Завершился первый этап городского конкурса «Логотип и стиль Киева». Из 130 полученных проектов жюри отобрало 10 работ в финальный шорт-лист. Организаторы отмечают, что некоторые из них нуждаются в доработке, до конца января авторы должны усовершенствовать проекты, после этого киевляне смогут выбрать победителя. Тот, кто наберет наибольшее количество баллов по итогам второго и третьего этапов голосования, получит премию 50 тысяч гривен.

Напомним, конкурс на лучший логотип и слоган Киева стартовал в сентябре прошлого года. Логотип и слоган будут использованы в рекламных, коммуникационных и других мероприятиях для формирования позитивного имиджа украинской столицы за границей, увеличения ее привлекательности на международной туристической арене. Логотип должен включать графические элементы, образы, шрифты, цветовые решения, а слоган — ключевую идею.

МНЕНИЕ ЖЮРИ


 

Юрко Гуцуляк
глава Совета дизайнеров конкурса,
арт-директор и совладелец Студии графического дизайна Юрка Гуцуляка

На конкурс прислали 130 работ, авторами которых были все, кто угодно, а не только дизайнеры и художники. Кроме совета дизайнеров, работы оценивал совет художников. Каждый выбрал по пятерке работ-финалистов. Среди всех просмотренных вариантов логотипа не было ни одного, который можно назвать финальным, готовым к употреблению продуктом. Но финалистов нужно было отобрать, потому что это конкурс, в котором должен быть победитель.

«Среди всех просмотренных вариантов логотипа не было ни одного, который можно назвать финальным, готовым к употреблению продуктом»

Мы отобрали те работы, в которых есть потенциал и которые могут быть доработаны. После этого они смогут представлять собой оконченный продукт. Пяти финалистам мы отправили письма с рекомендациями — что в работах сделано хорошо, а над чем еще нужно подумать и что исправить. Крайний срок — конец января. После этого логотипы выставят на всенародное голосование. Не могу сказать, захотят и смогут ли авторы доработать логотипы. Однажды мы уже предлагали продлить конкурс, и его продлили. На данном этапе Киевсовет захотел подвести итоги, но, возможно, решение о продлении конкурса еще примут.

 

 

Николай Кочубей
глава секции художников графического искусства Киевской организации Национального союза художников Украины

Мы должны выбрать логотип Киева. Конечно, у каждого свой взгляд на город, но сложились определенные традиции, лицо столицы. На последнем собрании Совета мы пришли к выводу, что ни один из логотипов не отвечает требованиям, которые представляет европейский город с огромным историческим наследием. Не нашлось ни одного варианта, который было бы не стыдно выбирать. Тогда нам объяснили, что этот логотип будет употребляться только в рекламных целях перед Евро-2012. Как по мне, если это лого для чашки, борда и футболки, что-то можно выбрать. Но если речь идет о Киеве в целом, то я ни одного решения не увидел.

«Мы бы посоветовали авторам-художникам использовать в своих работах визитку Киева — памятник Василия Бородая основателям Киева Кию, Щеку, Хориву и сестре их Лыбеди. Потому что с точки зрения композиции эта скульптура непревзойденная, невозможно найти лучше».

Не скажу, что у нас плохие художники. Наверное, стоило ставить такую задачу исключительно перед профессионалами, а не перед аматорами, которые прислали на конкурс немалое количество работ. Мне понравился слоган «Мозаїка вражень», потому что вызвал ассоциацию с Софией Киевской, уникальными киевскими мозаиками, известными всему миру. Но визуальный ряд совершенно неинтересен и недоработан.

Перед Новым годом Совет художников посовещался и решил посоветовать авторам-художникам использовать в своих работах визитку Киева — памятник Василия Бородая основателям Киева Кию, Щеку, Хориву и сестре их Лыбеди. В некоторых работах мы встретили этот памятник. Хорошо, что его использовали, но никто не нашел интересного графического решения. Я бы советовал художникам постараться его найти, потому что с точки зрения композиции эта скульптура непревзойденная, невозможно найти лучше.

 

 

Кирилл Чичкан
креативный директор рекламного агентства Provid

Работы невысокого, студенческого уровня. Они не продуманы, не закончены и не доведены до конца. Хочется, чтобы логотип Киева был современным, чтобы в нем присутствовал дух города, живучесть, хорошая основа, чтобы он хорошо раскладывался и его можно было использовать максимально интересно. Присланным на конкурс логотипам не хватает киевскости, характера города, его настроения.

«Присланным на конкурс логотипам не хватает киевскости»

Мне нравится логотип со слоганом «Мозаїка вражень», с использованием мозаики. В нем есть мотив, дух, он хорошо раскладывается, его можно назвать гибким, пластичным. Другое дело, что мозаика — это не совсем наш характер, не очень в стиле Киева. Но как логотип, как знак это хороший вариант. Логотип «Кіїв. Краса у різноманітності» мне категорически не нравится; «Открой для себя Киев» — выглядит совсем по-детски; «Київ. Живи. Мрій. Кохай» — слишком технологичный для города, больше похоже на лого страховой компании или инвестиционного центра. «Київ. Місто, де всё починається» — логотип, в котором есть настроение, но мне он кажется слишком простым, недоточенным.

 

 

Игорь Дудка
арт-директор Headshot Brand Development

Конкурс вышел в полном смысле народным. Мало работ, которые бы соответствовали задаче. Большинство вообще тяжело назвать логотипами. Критерии отбора стандартные для данного типа работ: идея, графическое решение, уникальность, соответствие брендируемому объекту. Уровень присланных работ был крайне низким, и нам приходилось отбирать работы по принципу «лучшее из того, что есть». Конкурсу в целом не хватает коммуникационной концепции, которую должен выражать логотип. Иначе все попытки как-то выразить свое понимание города ни к чему не приведут. В большинстве присланных работ не хватает масштабности мышления и современных графических решений.

«Нам приходилось отбирать работы по принципу „лучшее из того, что есть“»

Мне кажется, вариант с листьями каштанов очень близок к определению «логотип города»: в нем есть идея, есть универсальность, он будет понятен широкому кругу людей, он удобен в развитии. Если доработать его, можно получить достойную работу. Логотип «Київ. Живи. Мрій. Кохай» — знак выглядит современно и гармонично, есть устоявшийся образ каштана. Но шрифтовое решение не соответствует графике знака. Понравилось удачное решение буквы «Ї». Данный вариант является самым интересным и удобным в использовании. «Открой для себя Киев» — свободная графика и приятное цветовое решение. Слабая сторона этого варианта в том, что без слогана он рассыпается и требует изменения формы и компоновки элементов. Следует привести графику к большей абстракции. Лого станет более сильным и выразительным.

В варианте Коновалова интересен только знак и то не всеми вариантами формообразования. Слишком много графических решений, некоторые выпадают из общей стилистики. Сама концепция неоднозначна, она не отражает сути Киева. «Всё начинается в Киеве» — слабая работа, дизайн примитивен, идея блекло выражена. Формы, из которых состоит логотип, плохо сочетаются друг с другом. «Мозаїка вражень» — идея интересная, но графическое решение далеко от желаемого. Над этим вариантом нужно много потрудиться, чтобы он стал достойным логотипом.

МНЕНИЕ УЧАСТНИКОВ



АНДРЕЙ ФЕДОРОВ

основатель и руководитель маркетинг-компании
Fedoriv.com

 

В жюри были арт-директора и художники. Первых в большей степени интересовал графический дизайн, вторых — стандарты и стереотипы, которые соответствуют Киеву в более каноничном, архаическом восприятии. Если бы я оценивал работы, то несколько углубил бы подход.

Логотип — это инструмент коммуникации, а не просто маркировки. Он должен работать и для жителей города, и для туристов, и для инвесторов. Я бы анализировал возможности каждого из логотипов стать частью целой системы и то, заложен ли в нем механизм развития этой системы. Победит ли наш логотип, зависит от того, по каким критериям киевляне будут выбирать знак города. Сила нашей работы не в самом значке, его нужно рассматривать как часть системы.

«Наш логотип критикуют за то, что он выглядит слишком детским и ярким. Об этом я вообще не переживаю. Яркость — в украинских традициях. Если выйти на Крещатик, увидите: народ одевается ярко»

Если говорить о прямом сопоставлении работ, наш прямой конкурент — работа Виктора Коновалова. Наши логотипы можно сопоставить по глубине проработки, целостности и комплексности решения. Но мне не очень нравится работа Коновалова с точки зрения идеи, заложенной в знак, и самого знака. Я думаю, что Киев намного глубже, чем просто буква «К». Еще один недостаток этой работы в том, что со слоганом «You will come back» она работает только для туристов.

Наш логотип критикуют за то, что он выглядит слишком детским и ярким. Об этом я вообще не переживаю. Когда он работает, то совершенно не выглядит детским. Я дарю наклейки с логотипом на машину, люди просят еще — для меня это показатель. Кроме того, яркость — в украинских традициях. Если выйти на Крещатик, увидите: народ одевается ярко. Второй момент — у нас еще не дошли руки разработать полностью уникальный шрифт. Естественно, я болею за свой логотип. Не считаю его гениальным, но он функционален с точки зрения брендинга. Было бы круто получить письмо от арт-директоров с рекомендациями по нашей работе, но я его не получал.

 

ВИКТОР КОНОВАЛОВ

партнер и креативный директор корпорации «Супергерои»

 

Мы начали работу над брендом Киева более чем за год до объявления конкурса. Для «Супергероев» это не состязание в креативности и не способ что-либо доказать конкурентам. Наши работы публикуются по всему миру, это позволило вовлечь в процесс создания бренда международных экспертов и найти оптимальное позиционирование, которое, по результатам исследований, эффективно и для туристов, и для жителей Украины.

Сложно говорить о конкуренции в данном конкурсе: бренд Киева — не логотип, который можно оценивать визуально, это система позиционирования в первую очередь. И только безумное желание подарить городу достойное лицо заставило нас потратить такое количество времени, сил и финансов для того, чтобы найти оптимальное решение.

«Сложно говорить о конкуренции в данном конкурсе: бренд Киева — не логотип, который можно оценивать визуально, это система позиционирования в первую очередь»

Конечно, принимая решение, важно учесть мнение киевлян, но не стоит забывать, что цель туристического бренда — формировать имидж города для иностранных туристов. Наш брендбук — в открытом доступе, и желающие могут убедиться, что на его 90 страницах концепция представлена исчерпывающе. Запросов на доработку нам не поступало.