстров” мир обязан нашему земляку — полтавчанину Федору Аполлоновичу Пироцкому, который 131 год тому назад (!) разработал теорию передачи электричества на большие расстояния. Его практические опыты превзошли ожидания и нашли применение в Киеве. Правда, не сразу. С тех пор утекло много воды в Днепре. Сама река, разделявшая некогда две губернии — Киевскую и Черниговскую, уступила человеческой смекалке. …
«Лишних» выталкивали взашей
Киевский электрический трамвай, пущенный в 1892 году, был первым в Российской империи и вторым в Европе. От желающих испробовать новинку отбоя не было. Трамваи (которых явно не хватало) отходили от остановок, набитые народом до отказа; пассажиры, по выражению тогдашнего фельетониста, чувствовали себя «в положении творога, положенного под камень». Однако со временем число вагонов и маршрутов существенно увеличилось, так …
Возмущались проектом Струве и поставщики лошадей для конки, и чиновники почтового ведомства, уверявшие, что трамвай будет плохо влиять на телеграфные и телефонные провода (что, надо признать, впоследствии и случилось). Однако внедрение трамвая остановить уже было невозможно. Несмотря на сильнейшее общественное противодействие, Дума приняла предложение генерала. Пробный рейс по крутому Александровскому (ныне Владимирскому) спуску состоялся 4 мая …
Еще во времена Петра Великого, согласно специальному царскому указу, в окрестностях Киева были заложены лесные питомники (это их жалкие остатки — гордость современных киевлян, “легкие” нашего города). Несмотря на жесткие меры, принимаемые местным начальством ушедшей эпохи для сохранения лесов от самовольной вырубки и предотвращения использования лесных угодий под распашку, население Киева и окрестностей игнорировало такое проявление заботы о …
рымчане закупили в Чехословакии троллейбусы фирмы “Шкода” марки 8Тр, которые отлично справлялись с уклонами затяжной крымской дороги. Это была первая марка импортных троллейбусов, поставляемых в СССР. В 1959 году они стали использоваться в Крыму, а с 1960-го – в Киеве на маршрутах № 18 и 20. Затяжные профили этих трасс не позволяли использовать обычные для того времени троллейбусы МТБ-82 (“синий троллейбус”) и новые киевские машины завода КЗЭТ …