Итак, обратимся к фактам. Согласно документам, Замок Ричарда появился на Андреевском спуске в 1902-1904 гг., а земельный участок вместе с домом принадлежал киевскому подрядчику Дмитрию Орлову. Именно по его заказу техник-строитель А. Краусс возвел строение в стиле английской неоготики. Для родового дворянского гнезда замок с остроконечными шпилями и зубчатыми стенами, крытой галереей-лестницей, ведущей во внутренний, удивительно романтичный дворик, подходил как нельзя лучше, но любопытно то, что изначально дом строился как доходный (в начале XX века Киев переживал период бурного градостроительства: деревянные, большей частью одноэтажные строения сносились, а на их месте строили высотные по тем меркам и просторные апартаменты, которые владелец после сдавал внаем). Вот и Орлов решил вложить деньги в это весьма доходное дело, однако судьба распорядилась иначе. Подрядчик Орлов, занимаясь строительством на Дальнем Востоке, был застрелен в 1911 г., и после его неожиданной смерти дом был вскоре продан. И вот тут-то начинается самое интересное!Сразу же после того, как новый владелец доходного дома сдал квартиры внаем, по Киеву распространились леденящие душу слухи о том, что в замке на Андреевском спуске поселилась нечистая сила. Слухи были вызваны пугающими звуками в печных и вентиляционных трубах, которые возникали всякий раз, как поднимался ветер. Киевские обыватели были буквально парализованы страхом. Наиболее решительные угрожали разнести проклятый дом по кирпичику, уничтожив таким образом и привидения, и их ужасные голоса. Только благодаря вмешательству одной незаурядной личности, как гласит киевское предание, в этой истории произошел спасительный для всех перелом. Одним из жильцов дома №15 был профессор Киевской духовной академии, известный историк Степан Тимофеевич Голубев. Именно ему легенда приписывает роль смельчака-спасителя. Поговаривают, что однажды, донельзя утомленный заунывным воем в трубах, Голубев сунул руку в дымоход… а там оказалась яичная скорлупа! Она-то и была причиной неприятных для слуха звуков: сквозь маленькие дырочки в скорлупе проходил воздух, а сама скорлупа играла роль резонатора. Как она попала в трубу, можно только догадываться. Скорее всего, туда ее подложили рабочие, которых чем-то обозлил подрядчик… С установлением советской власти дом национализировали, и его комфортабельные апартаменты перестроили в многонаселенные коммуналки. В бытность в Киеве писателя Виктора Некрасова (где-то в конце 60-х) Замок Ричарда, как и Дом Турбиных, притягивал к себе как магнитом киевскую богему. Ведь кроме всего прочего за домом был выход на одну из крутых горок, обрамляющих Андреевский спуск, — Замковую, и оттуда открывался изумительный вид на Подол, и дальше, с панорамой всего Левого берега. Экскурсанты обычно проходили внутренним двором, а далее, поднявшись крытой лестницей и пройдя площадку перед домом, как бы мостиком соединяющую ее с верхними этажами, оказывались нос к носу с жильцами, которые оценивающе поглядывали на пришельцев. Тут же сушилось белье, а из раскрытых окон доносилась симфония кухонных запахов.


Остается надеяться, что вскоре, в связи с окончанием реконструкции, Замок освободится из плена пугающих преданий и заживет интересной и совсем другой жизнью, — на радость «самой киевской из всех киевских улиц» и тех, кто ее любит.


Вокруг дома с химерами


Есть в центре Киева (на Банковой, 10) одно диковинное здание, мимо которого никто не может пройти, не задержавшись взглядом.Найти его ты сможешь, доехав на метро до ст. Крещатик, с выходом на ул. Институтскую. Дом, о котором идет речь, не перепутаешь ни с каким другим. Его роскошные фасады, как и причудливая лестница у парадного входа, украшены фантастическими скульптурами зверей и химерами, словно снятыми с островерхих крыш собора Нотр-Дам в Париже. В стены загадочного дома вмурованы бетонные головы носорогов и слонов, крокодилов и антилоп, а в желобках колонн прячутся юркие ящерицы. Неравнодушного зрителя удивляют не только замысловатые архитектурные композиции, такие как бетонные слоновьи хоботы, заменяющие водопроводные стоки, но и сами сюжеты-загадки. Почему, например, на крыше этого дома притаились гигантские жабы и морские чудовища в компании с нереидами? И почему вместо волос на женских головках цепи, фантастические листья и бутоны? Что значит гигантский питон на углу здания?Ответы на эти загадки знал только их автор — талантливейший киевский архитектор начала XX века Владислав Городецкий, личность во многом незаурядная и столь же таинственная. Архитектура была его призванием, но на первом месте стала охота, которой посвящалось все свободное время. Именно сны об африканской саванне и ее обитателях ожили в дивных фантазиях дома с химерами. Этот дом он построил для себя, на собственное 40-летие. Более того — на спор! Дом был выстроен в рекордные сроки (за два года!). Выиграв пари, зодчий себе и другим доказал свою профессиональную состоятельность. Но самое главное — Городецкий впервые использовал новые по тем временам материалы: цемент и бетон, и поистине революционные технологии. Очень скоро дом с химерами Городецкого превратился в архитектурную достопримечательность Киева и, как все неординарное, стал обрастать слухами и легендами. Они оказались очень живучими. К примеру, любой киевлянин, мало-мальски интересующийся историей родного города, при случае с удовольствием поведает легенду об утонувшей в Средиземном море дочке знаменитого архитектора Городецкого, в память которой и выстроил он свой удивительный дом. Еще упорнее ходили слухи о том, что дом с химерами был предназначен для его любовницы.


В 2002 году знаменитый дом отметил свое столетие. Судьба готовила ему стать лицом столицы наравне с Мариинским дворцом.


Убежище рыцаря


 


Экзотический «дом рыцаря» был сооружен в конце XIX столетия


После посещения Липок пройди пешком к одной из самых древних киевских улиц — Ярославовому Валу. Для этого от Крещатика поднимись вверх по Прорезной. По пути обрати внимание на два колоритных памятника: бронзовую фигуру Паниковского, застывшего с неизменной тросточкой в начале подъема, и не менее художественно исполненного и также увековеченного в бронзе кота Пантюшу в натуральную величину. Его пушистый хвост ты заметишь, пройдя через Золотоворотский сквер. Между прочим, это единственный в Европе (!) памятник пушистому цап-царапычу.


За Золотыми воротами обрати внимание на оригинальнейшее строение в самом начале улицы Ярославов Вал, с острым шпилем-башней, напоминающее своим силуэтом средневековый замок. Все в нем поражает своей непривычностью, и даже не искушенный в архитектурных тонкостях зритель, скользнув внимательным взглядом, откроет для себя массу прелюбопытных деталей: это и арочная подворотня, и жуткие монстры-стражи, притаившиеся под сводом и готовые в любую минуту броситься на незваного гостя, и узкие стрельчатые окна. А если ступить за порог этого замка-дома, то сразу же за ним на мраморном полу в глаза бросается классическое латинское приветствие — Salve! Не менее любопытно и то, что торец этого здания представляет собой совершенно глухую стену, без единого окна… Ни дать ни взять-настоящие владения Синей Бороды!


Скупые сведения о таинственном доме на Ярославовом Валу содержатся в энциклопедическом справочнике «Киев». Там можно прочесть, что в 1892 году замком владел некий барон Штейнгель. Однако в действительности барону Магнусу-Карлу-Александру Штейнгелю, предпринимателю и страстному меломану, принадлежал не этот дом, а соседний с ним особняк. Настоящим же владельцем, согласно архивным документам, был помещик-шляхтич Михал Подгорский, чья романтическая душа искала острых ощущений.


 


Подгорский, имея обширные владения на Киевщине и на Волыни, облюбовал участок в исторической части Киева и поручил архитектору Николаю Доба-чевскому выстроить для себядом, напоминающий убежище рыцаря. Что послужило толчком к созданию «замка», какими мыслями навеяна сама его идея, и по сей день остается для нас загадкой. Не исключено, что со стороны торца планировалось создать не менее оригинальное строение в том же средневековом стиле. Но Михал Подгорский прожил здесь всего пару лет и неожиданно умер. После него «дом рыцаря» приобрел дворянин Карл Ярошинский. Позже его владельцем стал знаменитый «сахарный король» Лев Бродский, и тоже ненадолго. В советские времена дом национализировали и частично отдали под учреждения. Это сооружение, дошедшее до нас почти неизмененным внешне, и ныне остается замечательным образцом архитектурной романтики, едва ли не первой ласточкой киевского модерна.


Подготовила Елена Кириллина, при содействии Владиславы Осьман, Михаила Кальницкого