Первая реконструкция в 1982 – «халтура»

Последние пять лет Золотые ворота стояли закрытыми в ожидании реконструкции. Хотя стали нуждаться в ней сразу после постройки в 1982 году, приуроченной к празднованию 1500-летия Киева. Тогдашняя задумка – воссоздать архитектуру главного въезда и сохранить руины старинного сооружения от воздействия осадков – не удалась. Деньги выделили лишь на то, чтобы законсервировать древнее сооружение и надстроить сверху некое подобие старинного оборонного комплекса. Которое не только не соответствовало историческое правде, но и возводилось на скорую руку, с многочисленными строительными и реставрационными ошибками. Хорошо хоть, что старую кладку при этом не использовали как несущую – опоры, поддерживающие верхний свод, ставились отдельно. А то бы неизвестно, что дожило до нынешней реставрации.

Последствия неудачной реконструкции проявились почти сразу – гидроизоляция оказалась нарушена, и вся вода стекает внутрь, ставя под угрозу сохранность единственной неразрушенной во время нашествия Батыя части ворот – стен из природного камня – бута. Только их расположение позволило воссоздать хотя бы приблизительные размеры сооружения. А вот о том, как выглядела верхняя часть, можно только догадываться, хотя немало историков пытались это сделать, основываясь на описаниях летописцев. Но архитектура все равно осталась «за кадром». Например, есть данные, что по обеим бокам ворот были контрфорсы – вертикальные опоры, расположенные с наружной стороны стены. Но были ли они широкими, узкими, высокими или низкими, с выступами или без – уже никто не узнает.

Внутри остатки древних стен впечатляют. Здесь, внизу, где к ним можно прикоснуться, какая-то особенная аура. А когда проходишь под сводами и приближаешься к решетке, такое впечатление, что за ней – вымощенная брусчаткой улица с невысокими домиками, цокот конских копыт, княжеские дружинники в кольчугах с мечами и луками. Но, увы, за воротами – современный мегаполис и автомобильная «тянучка». А здесь время словно остановилось, даже кирпичные стены «новодела» впечатление особо не портят.

Кстати, закрывать кладку стеклом не собираются, так что к ней можно будет прикоснуться, ощутить связь времен. Главная задача нынешней реставрации – отвести с участка поверхностные воды, чтобы обеспечить нормальные условия для сохранения ворот. Важность этого особенно видна после ночных гроз – все стены в мокрых потеках. Собираются заменить и все деревянные части. К слову, они уже окончательно прогнили и тоже далеки от канонов строительства того времени. Новые будут из долговечного дуба.

 

И защита, и парадный въезд…

Тендер на проведение работ выиграла «Укрреставрация», имеющая 65-летний опыт работы на самых значительных архитектурных объектах.

– Собираемся полностью поменять две заборолы – оборонительные площадки, скрытые за щитами из бревен, за которыми находились лучники, – говорит начальник участка Андрей Жилинский. – Почистим кирпичную кладку – она растрескалась, потемнела от грязи. Работы очень много, но постараемся успеть. Сейчас уже выполнен комплекс подготовительных работ, установлены леса, разобраны деревянные конструкции.

Главная «изюминка» проекта – восстановление герсы, подъемной решетки, которая перекрывает проезд через ворота. Собственно, именно из-за нее они и называются «воротами». Существует много легенд, почему ворота называются Золотыми. То ли так назывался любой главный въезд в город, то ли за право пройти через них следовало отдать золотой. А может, в древности их оковывали металлом, блестевшим на солнце. К единому мнению историки так и не пришли. Нет и точных данных, где именно должна располагаться сама герса. В некоторых оборонительных крепостях она перекрывает въезд в город со стороны дороги, в других – последняя преграда на пути в город. В Киеве – именно второй вариант. Если нападающим удавалось сломить сопротивление и ворваться в середину оборонного сооружения, защитники города обрубали веревку, и многотонная махина подъемной решетки рушилась на врага. А сверху на них сыпались стрелы лучников. А какое психологическое воздействие оказывал вид падающей многотонной герсы! Особенно если под нее попадал кто-нибудь из нападавших.

Туристам, правда, такой «аттракцион» не обещают. Но в планах реставраторов – в определенное время поднимать решетку, чтобы символически под ней можно было войти в город по дороге киевских князей. Идея, правда, не нова – в 1982 году, когда над руинами древних ворот надстраивали современный макет, в верхней части уже установили подъемный механизм, но поднять конструкцию удалось всего два-три раза.

– Потом герсу перекосило, и дальнейшая ее эксплуатация оказалась невозможной, – рассказывает замдиректора заповедника «София Киевская» Вадим Кириленко. – Без движения она стоит уже 25 лет. Но скоро снова будет подниматься и опускаться. Мы собираемся поставить новую автоматическую систему подъемного механизма и полностью заменить решетку. Вчера здесь были специалисты днепропетровского завода «Днепртяжмаш», они готовы выполнить весь комплекс работ.

Сейчас герса сделана из цельного дерева и оббита металлическим пластинами. Весит она, кстати, почти 7 тонн. У подножия конец каждого бруса окован металлическим наконечником с шипами. Их планируют сохранить и в новом варианте. А саму решетку сделают «наоборот» – внутри будет металл, сверху – брусы из дуба.

 

… и музей

Еще одна задумка – открыть внутри музей «Золотые ворота», экспонаты которого будут рассказывать об истории оборонных укреплений на Руси.

– По лестнице туристы смогут подняться наверх, на смотровую площадку, а по дороге будут установлены витрины с образцами оружия, керамики, костюмов, – говорит Вадим Кириленко. – И спуститься можно будет с другой стороны, обойдя весь комплекс.