Десятинная церковь

В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — первый каменный храм Киевской Руси, воздвигнутый в 996-м. В 1828 году на её месте началось строительство новой церкви. Храм не повторял первоначальной архитектуры древней Десятинной церкви. В 1928 году снесли и это сооружение, а через десять лет на его месте развернули археологические раскопки. Территорию благоустроили, а контуры фундаментов выложили камнями. 

Возобновление работ

В 2005 году начались новые раскопки на месте Десятинной церкви. В то же время заговорили о восстановлении храма в течение двух лет. Проект оценивали в 90 миллионов гривен, однако финансирование шло с перебоями, и работы приостановили.

К вопросу вернулись в 2007 году по случаю одного из церковных праздников: неподалёку от места, где находилась Десятинная, верующие установили временную палатку, которую после праздников обшили металлом. Спустя три года весной за одну ночь на её месте построили деревянный храм, который назвали Десятинным монастырём Рождества Пресвятой Богородицы. Летом 2012 года постройку обложили камнем и мрамором. Поскольку власти разрешений на землеотвод не выдавали, по факту самостроя до сих пор продолжаются судебные тяжбы.

Первые проекты

 

Весной 2011 года начался конкурс проектов обустройства территории Десятинной. Несмотря на то, что условия конкурса не предполагали отстройку храма, комиссия выбрала два проекта, в которых она значилась: строительство небольшой часовни, предложенное архитектором Андреем Миргородским, и возведение капитального храма, предложенное Ольгой Кругляк, архитектором Синодального отдела по архитектуре Украинской православной церкви московского патриархата (УПЦ МП). Оба проекта предусматривали создание подземной экспозиции, где были бы представлены останки аутентичных фундаментов храма Х века.

В апреле 2012-го в подвале дома № 6 по улице Владимирской открылся Музей истории Десятинной церкви, но уже к концу года вокруг него разгорелся скандал: ряд научных сотрудников музея заявили, что директор учреждения — иеродиакон УПЦ МП Ярослав (Дорошенко) — поддерживает не научную работу, а непосредственно проект восстановления храма, и нанимает священнослужителей, не обладающих нужными для музейной работы квалификацией и образованием.

Новые предложения

После конкурса о двух проектах-победителях долго не вспоминали, пока в октябре 2012 года не появилась сообщения, что на месте храма хотят создать подземный музей площадью 600 квадратных метров. Заказчиком проекта выступило коммунальное предприятие «Дирекция реставрационно-восстановительных работ». Остатки фундамента собирались накрыть монолитной железобетонной плитой на сваях, а под ней разместить сам музей, в котором можно было бы увидеть раскопки.

Позже в интервью газете «Вечерний Киев» член Национальной комиссии Украины по делам ЮНЕСКО архитектор Юрий Лосицкий заявил, что плита будет достаточно прочной, чтобы выстроить на ней капитальную церковь.

21 января этого года митрополит УПЦ МП Украины Владимир благословил архитектурный проект «Консервации и современной музеефикации, завершения археологических исследований Старокиевской горы с остатками фундамента Десятинной церкви — территории памятника археологии национального значения». Этот проект представил некто архимандрит Гедеон, настоятель «Десятинного монастыря» — того самого, который возник из временной палатки возле фундамента.

Вадим Жежерин, архитектор, глава Киевской организации Союза архитекторов Украины: «Есть общепринятая система музеефикации памятников, подобных Десятинной церкви, которая обеспечивает их квалифицированное содержание и возможность осмотра посетителями. Для этого не нужно ставить конструкцию с 18-метровыми сваями, которые предлагают забивать в старинные фундаменты. Технически это можно перекрыть элегантными лёгкими сборными конструкциями, прозрачными или непрозрачными, а сбоку сделать вход. Представленный же проект (музей под монолитной железобетонной плитой на сваях) имеет исключительно одну цель — построить церковь. Здесь не стоит сразу винить власти: руководство не всегда разбирается в том, что ему преподносят».

И мы можем чётко прогнозировать, что последует дальше в случае строительства Десятинной церкви, — это захват всей территории города Кия, превращение её в закрытую вотчину и последующая застройка. И всё это вместо ландшафтного парка.

Эта территория должна быть открытым местом, природным ландшафтом, который позволил Кию возвести именно здесь свой город. Важно обеспечить виды на все три летописные горы, в том числе на Щекавицу и Хоревицу, а также на Днепр. Для этого нужно вырубить часть деревьев и, возможно, даже снести здание исторического музея. Однажды состоялся разговор между автором этого здания Иосифом Каракисом и создававшим ландшафтный парк Авраамом Мелецким. И тогда Каракис сказал: «Ава, если ты считаешь, что музей нужно снести, — я не против». Ведь на самом деле проект этого здания предназначался для совсем другого места.

Дома № 3 и 5 в Десятинном переулке

Вторая горячая точка на Старокиевском плато — здания №3 и 5 в Десятинном переулке. В этих скандалах начала фигурировать Украинская православная церковь киевского патриархата (УПЦ КП).

Одноэтажный дом № 5 впервые упоминается в 1857 году, здесь проходило заседание Киевского религиозно-образовательного общества. В результате раскопок 1930-х годов археологи обнаружили здесь остатки фундамента двухэтажного каменного дворца Х века. Часть его контура выложена камнем на проезжей части Десятинного переулка, ещё часть продолжается на территории участка. В 2002 году власти города передали здания УПЦ КП для использования в качестве административных и хозяйственных помещений. С тех пор строения, по сути, пустовали.

Первые проекты нового комплекса

 

В 2007 году церкви разрешили возвести на месте одноэтажных зданий «комплекс административного, жилищного и хозяйственного назначения с подземным паркингом». В 2009-м дом № 5 с охранным статусом вывели из перечня исторических памятников, а ещё через три года здания начали демонтировать. Сейчас дом № 5 уже полностью снесён.

Тем временем несколько мастерских представили проекты застройки участка. Проект архитектора Виктора Зотова предполагал сооружение здания, которое бы сохранило и обеспечивало доступ туристов к остаткам фундаментов княжеского дворца.

Второй проект, разработанный архитектурной мастерской «Доценко», предполагал полную застройку участка, без доступа к фундаментам дворца. Первые четыре этажа восьмиэтажного здания должны были быть стилизованы под историческую застройку.

Новый проект

В конце января 2013 года прокуратура Киева запретила строительство, и сегодня работы на участке не проводятся. Однако УПЦ КП уже обратилась в Окружной админсуд Киева с требованием отменить решение о запрете строительства в Десятинном переулке.

Через несколько дней после начала демонтажных работ на стройплощадке вывесили информационный щит, сообщающий, что здесь идёт консервация и музеефикация юго-восточного участка фундаментов Западного дворца. Заказчиком выступила УПЦ КП, генеральным проектировщиком — ООО «Арт-До». Проекты Зотова и Доценко почему-то уже не фигурировали.

В конце ноября 2012-го церковь представила ещё более свежий проект комплекса. В нём снова вернулись к идеям Зотова и Доценко: на месте старой одноэтажной постройки решили выстроить комплекс с административными и хозяйственными помещениями УПЦ КП, гостевыми апартаментами и мастерскими, а также с доступом к историческим фундаментам. При этом здание должно было не полностью принадлежать церкви: часть помещений переходила к ООО «Левадия» — партнёру церкви в строительстве. Какая именно часть, не уточнялось. Это стало поводом для разговоров о том, что возведение комплекса на Десятинном — очередная коммерческая застройка исторического центра.

Эксперты, с которыми говорил The Village, не берутся прогнозировать развитие ситуации вокруг Десятинной. Несмотря на существующие согласованности, для строительства на обоих участках нет целого ряда разрешительной документации, поскольку они расположены сразу в нескольких охранных зонах — это архитектурный заповедник «Город Владимира», архитектурная охранная зона «Город Ярослава», Государственный историко-архитектурный заповедник «Древний Киев», а также охранная зона ансамбля Софии Киевской. Последняя входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и любые изменения в этой зоне должны быть согласованы в центральном офисе в Париже.