Из-за директоров от Минкульта Украина окажется в тупике?

«В лавру должны приходить деловые, профессиональные руководители. Не политические, как стало популярно в последнее время», — заявил «Обозревателю» Сергей Кролевец, экс-гендиректор Киево-Печерского заповедника (1995-2010 гг.).

При этом он категорически против, чтобы директоров музейных заведений назначали в Минкульте. «Решения Министерства культуры раскалывают общество – они имеют политическую окраску. Назначения руководства министерством в Европе давно не практикуется», — говорит Кролевец.

Выход из сложившейся ситуации экс-руководитель видит в проведении реформ культурной сферы. «Принцип единоличного назначения на должность заведет Украину в тупик. Директор должен избираться общественностью. Исполнительная власть не должна брать на себя ответственность за руководителя того или иного музея», — подчеркивает Кролевец.

По его словам, в мире практикуют более эффективную модель назначения руководства музеев. Как происходит цивилизованное избрание директора, Кролевец объясняет на примере Голландии. «Директора избирает опекунский совет музейного учреждения. Причем в совете – ни одного чиновника, только известные публичные люди. Они сообщают министру о своей кандидатуре. Он подписывает приказ о назначении на должность», — рассказывает экс-гендиректор Киево-Печерского заповедника.

Он уточняет, что в лавре тоже есть опекунский (наблюдательный) совет, но большинство его членов, как заявляет Кролевец, — чиновники. «А если есть общественные деятели, то они карманные», — добавляет бывший руководитель лавры.

«За 15 лет моего руководства поменялось семь составов наблюдательного совета. У меня было подозрение, что иногда не все знали, что являются членами совета. Они никогда не собирались. А вот если бы они имели полномочия избирать, снимать директора, утверждать стратегическую программу развития, думаю, совет собирался бы», — считает Кролевец.

В 2010 году на место Кролевца в Киево-Печерский заповедник пришла Марина Громова. «Изменений на лучшее я не отметил. Было шесть докторов наук, всех Громова уволила. Более 20 кандидатов наук было – осталось человек восемь», — перечисляет экс-гендиректор.

О том, справится ли с обязанностями новый руководитель лавры, Кролевец судить не берется, так как лично не знаком с Натальей Клименко. А тем временем бывшие и теперешние сотрудники заповедника – сторонники Громовой и Лесничей – продолжают обвинять друг друга в разных «грехах». Вспоминаю как незаконные массовые увольнения и рабские условия труда, так и «грязные схемы» в заповеднике и принцип кумовства при назначении на лакомые должности.

Почему в музее «Пирогово» торгуют и проводят «неправильные праздники»

В отличие от лавры, где с начала года успели второй раз поменять руководство, в Музее народной архитектуры и быта Украины новый директор, которого назначали одновременно с Викторией Лесничей (уже уволенным гендиректором Лавры. – Ред.), руководит до сих пор. Но в коллективе музея, так же, как и в заповеднике, возмущаются.

«В музее уволили более 15 сотрудников. Часть из них ушли сами – так как люди не хотели переходить на технические должности и сидеть возле музейных изб», — рассказала «Обозревателю» Лидия Орел, проработавшая в музее 41 год.

«Мы этот музей, можно сказать, родили в 70-х годах. Здесь 2/3 моей жизни прошло. Поэтому я отказалась от унижающей меня должности», — объяснила Орел.

В свою очередь директор музея Дмитрий Заруба сообщил «Обозревателю», что за время его руководства (с января 2012 года. – Ред.) было уволено всего семь сотрудников – из-за сокращения должностей. «Сотрудникам, которым по 75 лет, мы предлагали перевестись на должности хранителей фондов. По состоянию здоровья они уже не могли полноценно выполнять свои предыдущие обязанности», — заявил Заруба.

Также сотрудники музея в Пирогово не понимают, почему с приходом нового директора территорию заставили торговыми ларьками. «Сейчас в музее – 46 торговых точек», — утверждает Лидия Орел.

По информации Зарубы, в музее открыли всего пять новых торговых мест: причем с благой целью – чтобы посетители могли перекусить по  доступным ценам. «Рестораны у нас были, но там высокие цены», — отмечает директор.

По его словам, сейчас в музее начали еженедельно проводить разнообразные развлекательные мероприятия, в том числе отмечают религиозные праздники. Надежда Зяблюк, которая после 36 лет работы в июле уволилась из музея, критикует нынешние празднования в Пирогово. «Сейчас праздник превращают в шоу. Праздник жатвы был, молотили девушки.. Но это же мужской труд!» — возмущается Зяблюк.

Лидия Орел поддерживает бывшую коллегу. «Они делали фестиваль борща – вывезли торговые точки и провели соревнования, кто скорее съест борщ… Такая проза. Надо что-то более поэтичное проводить», — говорит экс-сотрудница музея.

В то же время нынешний директор больше говорит о прозе жизни музейщиков: например, жалуется на низкие зарплаты сотрудников. «Сейчас должностные оклады у нас в размере около 2 тысяч гривен. Зарплаты не соответствуют условиям труда. У нас только 250 человек работает, а территория  — более сотни гектаров», — отмечает Заруба.

Недовольные сотрудники тем временем вспоминают бывшего руководителя Павла Федаку, который, по их словам, до сих пор доказывает свое незаконное увольнение. «Федака — едва ли ни единственный директор, который был музейщиком. Остальные были чиновниками, которые просто подписывали документы. А Федака был практиком, ездил в экспедиции, собирал международные конференции», — говорит Лидия Орел.

«Когда Кулиняк поставил руководителем бизнесмена Зарубу, думали, что он, как Мазепа, 40 церквей построит… Но сейчас там картина грустная», — добавляет Надежда Зяблюк.

В свою очередь сам Заруба описал «Обозревателю» более радужную картину нынешнего состояния музея в Пирогово. «Уже провели реставрацию изб в Николаевской и Херсонской областях. Планируем в Днепропетровской. Также сделали ремонт в помещении школы и избе священника. Отремонтировали тыны. Все за собственные деньги», — перечисляет он.

По словам директора, в ближайшее время на территории музея установят двуязычные указатели и карты-схемы территории. Кроме того, с сентября в музее  обещают установить Wi-Fi. «Интернет – необходимость времени», — подчеркивает Заруба.