А пока вы можете прогуляться у забора этого здания, обращенного фасадом к Секретариату Президента.



Подумать только — в чьи-то окна, и, вероятно, в окна кабинета главного руководителя государства каждый день глядят глаза носорогов, оленей, жаб и удава, свисающего с парадного.


Обратите внимание на стальную ограду дома Городецкого, которая приняла такой вид после обретения Украиной независимости. Через такой забор не перелезешь — острые наконечники выполнены в виде огненных языков (в каждом — по три), и в них легко угадывается главный национальный символ — тризуб.


А вот что повествует туристам об этом архитектурном творении установленный поблизости застекленный стенд, освещаемый в темное время суток.



С первой строки:


«Комплексная реконструкция памятника архитектуры государственного значения (охр. № 906) здания выполнена в 2000—2003 гг. согласно распоряжению главы Киевской городской администрации Омельченко А. А. № 1636 от 14.09.2000 г.


Заказчик: Главное управление охраны культурного достояния и реставрационно-восстановительных работ. Начальник управления: Кухаренко Р. И.»


Не правда ли, весьма важная для туриста информация? И номер распоряжения есть, и номер «охр.», и фамилии столь же выдающихся, как Городецкий, деятелей — на столбовом месте.



Фамилия Кухаренко упоминается даже два раза — и с одной, и с другой стороны ситилайта, ниже — фамилии столичных функционеров из компаний генподрядчика, генпроектировщика и двух субпроектировщиков.


Наверняка любознательный турист не только запишет, но и выучит наизусть приведенную здесь цитату из доклада о завершении реставрационных работ. Ни дать ни взять — застывшая проза:


«При проведении реставрации придерживались использования материалов, соответствующих функции здания отделки помещений мебелью и аксессуарами соответственно архитектурному стилю функционального назначения».


Также турист может почерпнуть и весьма тревожную информацию, что украинскому президенту каждый день грозит, можно сказать, смертельная опасность, ведь — сообщает плакат: «здание находится на верхней части оползнеопасного склона».


Что же до истории самого дома Городецкого, то она представлена несколькими предложениями, поясняющими,


— что вначале в холм было забито 40 свай, разработанных инженером В. Е. Страусом;


— что строительство началось в 1901-м, закончилось — в 1903-м;


— что Городецкий жил на первом этаже, а после 1919 г. в здании по ул. Банковой, 10 разместились штаб военно-трудовой дружины и Ветеринарное управление КВО (а что было после 19-го: соседствовали ли здесь ветеринары вместе с архитектором, или он к тому времени переселился в другое здание, составители справки решили не сообщать. Как не сочли нужным расшифровать и аббревиатуру, полагая, видимо, что каждый турист хоть из Харькова, хоть из Самарканда спит и видит во сне Киевский военный округ);


— что тут находилась поликлиника № 1, и это уникальный образец архитектуры раннего модерна.


И ни слова — о фантастической идее архитектурного замысла, о творческом полете мысли скульптора, о судьбах гениальных художников. Не объясняется даже, почему здание носит такое название, если никакие демоны, гоблины, драконы его не украшают, но лишь скульптуры рыб, зверей и людей.


«Личное восприятие архитектором мира животных впоследствии дало сооружению название — «Дом с химерами», — сообщают нам.


Но ведь не личное восприятие дало название. Восприятие вообще ничего не дает.


А дело в том, что «химерией» на Украине называли состояние вроде наваждения, когда что-то привиделось, померещилось, «глюкнуло», как говорит сегодня молодежь.



На крыше мы можем рассмотреть (лучше это делать с биноклем, а на стенде, увы, нет самого интригующего — фотофрагментов скульптурных композиций) фигуру девушки, оседлавшей морскую рыбу. И можно было бы поведать туристам давнюю киевскую легенду об утонувшей дочери Городецкого, и что именно в ее честь художник «погрузил» здание в пучину, рассадив наверху огромных жаб… Или же наоборот опровергнуть эту версию.


Уместно было бы рассказать, что поляк украинского происхождения, проживший в Киеве 30 лет (настоящее имя — Лешек Дезидерий Владислав Городецкий), в 1920 г. эмигрировал в Польшу, а затем в Тегеран, где построил железнодорожный вокзал и дворец для шаха.


Сколько тайн хранится в этом здании, какие интереснейшие можно было бы проводить здесь экскурсии для школьников (кстати, на внутренних стенах дома представлена так восторгающая подростков морская романтика), но чиновникам, конечно, важнее всего распоряжения градоначальников о реконструкции 2003-го, в результате которой дом закрылся для рядовых посетителей.



Но я все-таки позвонил в Национальный исторический музей и спросил, можно ли посетить внутри здание с экскурсией или организовать таковую для ребенка с одноклассниками, и мне сказали, что в доме Городецкого экскурсии не проводятся уже давно.


И это при том, что в рекламных проспектах, размещенных в интернете, сообщается, что «встречи президента Украины с высокими гостями, которые устраиваются в реконструированном «Доме с химерами», не препятствуют посещению музея небольшими экскурсионными группами».


Неправда — препятствуют.


Вот и разберись теперь, кто более матери-истории ценен: большевики, которые по-своему интерпретировали замысел архитектора, разместив в здании ветеринарную службу, или нынешние «демократы», отгородившие людей от зверей черными тризубами?