Памятник Николаю Щорсу (1954)

Щорс: Самый удачный конь — у красного командира. Фото: Оскар Янсонс.

На этом месте, у поворота от бульвара Тараса Шевченко к вокзалу, когда-то стояло скромное изваяние графа Алексея Бобринского — одного из отцов свеклосахарной промышленности в киевском регионе и инициатора прокладки первой железной дороги в Российской империи. Однако в 1920 году этот памятник демонтировали. А в 1954-м, в ходе официального празднования 300-летия Переяславской рады, здесь поставили новый монумент, куда более внушительный. На высокий пьедестал был водружен один из полумифических советских героев Гражданской войны — бронзовый Николай Щорс на бронзовом коне.  Ведущий автор  памятника Михаил Лысенко, выдающийся украинский скульптор. И прекрасно вылепленный конь, и фигура самого Щорса (говорят, что для нее позировал в студенческие годы будущий президент Украины Леонид Кравчук) отвечают строгим стандартам академического искусства. Даже теперь, в окружении новых небоскребов, монумент не теряет своей внушительности. За ним признают художественную ценность, несмотря на то, что идеалы большевика Щорса уступили у нас место тем идеалам, против которых он боролся. Красный командир по-прежнему приветствует широким жестом гостей столицы, едущих от железнодорожного вокзала. Особенно пикантен тот факт, что улица к вокзалу теперь носит имя Симона Петлюры, изгнанного Щорсом из Киева.

 

Памятник князю Святославу (2004)

Святослав: Вытесан из цельного куска камня. Фото: автор.

На Пейзажной аллее установлен монумент киевскому князю Святославу Игоревичу. Он известен своим воинственным нравом и часто повторяемой угрозой «Иду на вы!». Изваяние князя верхом на коне, с мечом в мускулистой руке, было высечено 26-летним скульптором Алексеем Пергаменщиком из цельной каменной глыбы. Конь примял брюхом злобное чудище — очевидно, символ поверженных врагов Руси.  Формы этого монумента подчеркнуто декоративны, напоминают народные игрушки. Но для солидного памятника такой подход выглядит несколько нарочитым. С другой стороны, на массивном постаменте можно прочесть надпись о том, что монумент подарен авторами — скульптором и архитектором — городу. А дареному коню, как говорится… Впрочем, время все расставило на свои места. За последние годы вдоль Пейзажной аллеи появилась вереница разнообразных монументальных приколов. В их ряду Святослав на коне чувствует себя вполне по-свойски. 

 

Памятник Петру Конашевичу-Сагайдачному (2001)

Сагайдачный: А здесь конь ведет себя не величественно — жует уздечку Фото: Оскар Янсонс.

Установленное ко дню Киева 2001 года на Контрактовой площади бронзовое изваяние гетмана Сагайдачного (скульптор Валерий Швецов, по эскизу Эдуарда Кунцевича) вроде бы следовало классическим традициям прошлого. Однако его воистину «слепили из того, что было». Рассказывают, что из-за потопа на каменном карьере в качестве пьедестала пришлось выбрать первую попавшуюся небольшую глыбу.  Но мало того, что монумент получился непропорционально низким, складывается впечатление, что всадник «не дружит» с конем. В самом деле, знаменитый предводитель казачьего войска исполнен суровой торжественности, воздел гетманскую булаву тем же жестом, какой поначалу предполагал Микешин для своего Богдана. А конь в это время ведет себя несерьезно — мотает головой, грызет удила, передними копытами уперся, а задними перебирает да еще высоко размахивает хвостом, подобным птичьему крылу.

 

Памятник Богдану Хмельницкому (1888)

Хмельницкий: Под копытом гетманского коня должны были находиться поверженные враги. Фото: Оскар Янсонс.

История самой знаменитой из конных статуй нашей столицы складывалась очень непросто. Автор — Михаил Микешин — задумывал многофигурную композицию на высоком пьедестале. По первоначальному замыслу перед постаментом должны были размещаться торжествующие братья-славяне, а конь гетмана Хмельницкого не просто так поднял копыто — он попирает поверженных врагов. Однако такая идея требовала слишком больших средств, собрать которые не удалось. Вот и сократили проект до одной-единственной конной фигуры, а пьедестал пришлось понизить метра на полтора.  Кроме того, при установке статуи на Софийской площади нужно было учесть, что вокруг расположены многочисленные храмы, к которым не должен быть обращен хвост коня. Насилу выбрали нужное положение. Рука Хмельницкого при этом вывернута с таким расчетом, что булава указывает в сторону Москвы. Микешин был скорее художником, чем скульптором, и конь у него получился не ахти — он кажется мелковатым для гетмана. К тому же грудь и голова животного лишены той грациозности, какая обычно присуща изображениям лошадей. Но сейчас все это не так важно. За 125 лет своего существования памятник Хмельницкому, эффектный и динамичный, настолько «пригляделся», что недочеты не бросаются в глаза. Теперь другого Богдана киевляне уже не примут! 

 

Памятник защитникам границ Отчизны всех поколений (2004) 

Пограничник: Самый спорный монумент Фото: автор.

В небольшом сквере возле администрации Госпогранслужбы на Золотоворотской улице был воздвигнут монумент в честь отважных защитников рубежей нашей Отчизны. На гранитном постаменте с элементами пограничного столба высится бронзовая статуя казака на коне (скульптор Юрий Багалика и др.) — одного из тех, кто охранял землю от вражеских набегов. Вот только непонятно, почему жеребец под ним такой невыразительный и хилый.  Есть и другая странность. Трудно не заметить, что между казаком и лошадиным хребтом существует немалый зазор. Все было бы ясно, если бы всадник приподнялся на стременах — однако стремян и вообще какой бы то ни было сбруи не видно. Остается гадать, какая же именно часть тела удерживает дозорного казака в этом невероятном положении.