Квиток или білет? 
Так выглядели билеты на метро до и после денежной реформы

Наше опоздание
Через 37 лет после пуска английской подземки стараниями компании Compagnie du chemin de fer Metropolitain de Paris («Компания столичной железной дороги Парижа») новый вид транспорта появился во Франции. Не мудрствуя лукаво, а может, с целью рекламы, на станциях развесили таблички Metropolitain. Так и повелось. И хотя пионеры-лондонцы своё метро называют tube (труба), остальные англичане – underground (подземка), американцы – subway, а немцы – U-Bahn, именно название «метрополитен» прижилось в большинстве стран мира. 

На наших некогда необъятных просторах первый проект метро появился в Москве ещё в конце XIX века. Линии планировалось проложить как в тоннелях, так и по эстакадам. Главная станция вместе с депо должна была располагаться на Красной площади, примерно там, где сейчас мавзолей. Строительству помешали козни «трамвайного лобби»: трамваи приносили хорошую прибыль, и конкурент их владельцам был совершенно ни к чему. Поступления от трамваев в городскую казну тоже были значительными, и градоначальство крайне вяло реагировало на возможность экспериментировать с общественным транспортом. В начале XX века с его войнами и революциями стало вообще не до метрополитена. 

 

Хирургия. 1960 г. Открытие Киевского метрополитена. Ножницы в руках первого секретаря ЦК КП УССР Николая Подгорного. Справа от него – глава совмина УССР Никифор Кальченко

Легенды подземелья

Первая линия метро, «Сокольники» – «Парк культуры», открылась в Москве только в 1935 г. А сейчас Московский метрополитен – второй в мире по интенсивности движения после подземки в Токио. Кстати, тщеславные москвичи уверены, что их станция «Парк Победы», открытая в 2003 г., – самая глубокая в мире, 84 метра. Это заблуждение. Наша «Арсенальная» глубже почти на 40 метров. Чем действительно замечательна московская станция, так это тем, что на ней увековечен Юрий Лужков. Если взглянуть на мозаичного Кутузова на стене и мысленно поменять фуражку на кепку – вылитый московский мэр. 

С Московским метро связана появившаяся во времена перестройки легенда о крысах-мутантах. Мол, размером они с собаку, живут в тоннелях, питаются кабелями, если не найдут чего получше, а спецназовцы по ночам охотятся на них с огнемётами. 

Ещё одна легенда, а может, не легенда, касается существования в Москве (как и в других городах, где есть метро) альтернативного секретного метрополитена для высшего руководства – на случай войны и прочих бедствий. Леонид Исаев, 20 лет возглавлявший Харьковский метрополитен, уверяет, что всё это выдумки: «Да, в каждом метрополитене есть оборонные объекты, но альтернативной системы метро нет нигде». Бывший глава харьковской подземки рассказал, что, например, в Харькове под зданием обкома партии есть особый бункер, сообщающийся с ближайшей станцией метро. 

Автор этих строк как-то общался с управляющим «Президент-отеля» (он расположен по другую от Кремля сторону Москвы-реки), входящего в систему Управделами президента РФ, и спросил: «А у вас есть подземная ветка метро, связанная с Кремлём?» Управляющий, с признаками активного кагэбешного прошлого на лице, заметно напрягся: «Ну зачем вам это?» 

Как рассказала заведующая Музеем Киевского метрополитена Анна Иванова, 22 года проработавшая начальником станции «Майдан Незалежности», в своё время сотрудники давали подписку о неразглашении секретов, связанных со стратегическим значением подземки. Как известно, и сами подземные станции, и тоннели в случае атомной бомбардировки должны были превратиться в оборудованные убежища для горожан. Внимательный пассажир у каждого входа в метро заметит припрятанные, убранные в стены и пол створки. Их назначение – запереть помещение и спасти укрывающихся от ударной волны.



Следующая станция. Станция «Днипро» когда-то была тупиковой. Сверху – в ретроспективе жизни, снизу – на макете в столичном музее метро. Под эстакадой виден уникальный круговой подъёмник для вагонов

825 Вольт
В Украине история метрополитена началась в 1916 г., когда глава Киевского отделения Российско-Американской торговой палаты предложил построить в Киеве подземку, причём на деньги американцев. Городская дума с янки решила не связываться. Потом метро заинтересовался гетман Скоропадский. Очередной правитель, Симон Петлюра, остался к проекту равнодушным. В 1936 г.

Киевский горсовет рассмотрел дипломную работу выпускника Московского института инженеров транспорта Папазова. Она так и называлась: «Проект Киевского метрополитена». Молодому инженеру дали 1000 рублей премии, но дальше дело не пошло. 

Вплотную Киевским метрополитеном занялись после войны. В 1948 г. был создан Киевметрострой, в начале 50-х началось строительство, а 6 ноября 1960 г. первый поезд с первым секретарём ЦК Компартии УССР Николаем Подгорным отправился в путь по маршруту «Днипро» – «Вокзальная». 

Станция «Днипро» в то время была тупиковой, метромост через Днепр только строился, и возле неё было устроено временное депо на два вагона (поезд тогда состоял из трёх вагонов).
Вагоны из подмосковных Мытищ привозили на Дарницу и оттуда на специальных тележках везли по трамвайным путям через мост Патона в депо. Дальше начиналось самое интересное.
– Станция находится на эстакаде, и для того чтобы поднять туда вагон, использовали уникальный круговой подъёмник, – рассказывает Анна Иванова. Вагон заезжал на круг подъёмника, тот разворачивался на 90 градусов, и затем вагон через предусмотрительно сделанные раздвижные створки между перронами (почему, собственно, на станции «Днипро» так необычно устроена посадочная платформа) поднимался на метрополотно. В мире подобного подъёмника не было ни до того, ни после. 

В Киевском метрополитене была изобретена и впервые в СССР применена (только потом – в Москве и Ленинграде) система автоматического регулирования скорости. Она безо всякого вмешательства машиниста остановит состав, если на пути возникнет препятствие. Например, предыдущий состав, или лопнувший рельс, или посторонний предмет на колее. Кстати, человек для поезда препятствием не является, так что по путям лучше не ходить. Но уж если так получилось, а поезд мчится, то следует лечь в нишу между рельсами и затаиться: вопреки сложившемуся мнению, к рельсам метро напряжение не подведено. Зазор будет достаточным для того, чтобы не снесло голову. А вот контактный рельс, который проходит сбоку, слева по ходу поезда, лучше не трогать – там 825 Вольт. 

Короче некуда

Второй в Украине (и шестой в СССР после Московского, Ленинградского, Киевского, Тбилисского и Бакинского) метрополитен был открыт в Харькове 23 августа 1975 года. Вообще-то сначала тут хотели сделать принципиально новое метро, с выходом на пригородные участки железной дороги, да передумали: дорого. Но своя изюминка у харьковского метро всё же есть. Это крытый метромост через речку Харьков. Незнающий человек и не догадается, что на определённом участке поезд идёт не под землёй: тоннель себе и тоннель. Строительство этого моста (возводили его с конца 70-х, а открыли в 1984 году) весьма облагородило прилегающий район Журавлёвку: вместо многих деревянных лачуг появились добротные дома из железобетонных блоков и кирпича. 

Третий действующий в Украине метрополитен – Днепропетровский. Говорят, что метро в городе начали строить, чтобы порадовать известного земляка, Леонида Ильича Брежнева. Другая версия более правдоподобна: генсек сам пожелал облагодетельствовать земляков и дал соответствующие указания. Так или иначе, в 80-х годах строительство метро в Днепропетровске заглохло, и его открыли только 29 декабря 1995 года. Проку от Днепропетровского метро немного: шесть станций, расположенных на одной линии длиной 7,8 км, фактически дублируют главную транспортную артерию города с её наземным транспортом. Впрочем, в этом тоже есть, а точнее – был, повод для гордости. Метро Днепропетровска целых 10 лет являлось самым коротким в мире. Всё испортил открытый в 2005 г. Казанский метрополитен: там всего 5 станций, а длина – 7,1 км. 

А в 2010 г. должна открыться первая ветка (10 км, 6 станций) Донецкого метрополитена. Но это уже не история.