Возмущались проектом Струве и поставщики лошадей для конки, и чиновники почтового ведомства, уверявшие, что трамвай будет плохо влиять на телеграфные и телефонные провода (что, надо признать, впоследствии и случилось). Однако внедрение трамвая остановить уже было невозможно. Несмотря на сильнейшее общественное противодействие, Дума приняла предложение генерала. Пробный рейс по крутому Александровскому (ныне Владимирскому) спуску состоялся 4 мая 1892 года при огромном стечении горожан. Большинство из них пришли посмотреть, как вагоны… свалятся под откос. Но испытания прошли успешно. Так начались рабочие будни киевского трамвая. Вскоре он сделался настолько популярным видом транспорта, что в вагоны, рассчитанные на 24 человека, набивалось до 100 пассажиров!.. В феврале 1907 года Дума решила покончить с опасной давкой в трамваях, применив запретительные меры. Трамваи начали просто проезжать мимо остановок при выкриках кондукторов: «Нет мест!» Постепенно количество вагонов увеличивалось, и были электрифицированы новые трамвайные маршруты города. Вообще в начале прошлого века линии трамвайных путей были значительно длиннее современных. К примеру, в 1913 году трамвай ходил в Бровары. В том же году хотели пустить электрический трамвай и до Житомира, но помешала начавшаяся первая мировая война.


«Татры» пошли на металлолом


Номера трамвайных маршрутов, как известно, исчезают после их закрытия. Однако через определенное время, только уже в других районах, появляются новые маршруты, но с точно такими же номерами! Например, трамвай № 1 в 1911 году ходил от Контрактовой площади до Лыбидской площади, в 1955 году – от Софийской площади до площади Толстого, а в 1985-м его маршрут уже пролегал от улицы Булгакова до Дворца спорта. Бывают и «маршруты-долгожители».Например, маршрут № 12 (Контрактовая площадь – Пуща-Водица), который курсирует по этому пути более 50 лет. В довоенное и послевоенное время на этой линии, идущей через лес, использовались открытые прицепные вагоны-платформы со скамейками. Когда-то в Пущу-Водицу от вокзала ходил еще и трамвай № 25. Длина маршрута составляла 24,4 километра. Интервал движения – целых 166 минут, поскольку курсировал всего один вагон. Упразднили данный маршрут в начале 1980-х. Но дело даже не в этом. Маршрут № 25 был таков: Вокзал – Контрактовая площадь – Пуща-Водица. Тогда же от вокзала до Контрактовой площади ходил трамвай № 13, а от Контрактовой площади до Пущи-Водицы – № 12. Итак: 13 + 12 = 25, то есть номер объединившего их маршрута! Какая странная мистика цифр! В 1960 году в Киеве впервые появились красные чехословацкие «Татры» – Т-2, которые в течение 20 последующих лет вытеснили советские вагоны. Увы, их все порезали на металлолом, ностальгические чувства киевлян тогда никого не тронули… Ну а серьезных трамвайных аварий в Киеве было две. В 1938 году на улице Круглоуниверситетской и в 1949 году на улице Толстого. В обоих случаях трамвай перевернулся после схода с рельсов. А в 1983 году на линии маршрута трамваев № 14 и 15 по улице Дехтяревской, в районе Института газа, где трамваи идут под небольшим уклоном к Брест-Литовскому проспекту, произошел и вовсе непонятный казус: вагоновожатая выпрыгнула на ходу из вагона!.. Неуправляемый трамвай понесся под уклон. К счастью, он был остановлен пассажиром, который забрался в кабину и сообразил, что надо делать.


А вагоновожатая за свой нелепый поступок, естественно, пошла под суд.


Езда на «колбасе»


В послевоенное время на улочках Киева можно было видеть деревянные трамваи (поезда Х+М ), МАН «Пульман». Немного позднее Киевский завод электротранспорта стал выпускать трамваи КТВ-55-2 с кабинами с обеих сторон вагона.


А кто сейчас помнит и знает о таком развлечении, как езда на «колбасе»?


Так называли сцепную балку, находящуюся сзади вагона. На рижских трамваях МТВ-82 на задней стенке была лестница, ведущая на крышу, за которую обычно и держались, стоя на «колбасе». Конечно, ездить подобным образом было опасно, но отучить мальчишек проверять свою храбрость – и вовсе невозможно! Много раз киевский трамвай доказывал горожанам свою преданность. Начиная с 1960 года пошла полоса успешных выступлений в чемпионатах СССР киевского «Динамо». Во время футбольных матчей на стадионе имени Хрущева трамваи туда шли, битком набитые болельщиками. На подножках висело до десяти человек! В Киеве еще бегали трамваи, состоявшие из двух вагончиков, – КТМ-1 и КТП-1, производства Усть-Катаевского машиностроительного завода. В каждый такой, рассчитанный на 120 человек, набивалось во время проведения футбола в Киеве до 500 ярых болельщиков!.. В наши дни ликвидированы многие трамвайные городские маршруты, и этот процесс продолжается. Но я уверен, что многие киевляне никогда не забудут ветхих желтых трамвайчиков далеких счастливых лет.


АНЕКДОТ В НОМЕР:


Заходит в трамвай женщина с авоськой. Все места заняты мужчинами.


Женщина и говорит:


– Наверное, в этом трамвае нет джентльменов? – Да нет, мадам, джентльмены есть. Мест нет…