Подольский отрезок улицы проложили вслед за страшным пожаром 1811 года, испепелившим весь деревянный Подол. После пожара уцелели только отдельные каменные строения. До сих пор большинство их можно без труда опознать, поскольку они повернуты под углом к линиям улиц, – ведь отстроенный Подол практически полностью перепланировали.


Церковь Рождества Христова, стоящая как бы у ворот Подола, тоже «приспособилась» к изменению планировки. Храм начали строить по проекту зодчего Андрея Меленского незадолго до пожара, и к моменту катастрофы его стены уже были возведены. Но по первоначальному проекту на улицу должен был выходить не южный, как теперь, а противоположный северный фасад. Поскольку линию улицы переместили, пришлось «подгонять» почти оконченное строение под новый план. Результат – практическое отсутствие тротуара: на старом снимке видно, что линия трамвая проходит чуть не впритык к колоннам церкви. Да и сейчас, когда старейшего в городе трамвайного маршрута уже нет, тротуар ныряет под церковный фронтон.


Известно (и об этом напоминает мемориальная доска у входа в Рождественскую церковь), что здесь в мае 1861 года отпевали прах Тараса Шевченко при его перенесении из Петербурга в Канев. Правда, в недоброй памяти 1930-е «Шевченкову церковь» снесли. Но уже в наши дни архитектор Юрий Лосицкий подготовил проект воссоздания – и вот храм Рождества снова стоит у ворот Подола! Любопытно, что теперь на его классическом куполе можно видеть декоративные окошки-люкарны. Как видим, их не было на старой церкви – однако они были на исходном проекте Меленского, сохранившемся в архиве.




Противоположная сторона улицы была сплошь застроена жилыми зданиями. На старом фото видна цепочка строений второй половины XIX века, возведенных по заказам разнообразных владельцев – священника Иосифа Желтоножского, предпринимателя Федора Войтенко, штабс-капитана Александра Жуковского, инженера Станислава Мордасевича… Кстати, многие киевляне помнят, как в подворотню бывшего дома Мордасевича (трехэтажное здание в глубине кадра) была выведена нижняя станция фуникулера.


В 1970-е годы, при строительстве метро старые дома разобрали, потом обновили павильон фуникулера. А теперь на наших глазах, на переднем плане вырос новый дом в старой архитектурной «одежде». Будь он на пару этажей ниже – вполне мог бы украсить Почтовую площадь, но в нынешнем громоздком виде вызывает шквал возмущенной критики. Увы, современные заказчики, гонясь за максимальной отдачей с квадратного метра, часто утрачивают чувство меры…