Могучие воды, яркие солнечные блики, светло-желтая полоса прибрежных пляжей, кучерявые зеленые просторы — чем не курорт? Поезд мчит к любимому месту отдыха киевлян — Гидропарку. Голубой экспресс высаживает пассажиров прямо среди водных просторов, тенистой зелени, рыбных отмелей. Такая возможность появилась у горожан в 1965 году, когда была пущена наземная трасса Киевского метрополитена с тремя станциями — «Гидропарк», «Левобережная» и «Дарница». Она начиналась на станции «Днепр» и заканчивалась в Соцгородке. На всем протяжении путь проложен по насыпи шириной 12,4 метра, а станции сооружены как платформы открытого типа (архитекторы И.Л.Масленков и В.С.Богданов-ский). Перроны длиной 102 метра собраны из одинаковых железобетонных конструкций.
        Гидропарк в современном своем виде, то есть как зона отдыха горожан, оформился в 1965-1968 годах, его строительство (архитекторы В.Л.Суворов и И.П.Шпара) было приурочено к 50-летию Октябрьской революции, чье имя парк и получил. Занимая 365 гектаров, парк включает в себя четыре пляжа, Зеленый театр, многочисленные аттракционы, спортивные площадки, кафе и торговые палатки. Из двух популярных ресторанов — «Млин» и «Мисливець» — остался лишь первый, приют охотников и любителей дичи сгорел и не восстанавливался.
        Основная часть Гидропарка расположилась на острове между Днепром, Венецианским и Русановским заливами. Местность эта начала заселяться с конца XVIII века, в основном рабочими, приписанными к предприятию по изготовлению и ремонту артиллерийских орудий — будущему «Арсеналу». В то время на левый берег и обратно добирались лодками (летом) и по льду (зимой). Начиная с 1706 года гарнизоном, размещенным в Печерской крепости, на Днепре близ Лавры регулярна наводился плавучий мост — Наводницкий. Память о нем сохранилась до наших дней в названии улицы Старонаводницкой. Местность на левом берегу напротив Киево-Печерской крепости получила название Кухмистерской слободки—там проживали и кормились военные, эту крепость строившие. Поводом для такого названия послужили расположенные здесь кухни (на немецком «кухмистер» — повар).
        В 1853 году берега Днепра были соединены красивейшим Николаевским (Цепным) мостом, а местность на левом берегу у моста получила название Предмостной слободки. Основными ее жителями были бедный рабочий люд и евреи, которым запрещалось селиться в Киеве. Дома слободки строились на высоких сваях — ведь каждую весну во время половодья талые воды затопляли весь остров. Разливы Днепра весной превращали слободку в настоящую «Венецию». Отсюда и бытовавшее среди горожан ее второе название.
        Особое место в зоне отдыха Гидропарка занимает лежащий к северу от Долобецкого Труханов остров. Перебравшись через Венецианский пролив, можно попасть на чудесный, расположенный посреди Днепра остров, омываемый основным руслом реки, а также протоками Чорторый и Долобской (Довбичка). Летописные источники еще в начале XII века упоминают слова «долобское» как место примирительных съездов князей в 1100 и 1103 годах, а слово «чорторый» — как место военных действий и победы над половцами. Само же слово «чорторый» означает «глубокая яма» и закрепилось за протокой из-за характера течения Днепра в этом месте. Южный мыс Труханова острова, прилегающий к Гидропарку, почти пополам разделяют заливы Старик (Матвеевский залив) и Старуха. По одной из версий, название Матвеевского залива походит от имени профессора университета, известного доктора-акушера Александра Матвеева, который владел здесь дачей.
        Во времена Киевской Руси на острове находилось принадлежавшее княгине Ольге село Ольжиши. Название же Труханову острову (упоминается также как Тухонов или Туханов) досталось, вероятно, от имени половецкого хана Тугорхана. В конце XI века на острове размещалась летняя резиденция его дочери и жены киевского князя Святополка Изяславича. Сам Тугорхан почил в 1096 году на поле брани и похоронен, предположительно, близ церкви Спаса на Берестове в Киеве.
        С 1534-го по 1698 год Труханов остров находился в собственности Пустынно-Никольского монастыря. Интересно, что до 1917 года через остров проходила граница между Киевской и Черниговской губерниями. В 1856 году Киевская городская управа выделила 0,9 гектара островной земли для строительства паровой мельницы, положив начало его освоению. В 1885 году на острове разместились 1-е и 2-е общества Днепровского пароходства с мастерскими и поселениями при них. Здесь же открыли яхт-клуб, ресторан «Босфор», обустроили загородный парк «Эрмитаж». В парке играл оркестр, работали буфеты, посетители могли покататься на «американских горках». Вход был платным —15-20 копеек.
        С 1907 года городские власти официально разрешили строить на острове жилье для малообеспеченного трудового люда. На острове была открыта двухклассная школа с мастерскими при ней. Школа разместилась в каменном двухэтажном здании, построенном на пожертвования директора Общества пароходства по Днепру и его притокам Д.С.Марголина. Рядом со школой по проекту архитектора Е.Ф.Ермакова была возведена церковь св. Елизаветы, названная в честь генерал-губернаторши Елизаветы Треповой, которая в те годы председательствовала в Киевском благотворительном обществе. В 1909 году Общество, деятельность которого увлекательно и подробно описал в книге «Меценаты Киева» В.В.Ковалинский, установило опеку над школой, заботилось об учебе детей рабочих пароходства. С 1910 года на острове в собственном здании начала работать Днепровская биологическая станция любителей природы: остров считался удобным местом для проведения исследований пресноводной флоры и фауны.
        В 1912 году по просьбе жителей остров переименовали в Алексеевский в честь цесаревича Алексея. А в августе 1917-го население трех левобережных слободок — Предмостной. Никольской и Кухмистерской — участвовало в референдуме, главной темой которого был вопрос о присоединении этих территорий к Киеву. Большинство — 74 процента из 19 750 жителей слободок—высказалось положительно. Впервые золотистые береговые отмели Днепра в качестве пляжей использовали немецкие солдаты в 1918 году. В 1943-м в ходе боев все поселения были сожжены и более не восстанавливались. В 1990-е годы на месте гибели рабочего поселка водников в память о погибших установлен памятный знак.
        Сегодня районы Гидропарка и Труханова острова — прекрасные зоны отдыха для почта трехмиллионного города, с благоустроенными пляжами и ненавязчивым сервисом. Многие киевляне еще помнят времена, когда до Труханова острова можно было добраться на лодках и речных трамвайчиках. Тогда на острове действовали летние спортивные базы и лагеря, работали довольно приличный ресторан и вышка для прыжков с парашютом. В 1956-1957 годах по проекту группы инженеров — В.И.Кириченко, И.Л.Гомина, М.Н.Константинова, Б.П.Петрова, В.А.Сыч, Г.Т.Фень — возведен 400-метровый Пешеходный мост, соединивший Труханов остров и центр города. Он стал еще одним излюбленным местом прогулок киевлян, позволяя со своей 26-метртвой высоты восхищаться красой городских круч, следить за тем, как борются с мощными водоворотами белоснежные теплоходы, юркие лодки, тяжелые баржи, и как плывет вместе с ними сверкающий Город-жемчужина, рассекая вечную бирюзу днепровских вод, из прошлого в настоящее, навстречу будущему… Счастливого плавания, Киев!