ТУРИСТАМ ОТКРОЮТ ВИННЫЙ ПОГРЕБ

Массовое строительство подземных галерей, которые дошли до наших дней, началось в Лавре в XVIII веке. Во время пожара 1718 года были уничтожены все деревянные постройки Киево-Печерского монастыря. Именно тогда монахи приняли решение построить подземные сооружения, так как нужно было где-то хранить припасы. Предполагается, что подземные сооружения могли также использоваться для укрытия от новых пожаров и нападений врагов. Так в Лавре появились десятки всевозможных погребов, ледников, тайных подземных ходов. А после того как монастырь вошел в цитадель Киево-Печерской крепости, в середине XVIII века стали делать «потерны» (подземные коридоры, по которым осажденные могли тайно покидать крепость) и так называемые «слухи» (объекты для выявления вражеских подкопов).

По количеству и уникальности подземных сооружений Лавра превосходит все украинские монастыри. Сегодня на ее территории порядка 20 подземных объектов, но часть из них засыпана, поскольку специалисты боялись возможных обвалов. Но недавно некоторые из подземных сооружений вновь расчистили и теперь собираются водить туда туристов.

— Я уверена, что подземные комплексы станут визитной карточкой Лавры и будут пользоваться большой популярностью среди туристов. Для этого их нужно доисследовать, провести ремонтно-реставрационные работы и музеефицировать, — говорит старший научный сотрудник Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Евгения Чередниченко. — Уже в ближайшее время планируем начать реконструкцию Митрополичьего сада и сделать музеем один из четырех винных погребов…

Чтобы древняя церковь (

Чтобы древняя церковь («Вход в Иерусалим»), действовашая несколько веков назад, не провалилась под землю, свод погреба монахи укрепили огромным столбом.

В нем поставят бочки с вином. Тут посетители смогут не только познавать историю и архитектуру, но и дегустировать напитки, приготовленные по монашеским рецептам.

Со временем воссоздадут прежний облик и других скрытых подземелий и откроют для туристов.

Мы же попросили сотрудников заповедника показать наиболее интересные из них еще до открытия.

«ЗАМУРОВАЛИ, ДЕМОНЫ!»

Экскурсию начали с продуктового погреба, который находится на территории Лавры слева от центрального входа (корпус №4). В помещение проведено временное освещение, поэтому нам удалось рассмотреть внутреннюю архитектуру комплекса.

Стены погреба выложены кирпичом, а на полу тонким слоем насыпан песок. Дело в том, что полвека назад провели консервацию подземных сооружений (они были засыпаны песком), а откопали заново (вручную!) только в конце 1980-х…

Вместе с нашим экскурсоводом Евгенией Чередниченко спускаемся по крутой лестнице, которая выходит в небольшое помещение, где монахи держали продовольственные припасы.

— Когда-то в этом погребе хранилось много продуктов, и чтобы они не портилась, их обкладывали льдом, которым запасались еще с зимы и который стоял здесь до следующих морозов, — рассказывает Евгения Чередниченко. — Талая вода стекала по специально отведенной галерее, где скапливалась внизу. Монахи не часто вычерпывали ее, отчего нередко получали нагоняй от эконома…

Скат тянется вниз и заканчивается тупиком. Дальше галерея поворачивает в сторону Успенского собора. Можно предположить, что у монахов существовала единая подземная система, которая соединяла между собой самые значительные сооружения Верхней Лавры. Кто знает, может, за стеной находятся потрясающие артефакты? Ведь Лавра пережила множество пожаров, а где ценности будут в полной безопасности, как не под землей?

ПОДЗЕМЕЛЬЯ СТАРЦЕВ

Рядом с продуктовым погребом находится еще одно подземное сооружение. До сих пор не известно его предназначение: на погреб оно не похоже, так как слишком узкое, на скрытую церковь — тоже. Сотрудники заповедника предполагают, что подземелье служило выходом из келий соборных старцев, которые в момент опасности, пожара или нападения врагов могли в любую минуту быстро и тайно покинуть свои помещения.

Чтобы исследовать подземный ход, приходится пробираться по галерее в потемках, освещая дорогу фонарем. Вдоль стен, справа и слева, имеются ниши, в которых когда-то стояли свечи. Дойдя до конца галереи, замечаем ступени, ведущие вверх. Дальше проход разделяется на два коридора: один ведет на центральную улицу монастыря, другой — в кельи…

«ВХОД В ИЕРУСАЛИМ»

В южной части заповедника, за домом митрополита, находится еще одно интересное подземное сооружение. В начале XIX века на этом месте располагалась церковь, называемая «Вход в Иерусалим».

 

Сотрудник заповедника Евгения Чередниченко показывает замурованный вход, через который митрополит проходил из своей усадьбы в Успенский собор.

Сотрудник заповедника Евгения Чередниченко показывает замурованный вход, через который митрополит проходил из своей усадьбы в Успенский собор.

Сейчас около древнего подземного сооружения находятся бывшая фотолаборатория (да, монахи и сто лет назад увлекались фотографией) и позолотная мастерская монастыря.

Если же спуститься на нижний этаж здания, можно пройти в древний подвал. По центру подземелья — огромная кирпичная конструкция, которая поддерживает своды. От центра помещения идут два выхода: один узкий, а второй — широкий. Сотрудники заповедника говорят, что сюда могла заехать даже телега. Это было удобно, так как позднее подвал стали использовать как продовольственный. Был проделан специальный ход, который вел в кухню. Предполагается, что это сооружение строил известный мастер каменных дел Киево-Печерского монастыря Степан Ковнир.

КСТАТИ

Cекретная галерея соединяла дом митрополита с Успенским собором

О существовании огромного винного погреба, который находится под монастырской площадью рядом с Успенским собором, Трапезной и домом митрополита, случайно узнали в 1880-е годы, когда водопроводные трубы лопнули и хлынувшая вода вымыла землю и обнажила большое сооружение, в котором давным-давно хранили вино. Оказалось, что спустя время о погребе забыли. В его галереи мы и решили проникнуть.

Провожаемые любопытными взглядами туристов (их-то сюда пока не пускают!), заходим внутрь. Впереди — широкое помещение, в котором некогда хранили сотни бочек вина. От него отходят две большие галереи длиной по несколько десятков метров.

Существует монастырская легенда, что одна из этих галерей соединяла дом митрополита и Успенский собор, поэтому прихожане часто недоумевали, когда митрополит необъяснимым образом появлялся в соборе.

По словам Евгении Чередниченко, размеры погреба намного больше, чем мы видим, так как под ним есть еще один ярус, засыпанный землей.

Время от времени сотрудники заповедника находят в погребе монеты.

— Их бросают через вентиляционные отверстия посетители, на память. Мы собрали тут довольно много денег и отдали нищим, — говорит Евгения Федоровна.