В материале использовалась информация с официального сайта метрополитена,неофициального сайта и форума киевского метро,  Википедии, из книги К.Козлова «Киевский метрополитен», а также архивные материалы, добытые 81412 и др. Отдельное спасибо пресс-службе киевского метро за помощь в проведении фотосъемки на станциях.

Один из ранних эскизов ст. «Днепр». В этом эскизе видно, что станция изначально должна была располагаться вдоль реки.

Воплощенный в жизнь проект ст. «Днепр» выглядит совершенно иначе.

Кстати, ранее на станции была еще одна интересная деталь: название станции над входами было выполнено в виде неоновой вывески.

Нынешний вид станции.

«Крещатик», конкурсный проект 1952 года. Обратите внимание на свод станции: видимо, предполагалось, что он будет частично стеклянным с расположенными за ним лампами освещения

Другой проект ст. «Крещатик».

Проект «Арсенальной». Пилоны должны были стать частью скульптурных композиций, изображающих рабочих, крестьян, учителей, ученых и т.д.

Один из проектов наземного вестибюля «Арсенальной».

Эскиз «Университета».

Эти эскизы, скорее всего, также связаны с «Университетом»

Эскиз под названием «Книга». Также относится к станции «Университет».

Станция «Вокзальная». Этот эскиз стилистически перекликается с «Киевской-кольцевой» Московского метро. На вентиляционных решетках – металлические рельефы с изображениями достопримечательностей Киева и Украины.

Вестибюль «Вокзальной», совмещенный с пригородным вокзалом – пожалуй, единственное, что было построено практически по изначальному проекту. Из нереализованных деталей в глаза прежде всего бросается шпиль над часами и скульптура перед входом в метро.

«Политехнический институт». На своде станции майоликовые медальоны с изображением работников различных сфер народного хозяйства, олицетворяющих специалистов, которых готовит институт.

«Завод Большевик» («Шулявская»).

«Дружбы народов».

Эскиз «Арсенальной» конца 50-х. Панно, которые вы видите на эскизе, предполагалось создать на основе гравюры И.М. Селивана «Арсенал восстал» (1957 г.).

Кто хорошо знает «Арсенальная», сразу заметят, что светильников, запечатленных на фото и на эскизе выше, никогда на станции не было. Это действительно центральный зал станции, но отделка ненастоящая – это макет в натуральную величину, собранный непосредственно на станции, чтобы можно было в реальных условиях оценить, как будут выглядеть различные варианты отделки и освещения. В правом верхнем углу фото можно увидеть, где заканчивается макет.

Окончательный вид станции. В 90-е барельеф, посвященный восстанию завода Арсенал, разбился и был демонтирован (или наоборот, был разбит при демонтаже – однозначной информации по этому поводу нет). Сейчас на его месте красуется рекламный лайтбокс.

В 1958 г. на конкурсе проектов для ст. «Крещатик» были отобраны два эскиза. Первый принадлежал Киевгипротрансу.

Второй был разработан киевским отделом Метрогипротранса и Академией строительства и архитектуры УССР. Сейчас фактически мы видим компиляцию этих двух эскизов.

Макет отделки станции. Барельеф в торце станции впоследствии был заменен гербом УССР. Вообще, делать что-то сложное в торце станции просто не имело смысла, т.к. всего через 5 лет после пуска был открыт 2-й выход и торец центрального зала был демонтирован.

Один из вариантов наземного вестибюля.

Эскиз реально построенного вестибюля.

Станция перед пуском. На заднем плане тот самый герб, который будет демонтирован через 5 лет перед открытием второго выхода.

Пилоны станции облицованы желто-розовым мрамором, со стороны центрального зала и платформ на пилонах размещены майоликовые вставки со сложными растительными орнаментами, сделанными по мотивам украинской ковровой орнаментики. Пол в центральном зале выполнен из серого гранита разных тонов. Освещение закарнизное.

На карнизах размещен врезной рисунок подсолнуха и кукурузы.

На станции имеется майолика двух расцветок: с красным фоном и светлым рисунком (размещается в центральном зале) и с серебристым фоном и более темным рисунком (размещается в боковых залах). Композиции рисунков составлены из 11 типов плиток.

6 ноября 1960 г. на станции прошел торжественный митинг, которым и был открыт метрополитен.