На открытие мемориала Леонид Ильич приехал не с пустыми руками. Он подарил музею выполненное в бронзе повторение известной скульптуры Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала». Подарок был вполне в тему. Именно Вучетич, к тому времени уже покойный, был инициатором исполинского скульптурного комплекса в Киеве. Тема мечей, как известно, протянулась через его известнейшие статуи в Волгограде и в Берлине. И еще: не все знают, что моделью для богатыря, перековывающего мечи на орала, послужил киевский богатырь — олимпийский чемпион по вольной борьбе Борис Гуревич.


В конце того же 1981 года против фамилии Брежнева в списке героев пришлось делать исправление: ему дали четвертую Золотую Звезду. Однако год спустя он скончался, — и со временем Леонида Ильича со всеми его звездами удалили из музейного перечня. Что же касается самого изваяния Родины-матери, то официальное отношение к нему претерпело мудреный зигзаг. Не прошло и трех месяцев со дня смерти Брежнева, как киевляне, качая головами, читали в газете «Правда» фельетон под названием «Монумент». В нем не говорилось о мемориале в память Великой Отечественной — нет, конечно! Но достаточно было упоминания о том, как в некоем городе решили «установить скульптуру из нержавеющей стали ростом чуть ниже Останкинской телебашни». И о том, что эту статую в конце концов предложили считать «памятником расточительству и фанфаронству». Как водится, по следам фельетона от нового генсека Андропова стали ждать оргвыводов. Но их не последовало. А вскоре и сам Андропов ушел вслед за Брежневым, его сменил верный брежневец Черненко и… той же весной создатели киевской «Родины-матери» стали лауреатами Ленинской премии.