Одно такое происшествие относится к началу 1927 года. В ту пору трамвайный маршрут №5 проходил по улице Гершуни – нынешней Олеся Гончара. Спустившись по трассе с изрядным уклоном у стыка с улицей Ленина (Богдана Хмельницкого) он принимал чуть влево, огибал небольшой сквер и затем поворачивал направо, на Гоголевскую. Естественно, перед поворотом вагон должен был притормозить. Однако в то январское утро, разогнавшись на спуске, трамвай не успел сбросить скорость – тормоза отказали. На полном ходу он слетел с рельсов, снес и переломил натрое деревянный столб трамвайной сети, затем налетел на телеграфный столб и опрокинулся. Неизвестно, для скольких человек эта поездка могла бы стать фатальной, случись она в оживленное время суток. Но, по счастью, было только шесть часов утра, так что в вагоне, кроме вожатого и кондуктора, находились лишь три пассажира. Двое из них и кондуктор получили легкие ранения.


Гораздо тяжелее по своим последствиям оказался другой трамвайный инцидент в августе 1939 года, в котором к тому же проявился “человеческий фактор”. Сейчас это трудно себе представить, но в довоенные годы трамвайные вагоны курсировали даже по крутейшей Круглоуниверситетской улице (она была на трассе маршрута №18). Беда могла бы не случиться, если бы не оплошность вагоновожатого: перед спуском он забыл зажать механический тормоз, а в дублирующем пневматическом упало давление. В результате вагон, все больше разгоняясь, вылетел на Бессарабку – и грохнулся на углу Бассейной. Были жертвы (их точное количество не сообщалось). Вожатый остался жив и в ноябре того же года предстал перед судом. Показательный процесс проходил в Клубе трамвайщиков на Лукьяновке. Виновный получил три года; к такому же сроку “за компанию” приговорили главного инженера службы пути трамвайного треста, а главному инженеру трамвайного парка дали год условно.


Долгое время такие трагические эпизоды не ставили под сомнение езду на трамваях как таковую. Но уже в наше время под предлогом безопасности горожан началась прямо-таки война с трамваями. После известной катастрофы 1996 года в Днепродзержинске (сорвавшийся с тормозов на спуске вагон врезался в бетонную стену; погибли десятки людей) столичные власти поторопились ликвидировать сразу несколько маршрутов с мало-мальскими уклонами, рельсы убрали с улиц Урицкого, Воровского, Старонаводницкой, Кловского спуска… Между тем 115-летняя практика киевского трамвая свидетельствует: где вожатые внимательны, а техника поддерживается в исправном состоянии, – там аварий не бывает.