В 1891 году инженер Струве, который построил в Киеве водопровод и газовый завод для освещения улиц, известил Думу, что трамвай построен. От вокзала по Безаковской улице поползла небольшая клетушка, запряженная одной белой лошадкой. На Жилянской улице к белой припрягали буланую, немного далее — серенькую и каренькую. И так вчетвером тянули ту клетку до Пироговской улицы, там серенькую и каренькую выпрягали и вели назад, а белая и буланая шли аж до Крещатика.

Кроме этой линии еще конный трамвай, конка, как его называли, ходил по Крещатику и с вокзала до Глыбочицы и на Подол. Общая протяженность составляла 12 верст. Конка сразу же прижилась в Киеве. Уже в первый год ее эксплуатации трамвай перевез полтора миллиона пассажиров. Трамвай стал полезным предприятием и принес крупную прибыль.

Здесь-то и возникает потребность в электричестве. Самый необходимый путь Александровским спуском на Подол и самый прибыльный никак не функционировал. Конная тяга здесь не применялась, а паровой трамвай, даже с применением зубчатых колес, с подъемом не справлялся. Два-три паровоза не могли потянуть вагон. И 2 мая 1892 года с Подола пошел вверх, а с Европейской площади вниз настоящий электрический трамвай…

После гражданской войны коммунотдел Киева принял испорченные воздушные электросети, частично разрушенные рельсовые пути, неполную сотню полуразрушенных вагонов и недостаток квалифицированных работников.

С 1922 года начинается возрождение киевского трамвая. На Демеевке строится завод имени Домбаля, откуда выходили готовые вагоны на городские линии. “Ленинская кузня” и “Большевик” изготавливали для них металлические части, ремонтировали воздушные и рельсовые сетки, готовили рабочие кадры. В нынешнем 1932 году, в год 40-летия нашего трамвая, в Киеве восстановлены все линии, вновь работает Михайловский подъемник (фуникулер. — Ред.), проложено тридцать километров линии в Дарницу и Бровары. Новая линия на Демеевку целыми поездами перевозит на стройки народного хозяйства сотни и тысячи рабочих из пригородов и слободок. Бензомоторы рельсовые и автобусные дополняют огромный труд электрического трамвая.

С 12 верст конной тяги и полутора миллионов пассажиров до 102-километровой электрической сети, 300 вагонов и 200 миллионов пассажиров. Таков путь нашего трамвая всего за сорок лет”.