Итак, уважаемые читатели, перед вами пространные цитаты из специализированного «Путеводителя по Юго-Западной железной дороге», изданного в 1897 году. Уже в первых строках его автор-составитель Андреев, опираясь на «Путеводитель по Киеву и его окрестностям» господина Бублика и «Путеводитель по Киеву» (издание организационного комитета IV съезда врачей в память Пирогова), констатировал, что «в настоящее время Киев, помимо своего исторического значения, обращает на себя внимание как торговый, промышленный и просветительный центр всего Юго-Западного края и Малороссии».

Вот идиллическая картинка Киева образца 1897 года, который «лежит на правом возвышенном берегу Днепра и весь изрезан горами, что при массе садов делает его одним из красивейших городов России. Благодаря мягкости климата, киевские сады отличаются разнообразием древесных пород и богатством растительности; здесь растут под открытым небом белая и розовая акация, каштаны, шелковица, самыя разнообразныя фруктовыя деревья, а при некотором уходе дозревает даже виноград. Общий вид Киева настолько живописен, что вообще мало есть городов, которые могли бы с ним соперничать в этом отношении. «Здесь человек», говорит А. Милюков, «овладел прекрасною местностью, но не задавил природы сплошною массою каменных построек: здания часто перемежаются оврагами и холмами, зеленью садов, купами белых акаций и пирамидальных тополей. Природа и человек представляются здесь не в борьбе, а в каком-то гармоническом сочетании. Трудно решить, что лучше — вид ли Киева с Заднепровья или картины, которыми любуешься с разных пунктов города. Перейдите мост, перекинутый через реку шестью исполинскими арками (на самом деле их было пять. Речь идет о Николаевском Цепном мосте, на месте которого сегодня Мост метро. — Здесь и далее в скобках — примечания автора), и взгляните назад: перед вами, за широким разливом Днепра, высятся горы, то прикрытыя яркою зеленью, то сверкающия серебристою белизною песков, а на них разбросан город, в котором здания и церкви тонут между волнами деревьев. А что сказать о картинах, какия открываются с вершины лестницы, подымающейся от моста на киевскую гору, или с верхней галереи церкви Андрея Первозваннаго! Величественнее последняго вида, кажется, нет в целой России. У ног ваших гористые спуски, по которым лепятся дома и сады, одни ниже других и сливаются с Подолом, где словно на плане отчетливо видны ряды улиц и кишащия народом рынки, как муравейник, дальше разливается синий Днепр, с желтеющими на нем островами, точно узорчато вышитый ковер, а за ними стелется необозримая даль с чуть видными точками хуторов и мерцающими, как звездочки, крестами каких-то отдаленных церквей. Все это видишь буквально с высоты птичьяго полета. Один только Константинополь может соперничать с этою обаятельною картиною. Воронеж несколько напоминает Киев и своим гористым местоположением, и разсаженными по улицам тополями и вереницами богомольцев, которыя тянутся по направлению к Митрофаньевскому монастырю. Но это не больше как литография, в сравнении с художественною картиною».

А ведь как здорово и искренне написано! Чудес не бывает, но можно представить, как описал бы господин Милюков нынешний Киев и его изрядно подпорченные новостройками некогда удивительные панорамы…

Поскольку «путеводитель» составлялся, очевидно, по заказу и на деньги Юго-Западной железной дороги, его прикладное повествование начинается с описания киевского вокзала, разобранного еще в начале ушедшего столетия. «Киевский вокзал, как по величине, так и по внешнему виду, далеко уступает Одесскому и Казатинскому вокзалам; он тесен, недостаточно удобен и вообще не отвечает многим потребностям пассажирскаго движения, которыя возникли в последнее время, и которыя не только нельзя было предвидеть, но даже предугадать тридцать лет тому назад. Он построен в 1870 году для Киево-Балтской дороги, а ныне служит пассажирскою станциею для Юго-Западных и Московско-Киево-Воронежской железных дорог.

Вокзал находится в непосредственном соседстве с городом. Путь от вокзала ведет первоначально по дамбе, пересекающей русло реки Лыбеди, а далее по Безаковской (теперь — Коминтерна) улице, носящей имя одного из бывших киевских генерал-губернаторов. Безаковская улица упирается в Бибиковский (Тараса Шевченко) бульвар, который проходит мимо Ботаническаго сада к Бессарабской площади и началу Крещатика (к его концу). Бульвар с его высокими пирамидальными тополями, устроенный генерал-губернатором Д. Г. Бибиковым, является одним из украшений г. Киева.

В настоящем столетии, начиная с тридцатых годов, город начал мало-помалу принимать свой теперешний вид, чему немало способствовал император Николай I. Ныне Киев сделался центром промышленной, умственной и политической жизни всего юго-запада России и значение его с каждым годом продолжает возрастать».

Составитель путеводителя, разумеется, не обошелся без пространного рассказа о нашей главной святыне — Лавре.

«Киево-Печерская Лавра для православнаго населения России имеет такое же значение, как Рим для католиков, Мекка для мусульман… На поклонение святыням Лавры стекаются многие десятки тысяч богомольцев со всех концов России. Киево-Печерская Лавра находится на правом, высоком берегу Днепра, в южной оконечности Киева, и занимает два холма, разделенных глубокой ложбиной, спускающейся к самому Днепру.

В настоящее время Лавра состоит из шести монастырей: собственно Лавра при Великой Успенской церкви, Больничный монастырь, Ближния пещеры, Дальния пещеры, Китаевская и Голосеевская пустынь. Два последних монастыря находятся за городом. Самая замечательная церковь — Великая или Соборная Лаврская церковь, стоящая прямо против Святых ворот, среди двора; архитектура довольно оригинальная, но изяществом не отличается.

Над царскими вратами помещена главная святыня Лавры — чудотворная икона Успения Божией Матери, древнейшая икона в России, принесенная из Греции первыми строителями церкви в 1073 г.

Ризница лаврская известна по своему богатству: одних евангелий в драгоценных золотых и серебряных переплетах 54; затем много ценных дарохранительниц, чаш, крестов; наконец, имеется множество роскошных риз и других священных одеяний.

Материальная ценность всех этих предметов весьма велика, но еще большую ценность они представляют как памятники прошлаго, как пожертвования наших царей, императоров и выдающихся деятелей на разных поприщах государственной жизни России. Достаточно упомянуть, что в Лаврской ризнице хранятся предметы, пожертвованные царем Алексеем Михайловичем, императором Петром I, всеми последующими императрицами и императорами, митрополитом Петром Могилою, игуменьей Магдалиною (мать гетмана Ивана Мазепы) и мн. др.». К величайшему сожалению все перечисленное выше было реквизировано большевиками и почти полностью продано за границу в обмен на зерно, станки и оборудование. Полюбоваться этими сокровищами можно либо в музеях Европы и Америки, либо у частных заокеанских коллекционеров. Выбирайте, что вам удобнее…

Описывая красоты Киева образца 1897 года, Андреев констатировал, что «с верхнего этажа колокольни открывается замечательный вид на Киев и его окрестности. В хорошую ясную погоду, с биноклем в руках можно проследить течение р. Днепра от впадения р. Припяти почти до города Канева, различить города и местечки, лежащие от Киева в 80 и даже более верстах. Без разрешения коменданта доступ на колокольню посторонним лицам воспрещается, но необходимое в настоящем случае разрешение выдается без особых затруднений». Особенно важно то, что за вход на колокольню Лавры никогда не взималась плата. И только советская власть решила, что это необходимо делать… В старом Киеве было множество других мест, откуда открывались великолепные виды.

«Откуда бы не смотреть на Андреевскую церковь — из-за Днепра, с Подола, из Царского сада или из сада Купеческого собрания — она отовсюду одинаково живописна и окруженная легким туманом в прозрачной дали кажется висящею в воздухе, — сообщал Андреев. И продолжал. — С паперти Андреевской церкви открывается один из лучших видов Киева на Днепр, Заднепровье и Подол; здесь всегда можно встретить туристов с биноклями в руках, любующихся безграничною далью».

Имела некогда прикладное значение и Колонна Магдебургского права, которая на самом деле была Нижним памятником князю Владимиру и находилась сто десять лет назад у самого берега реки Днепр. «Памятник сооружен в 1802 году; он представляет собою небольшую часовню, над которою возвышается колонна тосканскаго ордена; на верху колонны утвержден серебряный шар, увенчанный золотым крестом, — сообщается в путеводителе. — Часовня внутри украшена иконами, а по средине ея устроен фонтан, в который проведена вода из ближайших горных ключей. Вода Крещатикскаго источника содержит значительное количество железа». Можно ли догадаться об этом, проходя мимо памятника теперь? И сам памятник, и лестницы, ведущие к нему, в ужасном состоянии. Власти города, где крестили Русь, совершенно не обращают внимания на то, как загажено святое место, где, по преданию, крестил своих сыновей князь Владимир…

Память о великом князе сохранялась в названии Императорского университета Святого Владимира. В застройке 1897 года он поражал своими размерами… Вот что говорилось в путеводителе: «Здание университета с пристройками и раскинувшимся за ним обширным ботаническим садом занимает громадное пространство между следующими улицами: Большой Владимирской, Караваевской (Льва Толстого), Назарьевской (Ветрова) и Бибиковским бульваром. Главный фасад здания выходит на Большую Владимирскую улицу, имеет 2 этажа, два боковых входа и средний — парадный. Портик поддерживают восемь изящных колонн; над портиком бронзовая рельефная надпись: «Императорский Университет св. Владимира. 1842 г.». В главном здании помещаются аудитории, библиотека, центральный архив, несколько лабораторий, кабинеты; во втором этаже находится церковь во имя св. равноапостольнаго князя Владимира.

Университет по размерам своих построек едва ли не самое большое сооружение в г. Киеве; хотя здание университета, окрашенное в темно-красный цвет и страдает некоторым отсутствием художественности, но строго выдержанным характером и своею величавостью производит сильное впечатление. Самая окраска здания в темно-красный цвет придает ему какую-то сериозность и строгость.

В настоящее время университет, по количеству студентов (свыше 2000 человек) и по богатству учебно-вспомогательных учреждений, занимает одно из выдающихся мест в России».


Торговым центром Киев был уже в первые века своего существования, в чем, изучая историю, сомневаться не приходится. А вот какие любопытные и малоизвестные нам сведения приводит Андреев: «В конце XVIII века Киев был по преимуществу центром винокурения, причем монастыри являлись наиболее крупными винокурами и шинкарями; другия отрасли обрабатывающей промышленности, можно смело сказать, не существовали, если не считать нескольких кирпичных и кожевенных заводов. В настоящее время Киев сделался одним из заметных фабрично-заводских центров; в 1896 году здесь насчитывалось фабрик и заводов 153 с 7.051 рабочим и с производством в 14.793.150 р. Нельзя сомневаться, что с течением времени значение Киева, как центра обрабатывающей промышленности, будет возрастать и что производительность его фабрик и заводов будет увеличиваться.


Из фабрик и заводов, занимающихся обработкою растительных продуктов, первое место принадлежит сахаро-рафинадному заводу Киевского Товарищества, существующему с 1868 г. и находящемуся в предместье Демиевке; он выделывает ежегодно до 900.000 п. рафинада. Далее обращают на себя внимание мукомольные мельницы, табачные фабрики, дрождевые заводы (Чоколов, Марр), снабжающие дрождями весь юг России и пивоваренные. О размере производства дрождей в Киеве и значению этого производства в общем итоге местной промышленности можно судить по цифрам отправки дрождей по железным дорогам; оказывается, что из Киева по Юго-Западным железным дорогам ежедневно высылается от 250 до 300 и даже до 400 пудов этого товара. Пивоваренное производство получило большое развитие в последние годы; из числа пивоваренных заводов следует отметить завод, принадлежащий Южно-Русскому акционерному обществу, организовавшемуся только в январе 1896 года. Первым делом новаго общества было приобретение трех пивоваренных заводов в Киеве, Одессе и Николаеве, для чего была израсходована большая часть основного капитала общества в 1.000.000 руб. Заводы, приобретенные обществом, принадлежали раньше наследникам И. М. Бродского и возникли еще в шестидесятых годах. С переходом заводов в собственность общества последнее задалось целью развить производство их, перестроив заводы, согласно новейшим требованиям дела. В настоящее время заводы производят до 500.000 ведер пива в год. Наконец, нельзя не упомянуть о производстве киевского сухого варенья, которое пользуется вполне заслуженно большою известностью во всей России.

В деле обработки ископаемых продуктов первое место занимают кирпичные заводы, которых в городе и его окрестностях насчитывается 43 с оборотом свыше 500.000 рублей. Затем, за последнее время в Киеве все более и более развивается машиностроительное производство, которое находится здесь в тесной связи с свеклосахарной промышленностью; первоначально это были мастерские для ремонта машин и аппаратов, употребляемых при свеклосахарном производстве. Ныне же киевские машиностроительные заводы занимаются вполне самостоятельно изготовлением паровых машин, котлов, насосов, сельскохозяйственных орудий и всякого рода аппаратов для свеклосахарных, винокуренных, пивоваренных заводов, мукомольных мельниц, лесопилен и пр.

Из числа производств по обработке животных продуктов наибольшего внимания заслуживают кожевенные заводы, которых имеется семь с оборотом до 200.000 рублей в год. Впрочем, эта отрасль местной производительности за последние годы не делает шагов вперед.

Что касается, наконец, смешанных производств, то из таковых заслуживают упоминания: фабрика мебели Кимаера, фортепианная фабрика Мекленбурга, пять экипажных и три фабрики музыкальных инструментов.

Обращаясь к торговому значению Киева, нельзя не напомнить сказанное выше, что уже в первые века своего существования он был важным торговым центром. Значение это очень усилилось с 1797 года, когда в Киев была переведена из Дубно контрактовая ярмарка. Для торговли во время контрактов был выстроен в 1811 году нынешний контрактовый дом на Подоле. В прежнее время торговые обороты на контрактах были весьма значительны; товаров привозилось на сумму до 2 миллионов рублей. Теперь значение контрактовой ярмарки сильно упало; торговля ведется наполовину не приезжими, а местными купцами, которые на время ярмарки только перекочевывают со своими товарами в устраиваемые на площади балаганы и в залы контрактового дома, причем некоторые купцы нередко для привлечения покупателей переодевают своих приказчиков в восточные костюмы, имитируя восточных людей. Впрочем, и в настоящее время на контракты съезжается в Киев много землевладельцев, сахарозаводчиков, разного рода промышленников, но сделки уже совершают, конечно, не в контрактовом доме. Ныне вся более крупных размеров торговля Юго-Западного края сосредоточена в Киеве. По величине оборотов первое место занимает торговля сахаром, а затем хлебом, лесом и железом. По торговле сахаром Киев — главный центр России. Большинство фондовых операций на киевской бирже происходят с акциями и паями сахарных заводов; сахар является также главным товаром, на который заключаются сделки. В 1895 году в России было выделано 35 миллионов пудов сахарнаго песка, из числа которых в том же году на киевской бирже продано 22.273.710 пудов. Следствием сахарной торговли является значительное развитие в Киеве банковых учреждений; здесь, кроме трех правительственных банков (государственного, дворянского и крестьянского), существуют три акционерных учреждения долгосрочного кредита и пять торгово-промышленных банков. Несмотря на такое обилие банковых учреждений в Киеве, для покрытия нужд промышленности в кредите, существует еще 12 частных банкирских контор.

В отношении хлебной торговли Киев является одним из главных рынков не только Киевской губернии, но и всего южного района (губернии Херсонская, Полтавская, Черниговская, Подольская и частью Волынская). Кроме значительного спроса на хлеб со стороны восьми существующих здесь мукомольных мельниц, значение Киева как центра хлебной торговли Юго-Западного края и соседних губерний увеличивает постоянное присутствие представителей как русских, так и иностранных экспортных фирм.

Наконец, Киев является крупным центром по торговле лесом и железом. В отношении лесной торговли Киев находится в особо благоприятных условиях, будучи связующим звеном между северным районом — производительным и южным — потребительным; лес сплавляется с верховьев Днепра и его притоков и частию проходит мимо водою, а частию поступает на киевские лесопильни для переработки.

От вокзала рельсовый путь направляется мимо предместья Шулявки и, обогнув Кадетскую рощу, идет по ровной местности. Вид на Киев с линии Юго-Западных железных дорог далеко не так красив, как для проезжающих по Московско-Киево-Воронежской железной дороге. Там Киев виден из-за Днепра; там открывается действительно замечательная панорама. Но и здесь взгляд, брошенный на Киев из окна вагона Юго-Западных железных дорог, оставляет сильное впечатление: сверкающие главы церквей и куполы соборов, темно-красное здание университета, ряды стройных тополей и масса зелени, из которой выглядывают дома и постройки, разбросанные по холмам, — все это вместе, дополняя друг друга, дает картину надолго остающуюся в памяти.

В ближайшем соседстве с Киевом, по правую сторону рельсоваго пути, виднеется селение Братская Борщаговка, а по левую селение Желани. Селение Братская Борщаговка в прежнее время принадлежало Киево-Братскому монастырю; оно лежит в 10 верстах от Киева на запад; достопримечательность Братской Борщаговки составляет красивый каменный храм, в котором находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Борщаговскою. На поклонение иконе стекается весьма много богомольцев из Киева, особенно в первый воскресный день после новолуния, когда освящается вода в особом колодце.

На 12-й версте от Киева находится полустанция Жуляны. Название Жуляны есть испорченное наименование близлежащаго селения Желани; селение это известно еще со времен Владимира Святаго, и здесь, по преданию, находился один из его загородных дворцов. Желани неоднократно упоминаются в наших древнейших летописях; при Желани 23 июля 1093 г. был разбит половцами Святополк, в 1161 г. убит бывший некоторое время великим князем киевским Изяслав Давидович. От эпохи великокняжеской в нынешнем селении Желани ничего не осталось, исключая нескольких курганов, скрывающих без сомнения кости сражавшихся здесь за Киев и русскую землю. В железнодорожном отношении полустанция Жуляны ничем не замечательна, служа исключительно разъездом и имея значение только с точки зрения интересов обезпечения правильности движения поездов. Здесь нельзя не указать, что хорошо бы было испорченное неблагозвучное название полустанции Жуляны изменить в Желани и тем возстановить не только правильное наименование, но и способствовать сохранению этим путем воспоминаний о древнем селении великокняжеской эпохи, отмеченном нашим древним летописцем».

А дальше заканчивались границы современного Киева. Следующая станция в путеводителе Андреева — Боярка. Но о ней поговорим при случае.
В статье использованы фотографии из фондов Национальной Парламентской библиотеки Украины.