В большинстве районов подобных заведений нет вовсе, а в некоторых экспозиции связаны лишь с войной. В святошинском хранятся вещи, равных которым нет даже в Музее истории Киева. В этом нас заверил киевовед Сергей Вакулишин:

— Вот подборка черчений первого в Киеве 100-тысячного массива Никольская Борщаговка. Ее подарил нам автор — архитектор Всеволод Суворов. Самому старому плану — 42 года, самому позднему — 31 год. Подборка подобного рода — единственная в мире, поскольку авторы долго работают над проектом и не все материалы сохраняют, а тем более отдают их в музеи.


Некоторые вещи музею подарены. К примеру, столетние настенные часы-ходики с довоенного Крещатика, которые удалось вынести прежде, чем улица превратилась в руины. Правда, к Святошину часы, как и старинные самовар с патефоном, не имеют отношения, но точно такие вещи могли быть в домах дореволюционных дач, планы и макет которых выставлены тут же. К слову, на западной окраине города отдыхали Велимир Хлебников и Михаил Булгаков. Как знать, возможно, пуговицу с гимназического мундира (под стеклом) когда-то потерял автор “Мастера и Маргариты”. Коллекционер с Андреевского спуска передал музею настоящие керенки номиналом 250, 500 и 1000 рублей. Есть тут немецкие дензнаки 1942 года. А вот швейная машинка “Зингер”, на которой шили костюмы Гнату Юре (его именем названа улица в районе) и другим артистам. Прилагается документ: ее владелица Юлия Новицкая, в замужестве — Карпова, закончила Сулимовскую профильную школу.

— В нашем районе жили поэт Василий Стус и авиаконструктор Олег Антонов, — продолжает Сергей Николаевич. — Вот раздел, посвященный научно-техническим разработкам КБ Антонова и завода “Авиант”. В этом году — 20 лет со дня смерти авиаконструктора.

Кассетные магнитофоны для записи на борту космических пилотируемых станций презентовал музею Научно-исследовательский институт электромеханических приборов — единственное в СССР предприятие, разрабатывавшее аппаратуру для архивирования, обработки и защиты информации. Самый “допотопный” агрегат “Звезда” для кораблей “Восток” создан в 1960 году. С помощью непонятной для современников коробки с большой звездой на корпусе обеспечивалась связь Гагарина с Королевым. Презентабельнее выглядят “Пигмей” и “Гном”. Позже подобные “маги” окрестили черными ящиками — ими снабжали транспортные самолеты и танки. Кстати, о танках. Именно Т-54 1 октября 1967 года бороздили военный аэродром, где ныне взлетная полоса “Авианта”.

— Это был самый большой в мире танковый парад — 20 тысяч машин проехали перед правительственной трибуной после завершения воинских учений “Днепр” на территории Украины и Белоруcсии, — рассказывает Сергей Вакулишин. — Принимал парад маршал Гречко. Присутствовали высшая тройка руководителей Союза — Брежнев, Подгорный и Косыгин, а также первые секретари партии 15 республик и маршалы всех родов войск. Я пришел к выводу, что это — уникальный случай в истории СССР: в Москве первый и единственный раз не осталось никого из высшего руководства страны. Все собрались в Святошине.