Документы свидетельствуют, что во второй половине ХІХ века в верховьях Глубочицы находился небольшой хутор некого Ивана Лукьяненко. Однако в заметках на плане Киева 1833 года читаем: “Предместье Лукьяновка распланировано по местному онаго положения…” Следовательно, корни названия местности надо искать глубже.

Родоначальником предместья принято считать славного цехмейстера подольского Лукьяна Александровича, который обосновался тут еще в конце XVIII века. Видимо, глава киевских сапожников обладал массой положительных качеств. А семьянин, надо понимать, был просто великолепный, ибо его благоверная супруга, похоронив кормильца, сразу же ушла в монастырь, отписав обители часть лукьяновской земли. Об этом в своем универсале от 25 августа 1666 года упоминает гетман Иван Мазепа.

Не следует исключать и более раннее происхождение топонимики. Так в одной из дум повествуется о междоусобных распрях трех влиятельных князей — Лукьяна, Чикирда и Скавика. Война вспыхнула из-за киевского престола, и победу в ней одержал Лукьян. С тех пор местность, где правил этот князь, стала называться Лукьяновкой, а гору, где стояла дружина его грозного соперника, назвали Скавикой. Эту легенду из уст старого кобзаря Кирилла записал в ХІХ веке украинский фольклорист И. Трусевич.

Казалось бы, сказочность сюжета неоспорима, но как тесно в нем переплетены топографические реалии! Известно, что летописную гору Щекавицу в середине века называли Скавикой. Об этом упоминает в “Описании города Киева” Николай Закревский, подробно разъясняя процесс ассимиляции слова “Щековица”: в Ипатиевской летописи — Шьковица, в Киевском Синопсисе — Шковица, в просторечии — Скавица или Скавика. Показательно и то, что на плане города Военно-Топографического депо 1846 года районом Лукьяновки помечены западные окрестности горы Скавики (кстати, эти пропорции соблюдены и сегодня).

“Когда Днепр начал вторгаться в середину Подола и сильными наводнениями беспокоить людей, — пишет Иван Фундуклей, — то король Сигизмунд III для распространения города дал гражданам киевским привилегию на гору Щекавицу” (“Обозрение Киева”, 1847 г.). Случилось это 15 февраля 1619 года. А вот массовое заселение Лукьяновки началось после грандиозного разлива Днепра в 1845 году, когда территория Подола была затоплена водой на 10 аршин выше обычного уровня.

Любопытно, что в давние времена просторы Лукьяновки использовались не столько для жилья, сколько для захоронений. Еще в прошлом веке на Лукьяновке мирно сосуществовали кладбища нескольких вероисповеданий — православное, старообрядческое, католическое, иудейское и магометанское. Сегодня от этих некрополей остались одни воспоминания.

Духовная аура местности способствовала и возведению здесь красивых оригинальных храмов. И сегодня еще поражает своим великолепием Княжин (Покровский) монастырь и манит единственным куполом уютная Макарьевская церковь на Страной Поляне.

Лукьяновку воспели в своих произведениях выдающиеся мастера слова и кисти. Иван Ижакевич запечатлел на своих полотнах неповторимый образ Покровского монастыря и принял участие в росписях Макарьевской церкви. По живописным аллеям здесь гуляли Мурашко, Паустовский, Леонтович, Врубель. Да и названия лукьяновских улиц напоминают страницы нашей истории — Татарская, Печенежская, Половецкая.

Исследователь Киева Григорий Григорьев рассказывает о таинственном озере, которое еще до революции плескалось у подножия горы, ведущей на Татарку. В нем обитали кровожадные рыбы-чудовища, которые пожирали людей. Во всяком случае, так гласили легенды. А в области фантастических преданий и легенд Киеву нет равных.