Это место чем-то напоминает горную долину. Только, если люди из горных селений спускаются со склонов на общие праздники, то обитатели окрестных домов стекаются по будням к станции метро. Лесными тропами от школы «Динамо» пробираются жители Нивок, спускаются с горы над станцией обитатели улицы Рижской. Больше повезло жителям домов с улиц Стеценко и Котовского – там не такие крутые подъемы.


Из лесу – прямо в метро


Наиболее экстремальный путь к метро от хутора Софиевка, дома в котором приписаны к улице Тираспольской. Это, наверное, одна из самых загадочных по конфигурации улочек: две почти параллельные, длинные, извилистые линии соединяются коротким отрезком, а еще одна часть улицы вообще проходит в стороне и никак не соединяется со своей хуторской частью. Прежде чем попасть в современную, напичканную электроникой станцию, люди из этого лабиринта идут по тропам вдоль железнодорожного полотна, по лесу, пробираются через ограждения гаражного кооператива.


Хутор Софиевка известен со второй половины XIX века, и с той поры не так уж многое изменилось. Скромные старые одноэтажные домики, вырубленные в глине и укрепленные досками ступеньки к калиткам. И если в хорошую погоду можно только порадоваться прогулке по почти нетронутой природе, то зимой или в дождь даже поход за хлебом становится похож на экспедицию первопроходцев. Невдалеке, на улице Котовского – мини-массив многоэтажек, можно сказать, Новая Софиевка. Да и некоторых жителей снесенных по ветхости частных домов переселили в эти квартиры. Маршрутку №469 закрыли больше года назад, и чтобы выбраться «в город», и здесь приходится или долго обходить или так же – лесом, лесом…


В поисках затерянного дендропарка


Сырецкий дендропарк практически всегда обозначают на более-менее подробных картах Киева, но людей, знающих о нем, а тем более, бывавших там, не так уж много. Если в ботанические сады народ валит со всего города, то сюда приходят в основном жители окрестностей. На картах дендропарку приписывают огромную территорию долины ручья Куриный брод. Но на самом деле парк всего в 6,5 га расположен вплотную к территории агрофирмы «Квіти України», да и вход у них пока общий.


– Мы только год как самостоятельное юридическое лицо, – рассказала «Газете…» директор Государственного Сырецкого дендропарка Светлана Глухова, – полгода как разделили имущество с агрофирмой. Все начиналось с рассадника – после войны здесь выращивали саженцы для всей Украины, а что оставалось – высаживали здесь. Хотя изначально тут была усадьба известного киевского цветовода Мейера – именно при нем был устроен показательный парк декоративных культур, еще в 1875 году здесь высадили дальневосточные тисы. А в 1900 году – ели, туи, дубы. Так что можно сказать, что парку уже больше 125 лет.


А современный вид дендропарк приобрел в 50–60-х годах прошлого века благодаря известному дендрологу Николаю Птицину. В основу концепции парка лег ландшафтный дизайн: альпийские горки, живые ограды. В 1989-1990 годах дендропарк реконструировали: проложили дорожки, устроили лавочки, бассейны.


– Сейчас мы уже сами распоряжаемся финансированием, хотя многое еще нужно сделать, – говорит Светлана Глухова. Планируем обустроить отдельный центральный вход с улицы Котовского, уже высаживаем растения, чтобы оформить аллею. Может, заберем у агрофирмы стоящий пока без дела памятник известному селекционеру Ивану Мичурину – пусть украшает парк.


Для школьников здесь проводят экологические экскурсии. Да и просто сюда приходят отдохнуть, затеряться в этом оазисе природы, будучи уверенными в своей безопасности – парк огорожен и охраняется.


«Учебная» речушка


Дальняя часть дендропарка заканчивается крутым обрывом: за оградой начинается каньон небольшого лесного ручья Куриный брод. Хотя в сухую погоду ручей почти пересыхает, на дне ущелья постоянно влажно, и перейти его фактически невозможно – здесь топи. Ручью повезло – за ним следит целая «армия» юных экологов.


– В 2003 году ручей капитально очистили от мусора, – рассказала учитель школы №102 Татьяна Чернобровкина, руководитель проекта по очистке ручья общественной организации «Шулявка». С привлечением средств гранта министерства сельского и водного хозяйства Нидерландов ученые-экологи совместно с учениками «выловили» старые покрышки, бревна, бытовой мусор. Обустроили источники на склонах – теперь местные жители здесь берут воду. В реке много мальков рыбы, массово гнездятся дикие утки. При строительстве железной дороги Куриный брод перегородили дамбой и образовалось озеро.


На той акции дети расклеили по всем окружающим домам листовки, но только две семьи вышли помочь очищать природу. Школа специализируется на туризме и экологии, причем не только в теории. Ученики на велосипедах постоянно объезжают зеленые места района, а полученные сведения направляют в райадминистрацию и экологам. Общественный контроль замечает, что здесь случаются загрязнения: это и фильтрат отходов агрофирмы, и незарегистрированные стоки из областной больницы №2 – все это идет в речку.


Кроме стоков, тут есть чем заняться природоохранным ведомствам. Над озером, на горе – два брошенных бассейна-отстойника. Рядом – брошенная бетонная будка охраны, вокруг – фонари освещения, как на тюремном дворике. Но пока что природой здесь занимаются только современные «сталкеры».





Городская власть регулярно говорит о планах сделать «многоуровневую развязку у станции метро «Сырец».


Здесь шестиполосная магистраль упирается в узкий проезд под насыпью железной дороги. Однако у местных жителей очередное сообщение на эту тему вызывает разве что ухмылку: неужели так сложно расширить пару сотен метров автодороги?


Еще 1 марта 2006 года железнодорожники перекрыли движение поездов по северному кольцу и начали расширять проезд. Работал целый мостостроительный поезд, и уже в конце мая поезда пошли привычным маршрутом. Дело осталось за городом: обустроить проезд, то есть попросту заасфальтировать дорогу.


По сути, ничего не изменилось, хотя в этом месте аварии случаются постоянно. Ведь переход организовали относительно далеко от троллейбусной остановки, и практически все люди, выходящие из станции метро, перебегают проезжую часть под тем же злосчастным мостом. Ограждения же не поставили.


Власти обещают подземный переход, но как раз под мостом дорогу под землей пересекает река Сырец. А единственно пригодное для него место перекрыто опорой высоковольной ЛЭП.


Может, все же проще и быстрее построить связанный с платформами электричек пешеходный мост – ведь здесь каждый день рискуют жизнью тысячи людей.