Как убирали полотно панорамы «Голгофа», описал в 1970-х годах свидетель событий Василий Федорович Малаков (1902—1988), отец автора этих строк, в молодости — киевский журналист. По совпадению, в этом году исполняется сто лет и со дня его рождения. Предлагаем вниманию читателей очерк В.Малакова. Все имена — подлинные.
Францишек привел грузовик с прицепом на Владимирскую горку точно, как и было записано в путевом листе. Францишека считали обрусевшим …
ГОРА ОСТАЛАСЬ БЕЗ ПЕЩЕРЫ
В своем нынешнем виде монумент на Владимирской горке настолько привычен, что невозможно вообразить его иным. Однако он мог принять совсем не такой облик или вообще не появиться над Днепром.
В 1840-х годах была произведена так называемая обделка горы. Перед тем ее неупорядоченный склон постоянно угрожал сползти на Владимирский (в то время Александровский) спуск. Поэтому гору спланировали, укрепили и устроили …
Автору этой статьи довелось побывать на обсуждении, состоявшемся 18 марта в выставочном зале киевского Государственного детского музыкального театра на Подоле (ул. Межигорская, 2) и быть очевидцем многих любопытных подробностей немаловажного для Киева и всей страны события. Первую премию решением жюри конкурса присудили проекту, согласно которому мемориальный монумент представляет собой металлический сквозной крест 17-метровой высоты (равной …
Сбор пожертвований на киевский памятник поэту начался в 1904 году. А в мае 1909-го городская дума дала официальное «добро» на его возведение, определив для этого конкретное место – Михайловскую площадь. Решение текущих вопросов было возложено на специальный Шевченковский комитет.
Вместе с тем попечитель Киевского учебного округа направил письмо генерал-губернатору, в котором выразил сомнение насчет целесообразности сооружения возле «русского …
Автором идеи был москвич Евгений Вучетич, самый титулованный советский скульптор, известный своими масштабными проектами, посвященными минувшей войне. Его памятник Воину-освободителю в Берлине и комплекс «Родина-Мать» в Волгограде снискали, без преувеличения, мировую известность. Говорят, первоначально проект предлагался для Поклонной горы в Москве, но был отвергнут. И тогда скульптор решил «пристроить» его в Киев. В отличие от своих прежних …
Возвращается снова и снова. Откуда? Из Санкт-Петербурга, из придворной певчей капеллы, куда его забрала из класса философии самодержица «блестящая Елисавета». Через несколько лет возвращается из венгерского города Токай, а точнее — из университетской Европы, куда он ездил с комиссией генерал-майора Федора Вишневского, закупавшего для царского двора дорогие токайские вина. Возвратился, но уже проститься с родным академическим домом, из села Каврай …
И как стихийно развивались контрритуалы (например, возложение цветов к памятнику Тарасу Шевченко без официальной санкции считалось антисоветским, «буржуазно-националистическим» действием, а на первый взгляд абсолютно аполитическое чествование мемориального знака 1500-летия Киева молодоженами после ЗАГСа фактически стало символом причастности к киевской государственнической традиции).
До революции в Киеве было не много памятников, но каждый …
Поки кравець працює, поряд (вважай — в іншій квартирі) романтична Проня Прокопівна в «модернових» шатах (згадаймо: «все по-модньому та по-іностранньому…», «такою павою на Хрещатику сяду!») з блискітками і боа грає на фортепіано пісеньку «Да, я бабенка, все знаю тонко» з оперети «Тореадор». На жаль, почути ми не можемо, лише помилуємося тилком нашої пані. Біля цих знаних чи не всіма мешканцями Подолу щодня збираються люди. Зацікавлено …
Сами стены старого корпуса завода, изрешеченные пулями, хранят память о выпущенных по ним снарядах во время январского восстания 1918 года. Интересно, что ствол орудия, из которого рабочие “оборонки” дали первый выстрел “по войскам контрреволюционной буржуазно-националистической Центральной Рады” (так сообщалось в советских учебниках по истории), направлен как раз против самих арсенальцев, что абсолютно лишено логики и сегодня воспринимается …
Киев славится несметным количеством памятников. Назвать высокохудожественными можно лишь пару-тройку из них. Тем более интересно узнать о том, что при другом раскладе в нашем городе сохранились бы (разобрать махины такого масштаба просто невозможно) еще три пафосных произведения. Одно из них украшало бы Европейскую площадь, а еще два возвышались бы на печерских холмах. Стремление создавать монументальные произведения вселенского размаха присуще …