Нищие и дельфины тут ни при чем. Эти млекопитающие ничем не связаны между собой, кроме полярного отношения окружающих, стрелка которого колеблется от неподдельного интереса к полному безразличию.

Какая в этой сказке мораль? А морали нет никакой. Так устроен человек. Но существуют люди, для которых «все твари Божьи равны». И преобладающим словом является – «Божьи», а вовсе не «твари».

 

Милосердие. Государственный формат

Первые письменные упоминания о милосердии, возведенном на государственный  уровень, датированы 996 годом. Именно в этом году князь Владимир учредил в Киеве первые в Европе бесплатные лечебницы и странноприимные дома. Его последователь Ярослав Мудрый в стенах Киево-Печерской Лавры создал первый комплексный монастырский благотворительный центр, состоящий из гостиницы для богомольцев, лечебницы на восемьдесят коек и трапезной. Жившие при монастыре монахи стали членами первого милосердного братства, в чьи обязанности входило оказание духовной и физической помощи нуждающимся. Одним словом, голодных – кормили, больных – врачевали, требующих духовного очищения – воцерковливали.

Появление первого женского милосердного сестринства связывают с именем французского священника Викентия Поля, который в 1617 году основал первую общину милосердных сестер. Расцвет европейского милосердного движения пришелся на конец девятнадцатого, начало двадцатого века. В Украине насчитывалось более двадцати милосердных организаций, в которых при больницах для бедных, домах призрения, сиротинцах и тюрьмах бескорыстно трудились девицы и вдовы.  

После прихода к власти большевиков, церковное благотворительное движение было прекращено без малого на семьдесят лет – время, отведенное в учебниках под историю СССР и становления независимой Украины. Как ни странно, но именно милосердные общества были ликвидированы советской властью в первую очередь. Закон о религиозных культах 1929 года прямо запрещал церковным организациям любую деятельность, а благотворительность была объявлена «буржуазным пережитком» и изгнана из жизни советских граждан.

Община сестер милосердия, созданная в честь Святой мученицы Елисаветы при больничном храме Святого Михаила, первого митрополита Киевского, существует уже десять лет. Ее в 1998 году создал протоиерей Роман Барановский, который является настоятелем храма и духовным наставником сестер милосердного сестринства. Сегодня в общине трудится 126 сестер. Они взяли на себя заботу о больных Александровской (Октябрьской) центральной городской больницы.

 

Где шипы, там и розы

Попробуйте представить старшую сестру милосердного сестринства (не путать с сестрой милосердия. Сестры милосердия занимаются исключительно медицинским лечением, а сестры милосердных сестринств помимо облегчения страданий тела, помогают душе). Какой образ нарисовало воображение? Лично я ожидала увидеть женщину лет пятидесяти, с мягкими манерами и глазами, опущенными долу – одним словом искала стереотип, навязанный телевидением и литературой.

Старшая сестра Марина Сульженко, в подчинении которой находится 126 сестер, ждала меня в церковной трапезной. Там она выполняла ежедневное послушание – вместе с сестрами готовила еду для 300 человек. Именно такое количество людей – пациентов Александровской (Октябрьской) больницы и их родственников, бедных киевлян, нищих, бездомных детей, служащих храма и сестер бывает ежедневно в трапезной и у ее стен. Пришедших за помощью, духовной или медицинской, в первую очередь необходимо накормить – так гласит устав милосердного сестринства, имени Святой Елисаветы при больничном храме Святого Михаила.

Но как писал Мольер – «Nous sommes tous dans le caniveau, mais certains d’entre nous regardent les étoiles» («Мы все в водосточном желобе, но некоторые из нас смотрят на звезды»). Вернемся к сестре Марине. Итак, вместо ожидаемой дамы пост бальзаковского возраста меня встретила молодая привлекательная девушка, облаченная в традиционный наряд общины – белый платок, полностью покрывающий голову, шею и плечи с вышитым красным крестом, и белый фартук, с аналогичным крестом чуть удлиненным к низу, одетый поверх длинного темного платья.

Марине Сульженко 27 лет, четыре из которых она провела сестрой-послушницей при госпитальном храме, а последний год – в звании старшей сестры.

В Киев девушка приехала семь лет назад, а родилась и выросла в селе с поэтичным названием Новая Прага, Александриевского района Кировоградской области. Там живут ее родители и младшая сестра. Там же Марина окончила школу и, проработав несколько лет в родном, селе на ниве мелкой коммерции и розничной торговли, уехала в столицу. Устроилась на работу. В 20 лет Марина Сульженко ничем не отличалась от своих сверстниц, кроме, пожалуй, одного – приступов беспричинной тоски, и разъедающего чувства, что она живет неправильно. В таком состоянии девушка зашла в Киево-Печерскую Лавру, а когда спустилась в пещеры и приблизилась к усыпальницам со святыми мощами, на нее, как пишут в романах, снизошло озарение. Марина поняла, что вся ее предыдущая жизнь, лишь череда бессмысленных поступков и ошибок, которые она  исправит. В мире так много душевных страданий и физической боли, что если  взять на себя даже незначительную часть чужого горя и помочь тем, кому кто нуждается, ее жизнь наполнится смыслом «как пустой сосуд вином».

Марина узнала про общину милосердных сестер, дающих обет служения людям, при госпитальном храме Святого Михаила. Девушка познакомилась с духовным наставником общины протоиереем Романом Барановским, и он пригласил пройти послушание, в течение которого будет достаточно времени понять, действительно ли она готова посвятить свою жизнь служению людям и Богу.

Послушание длилось около месяца. В это время Марину и еще нескольких девушек учили азам медицинского дела и наставляли духовно. А по истечению срока, на день великомученицы Елисаветы, покровительницы храма, отец Роман провел церемонию торжественного посвящения новых сестер, выдал девушкам облачение и пригласил присоединиться к общине. В тот же день Марина Сульженко уволилась с работы, переехала в сестринскую обитель и пошла по тернистому пути, проложенному Матерью Терезой.  

Старшая сестра Марина – мирянка. Она вполне может выйти замуж за понравившегося мужчину, создать семью и родить детей. А при необходимости – даже развестись. Православная церковь, в отличие от церкви Католической, к расторжению браков относится демократично. У большинства сестер общины есть семьи и основное место работы. Сестринство – не монастырь, хотя и имеет духовную основу, но сестры в отличие от монахинь постриг не принимают.

Основные обязанности старшей сестры Марины заключаются в организации общей деятельности сестринства. Она направляет самых опытных сестер в Александровскую больницу – проведывать, поддерживать духовно и ухаживать за тяжелыми больными стационара и больными которые перенесли операции. Сестры готовят еду, моют палаты, закупают продукты и медикаменты, иногда убирают жилье одиноких пациентов перед возвращением тех домой. А так как постоянного спонсора у сестринства нет и поддержать материально организацию некому, все средства, на которые ведется благотворительная работа – это пожертвования собранные сестрами на улицах Киева. В хорошие дни в карнавках оказывается приличная сумма – до нескольких тысяч. В плохие – там может быть лишь несколько гривен и пара жетонов на метро. 

Кроме того, на окормлении и попечении милосердного сестринства женская исправительная колония строгого режима города Чернигова и психоневрологическая больница в Глевахе. В тюрьму и дом скорби помимо Слова Божьего сестры везут продукты, теплые вещи и медикаменты, помогают ухаживать за больными и утешают отчаявшихся. Сестер там любят и ждут. Часто женщины отбывающие срок в колонии, после выхода на свободу приезжают в сестринство, проходят послушание и остаются при храме Святого Михаила навсегда.