История киевского Левобережья восходит к глубокой древности. Следы пребывания человека на этой территории относятся к IV-III тысячелетиям до нашей эры. Когда-то здесь были обширные луга и густой лес, пересеченный озерами и болотами. Мягкий климат и большое количество водоемов, богатых рыбой, создавали хорошие условия для жизни.

Прошли века, и во второй половине XV столетия земли на левом берегу Днепра возле Киева качали скупать монастыри, которые в те времена были крупными землевладельцами. Тогда и возникла Никольская слободка. Ее название происходит от имени Киевского Пустынно-Никольского монастыря. В XVIII-XIX веках в слободке жили крестьяне, ремесленники-кустари и мелкие торговцы. Слобожане строили свои дома на высоких сваях, поскольку во время весенних разливов вся эта местность затапливалась водой — и слободка превращалась в Венецию — сообщение между домами осуществлялось с помощью лодок, которые причаливали непосредственно у дверей второго этажа. Через Никольскую слободку проходил путь из Киева в северные губернии. Широкий Днепр всегда был серьезной преградой, и для ее преодоления возводились временные переправы. Стационарный мост — крупнейший по тем временам в Европе — был построен в 1848-1853 годах по проекту английского инженера Чарльза де Виньоля. Продолжением его стали четыре деревянных моста через Русановский залив на деревянных же сваях, которые вели к Броварскому шоссе и Никольской слободке. В 1902-1906 годах эти недолговечные конструкции были заменены 2-пролетным Русановским мостом по проекту профессора Киевского политехнического института, известного ученого в области мостостроения М. А. Белелюбского. В летнее время сообщение слободки с «цивилизацией» осуществлялось также специальными пароходными и лодочными рейсами.

Никольская Слободка. Разлив Днепра

В путеводителе по Киеву, изданном в 1908 году, о Никольской слободке писалось: «Это — довольно большое, грязное и чуждое даже примитивного благоустройства поселение, населенное разного рода мастеровыми, отставными солдатами и тому подобным людом. Летом, благодаря обильной растительности и близости реки, Никольская слободка служит довольно частым местом посещения невзыскательных киевлян, отправляющихся на лодках пить молоко в чахлых садах при частных усадьбах или лакомиться раками в одном из нескольких трактиров…»

Для более изысканной публики существовал Петровский парк, называвшийся также Венецией, с музыкальной эстрадой и летним театром. Входная плата в парк составляла 40-50 копеек (для сравнения: неквалифицированный рабочий получал в день до 1 рубля).

Николаевская церковь в Никольской слободке

Платформа метро Левобережная. 1969 год

Массив Левобережный — очередь на автобус. Улица Марины Расковой. 1969 год

В конце XIX века для прихожан Никольской слободки открылась Свято-Николаевская церковь. В ней 25 апреля 1910 года венчались поэтесса Анна Ахматова (1889-1966) и поэт Николай Гумилев (1886-1921). Николай Степанович посвятил своей молодой жене такие романтические строки:

 

Из города Киева,

Из логова Змиева

Я взял не жену, а колдунью…

 

В год своего венчания Анна Ахматова была слушательницей Высших женских курсов в Киеве и проживала по улице Меринговской (М. Заньковецкой, 7). Николаевская церковь также как и большинство киевских храмов была снесена в шестидесятых годах при прокладке трассы метро.

Платформа метро Левобережная фото.jpg

Платформа метро Левобережная. 1969 год

Строительство станции метро «Левобережная» коренным образом изменило эту местность. Она была открыта 6 ноября 1965 года. Станция решена как наземная платформа открытого островного типа, её авторы — архитекторы И. Л. Маслеников и В. С. Богдановский. Платформа состоит из одинаковых железобетонных конструкций и навесов длиной 102 метра. Стены вестибюлей, подземных переходов и колонны облицованы керамической глазурованной плиткой. С целью защиты пассажиров в непогоду по центру расположены остекленные металлические витражи. Ниже уровня платформы с двух торцов к ней примыкают вестибюли. Станция приобретает национальный колорит благодаря майоликовым вставкам в облицовке колонн. Для увеличения пропускной способности станции к порталам-входам в 1976 году были пристроены два вестибюля (архитекторы Т. А. Целиковская, И. Л. Маслеников, Н. Л. Чуприна).

Массив Левобережный фото

Массив Левобережный — очередь на автобус. Улица Марины Расковой. 1969 год

Недалеко от станции метро раскинулся массив Левобережный, основная застройка которого началась в 1974-1980 годах. Во избежание затопляемости часть территории нарастили способом гидронамыва. Пешеходной площадью станция связана с 26-этажной гостиницей «Турист», принимающая гостей Киева с 1987 года (архитекторы В. М. Гречина, В. И. Гопкало, В. П. Песковский, В. Е. Коломиец).

В 1991 году на месте бывшего кинотеатра «Космос» по Броварскому проспекту, 25 открылся Театр драмы и комедии на Левом берегу. Творческий коллектив театра, которым руководит народный артист Украины, главный режиссер Э. Митницкий, пользуется популярностью у киевлян и гостей города. Среди ведущих актеров труппы — народная артистка Украины Н. Белецкая и народный артист Украины, заслуженный артист РСФСР Н. Бабенко. Теперь Левобережье — уже не предместье, а полноправный район Киева со всем необходимым: магазинами и рынком, почтами и гостиницами, кинотеатрами и театром, ресторанами, барами и многим другим. А еще у него есть непревзойденное дополнение к знаменитому киевскому «набору» (зелень в квадрате плюс солнце), которым не могут похвастаться другие городские районы, — чудо-река. Что еще нужно, чтобы почувствовать себя на курорте? Да ничего — только понять это.