Речь идет о так называемой Лукьяновской линии, проложенной, насколько известно, в 1904–1906 годах. Она спускалась по восточному ответвлению Репьяхова яра (обширный овраг, соседствующий с Бабьим яром) и соединяла Лукьяновку с рельсовой трассой вдоль Кирилловской улицы – нынешней Фрунзе. Благодаря этому существенно сокращалась длина проезда трамваем от нагорных частей Киева в направлении Куреневки, Приорки, Пущи-Водицы.

Правда, эта линия (получившая в дореволюционной трамвайной сети №12) действовала только в летний сезон. Зимой с Лукьяновки на Куреневку и дальше добирались в объезд, по проложенным немного погодя путям через Глубочицкую улицу. Впрочем, зимой на пущинские дачи мало кто ездил. А вот в теплое время года по двум колеям над Репьяховым яром вагоны сновали туда-сюда, и пассажиры не только экономили время, но и наслаждались великолепными пейзажами. Красота лесистых холмов, открытых склонов и глубоких урочищ с протекающими внизу ручейками побудила киевлян назвать эту местность «Киевской Швейцарией». Впечатление еще более усиливали стройные сооружения Кирилловского храма и колокольни при нем (впоследствии утраченной). Панораму «Киевской Швейцарии» охотно изображали на открытках.

На старых планах Киева иногда рисовали Лукьяновскую линию на тесном и крутом продолжении улицы Макаровской (Пугачева) – Макаровском спуске, который назывался еще Мстиславской улицей. Но в действительности для трамвайных путей специально оборудовали другой спуск. Он был плавно спланирован к нижней части Репьяхова яра, затем шел по дну оврага и выходил на Кирилловскую улицу вблизи нынешнего стадиона «Спартак». Путь над яром потребовал немалых усилий. Пришлось укреплять склоны, перебрасывать мостики через ложбины, устанавливать контактную линию. Зато в результате был создан едва ли не самый экзотический из трамвайных маршрутов нашего города.

Однако пассажирам недолго удалось любоваться из окон вагонов пейзажами «Киевской Швейцарии». Лукьяновская линия действовала лишь до гражданской войны. Потом, когда в начале 1920-х восстанавливали городское хозяйство, ее не сочли нужным возобновлять. Красоты ландшафта до поры до времени оставались доступными хотя бы для пешеходов. Но в послевоенные годы склоны Репьяхова яра заросли деревьями. Рельсы разобрали – после пробивки широкого и удобного Подольского спуска в них уже не было нужды. Бывшую трамвайную трассу сузили, заасфальтировали и приспособили для автотранспорта, а вдоль нее разместили многочисленные гаражи. Прежние панорамы оказались скрыты обильной зеленью.

По этой дороге (получившей в свое время эффектное имя «Врубелевский спуск») можно пройти и теперь. Но лишь пройти, а не проехать. Ниже гаражей за спуском никто не следит. Он замусорен, местами прерывается промоинами либо упавшими деревьями. Хотя, судя по заседаниям градсовета, эти места уже оказались под прицелом застройщиков, желающих развернуть здесь новый жилой комплекс.

Надо сказать, что прогулка по склонам и нижней части Репьяхова яра до сих пор достаточно живописна и сулит немало впечатлений. Однако ту фантастическую «Киевскую Швейцарию», которая открывалась за трамвайными окнами сотню лет назад, мы можем только воображать по старым фотоснимкам…

«Местечковая» улица

Иногда можно услышать, что историческое название «Макаровская улица» связано с Макарьевской церковью или с фамилией некоего домовладельца. Однако на самом деле оно происходило от местечка Макаров Киевского уезда (ныне райцентр Киевской области).

При чем же тут местечко Макаров? Чтобы объяснить это, нужно вспомнить обстоятельства появления имени улицы. Оно вошло в комплект многочисленных киевских топонимов, предложенных губернскими властями в ходе акции по упорядочению киевских наименований и утвержденных в 1869 году самим царем Александром II. В их числе была серия из 20 названий для вновь распланированных кварталов Лукьяновки. В примечании разъяснялось: «Проектированные улицы еще не имеют названий, а потому наименовываются по местностям, к которым они прилегают, или по городам и местечкам, вблизи этой местности или по направлению чрез нее лежащим». Так что наряду с Макаровской улицей тогда же появились улицы Белогородская, Ясногородская, Брусиловская, Радомысльская, Коростышевская, Овручская (Овруцкая), Бердичевская – все от населенных пунктов западного направления. Правда, в советское время многие из них получили новые названия или вовсе исчезли, да и значительный отрезок Макаровской улицы был незадолго до войны зачем-то переименован в честь Емельяна Пугачева.