…Девушке не было и семнадцати, когда в послевоенном 1946 г. она в поисках лучшей жизни приехала в Киев с Мелитопольщины. Первое, что ей бросилось в глаза на привокзальной площади, — звенящий под ласковым солнцем трамвай. Эта картинка так запала Лиде в душу, что вскоре она оказалась у дверей только что открывшегося техникума электротранспорта. Там она трудилась библиотекарем и училась. После Лидия работала в службе движения ТТУ, окончила курсы водителей трамвая и троллейбуса, дослужилась до замначальника трамвайного депо. А будучи мастером производственного обучения учебно-курсового комбината, Лидия Ливинская занялась изучением истории горэлектротранспорта и в 1992 г. открыла уникальный Музей электротранспорта, директором которого и была до последних дней жизни.

В 1920 гг. в Киеве, где в 1892 г. был пущен первый в Российской империи электрический трамвай, уже был музей транспорта, но в 1930-х его закрыли. Лидия Ливинская вела многолетнюю борьбу за помещение для нового музея, и добыла его у завода им. Дзержинского (ул. Филатова, 22/8). Многие экспонаты сделаны руками энтузиастов, в том числе и Лидии Архиповны. Когда Ливинская начинала экскурсию, все оживало и озарялось светом. В небольшом заведении каждый сантиметр занят экспонатами, моделями и макетами всех типов транспортных средств. Там отметили 100-летия и первого киевского трамвая, и фуникулера; 70-летие троллейбуса и 80-летие автобусного движения в городе.

Я был знаком с Лидией Архиповной около десяти лет, и от общения за чашкой чая в музее остались трогательные воспоминания. Как-то она рассказала быль. Весной 1966 г. в Киеве за день до открытия ХХІІІ съезда Компартии Украины утром по лесу ехал пустой трамвай-перевозчик работников парка. В районе санатория им. Горького уставший водитель не притормозил на повороте, и вагон упал на бок, перегородив встречный путь. Накануне съезда подобное ЧП могло получить неприятную огласку. Но благодаря самоотверженной организации аварийных служб и лично Лидии Архиповне освободили путь, замаскировали в лесу вагон, а следующей ночью, погрузив его на платформу, отправили в депо. Движение трамваев не останавливали. Нарушитель получил взыскание, но за пределами парка об аварии никто не узнал.

Лидия Архиповна проводила интересные экскурсии и в восстановленном киевском ретро-трамвае, участвовала в создании храмов на Куреневке и Дарнице. Немало сил приложила для увековечения памяти жертв Куреневской трагедии 1961 г. Помогала всем престарелым транспортникам Киева. Благодаря Ливинской Музей электротранспорта стал своеобразным духовным храмом для интеллектуальной элиты. Лидия Архиповна с удовольствием делилась знаниями и новой информацией, а главное, постоянно пыталась узнать о транспорте все больше.

<!—

—>