С умножением числа иноков на вершине «пещерного» холма был поставлен деревянный храм Успения Божией Матери, а затем братия попросила у киевского князя Изяслава в дар и получила плато между описанным оврагом и Берестовым под строительство наземной обители. Последняя стала со временем называться Верхней Лаврой, а склоны оврага и «пещерный» холм — Нижней, причем новое подземное жилище Преп. Антония обрело имя Ближних пещер, а старый пещерный монастырь- Дальних. Так сложилось не изменившееся за века территориальное деление Лавры. После переселения братии в Верхний монастырь в пещерах или при них подвизались отдельные иноки. Некоторые из них жили под землей в затворах. Кроме того, углубляя подземелья, в последних погребали усопшую братию. Все перечисленное имело место и в Ближних пещерах еще при жизни Преп. Антония. Впоследствии Ближние и Дальние пещеры станут местом паломничества, над ними возникнут соответственно два подчиненных Верхней Лавре монастыря под управлением блюстителей.

Построив в Киеве обитель Св. Димитрия Солунского, кн. Изяслав (в крещении Димитрий) перевел на тамошнее игуменство Преп. Варлаама и надеялся с помощью богатства сделать этот монастырь выше Лавры. Вторым игуменом Печерским стал Преп. Феодосий (ум.1074 г.), чтимый наравне с Преп. Антонием как соустроитель обители и совоспитатель русского иночества. Уроженец г. Василькова на Киевщине, он с детства навык подвижничеству и, желая пострига, пришел в юные годы в Киев, но из-за бедной внешности не был принят ни в одном из столичных монастырей. По словам Преп. Нестора, это явилось столь же промыслительным, ибо юный подвижник своеобразно повторил путь Преп. Антония, будучи предызбран свыше для выполнения своей половины в деле устройства Лавры и взращения русского монашества. Своей жизнью Преп. Феодосии явил и завещал тот образец инока-подвижника, которому Русь в течение столетий останется верна. Святой игумен ввел в обители общежительный устав, заимствованный потом отсюда другими русскими монастырями (знаменательно, что подвижник тезоименит Преп. Феодосию Великому — одному из родоначальников монашеского общежития, преставившемуся в 529 г.), написал ряд духовных произведений, положил начало традиции выбора на Руси мирянами в духовники преимущественно монахов. Друживший с Преп. Феодосием кн. Изяслав уже на примере одного этого подвижника мог убедиться в неоспоримости духовного первенства Лавры среди русских обителей. Нравственная высота и сила подвигов печорских иноков изумляла современников и делала монастырь подобным многим более древним обителям Православного Востока. Еще при жизни Преп. Феодосия свет печерский начинает распространяться по Руси: в кон. XI — первой четв. XIII вв. мы видим лаврских подвижников основателями новых монастырей, миссионерами, наставниками князей и бояр, выдающимися богословами, архиереями важнейших русских епархий (в указанный период из стен Лавры вышло ок. 50 епископов). В обители и за ее пределами печерян сопровождают великие чудеса и знамения Божий. В описываемое время братии явился почивший Преп. Антоний и открыл ей о данном ему Богом обетовании о спасении каждого печерского инока.

С кон. IX в. Лавра становится и значительным культурным центром: здесь ведется летописание (древнейший русский летописный свод редактировался в монастыре несколько раз; одна из редакций выполнена «отцом русской истории» Преп. Нестором, автором ряда литературных произведений, давшим своду имя «Повести временных лет»); начинается каменное строительство и возникает архитектурная школа, чье влияние испытали все восточнославянские земли; трудятся первые документально известные по именам русские иконописец (Преп. Алипий) и врач (Преп. Агапит); процветают другие виды искусства. При монгольском нашествии серед. XIII в. Лавра не перестала быть чтимым всей Русью очагом подвижничества и культурной сокровищницей. С 1596 г. обитель возглавляет борьбу против насильственного окатоличивания украинского народа, развивает активную просветительную деятельность. В 1620 г. прибывшие в Киев восточные иерархи совершением в Лавре ряда архиерейских хиротоний восстановили православный украинский епископат: возведенные в сан новые архипастыри заменили отпавших в унию. В 1632 г. печерский архимандрит Преп. Петр (Могила; ум.1647 г.) стал митрополитом Киевским (сохраняя лаврское настоятельство) и немало сделал для укрепления Православия в Украине в те нелегкие годы.

В 1688 г. монастырь первым из русских обителей получает имя Лавры в качестве введенного в России высшего титула монастырей (слово «лавра» пришло к нам из Греции, где означало застроенный квартал или церковный приход; на Востоке, а затем и на Руси лаврами называли себя многие известные обители). С 1786 г. настоятелями Лавры становятся митрополиты Киевские. Во второй пол. XVIII — серед. XX вв. в обители процветает старчество.

Именно в Лавре пострадал от рук безбожников первый на Руси после переворота 1917г. мученик-архиерей — митрополит Киевский Владимир (Богоявленский; 1- 1918 г.). В 20-х гг. XX в. обитель была упразднена. На ее территории возник один из крупнейших музеев СССР.

В 1942-1961 гг. в Нижней Лавре снова временно действовал монастырь; В 1988 г. монашеская жизнь возродилась на Дальних пещерах. В 1989 г. Церкви возвращены и Ближние пещеры, на территории ставшей единым монастырем (как и в 1942-1961 гг.) Нижней Лавры открылась восстановленная в Киеве Духовная Семинария (ранее располагалась в другой части города), а позднее и Академия.

Верхняя Лавра остается в ведении Музея-Заповедника. С 1990 г. в находящемся здесь бывшем трапезном храме Препп. Антония и Феодосия совершаются регулярные богослужения. С 1992 г. указанная церковь является кафедральным собором города, а монастырь — резиденцией Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины и местом работы Киевской Митрополии. В течение последних лет установилась традиция совершения ежегодных богослужений в ряде других храмов Верхней Лавры.

Неоднократно разорявшаяся при вражеских нашествиях, Лавра приобрела нынешний вид уже в кон. XVII — нач. XX вв. При этом господствующим архитектурным стилем в ансамбле белоснежных каменных лаврских зданий с зелеными кровлями и золотыми куполами является украинское барокко.

Лавра имеет несколько входов: Верхняя — Святые (западные, с ул. Январского восстания) и Экономические (северные, из Лаврского пер.) ворота; Нижняя — западные (также с ул. Январского восстания) и восточные (с набережной Днепра). Между собой Верхняя и Нижняя части обители соединены Пещерными вратами.

На выступах лаврских стен по бокам Св. врат изображены два сонма Святых, как бы выходящих к нам навстречу из Ближних и Дальних пещер. Вместе эти Угодники Божий составляют Собор Печерских Святых. В Православной Церкви, как известно, кроме персонального празднования памяти Святых существует соборное. В Собор входят Угодники, чья память связана с одной местностью или событием. Среди русских соборов Святых Печерский является древнейшим и наибольшим по числу Угодников. На Руси канонизация имела три уровня: местный (храмовый или монастырский), епархиальный и общецерковный. Для почитания Святого на первых двух достаточно было устного благословения епархиального архиерея с ведома вышестоящего. Кроме того, в монастыре почитание могло начаться решением совета старцев обители. Местное монастырское почитание Печерских Угодников началось уже в кон. XI в. Со временем отдельные Печерские Святые стали чтиться и вне монастыря: помимо Препп. Антония и Феодосия это были вышедшие из стен Лавры архиереи. В кон. XI — первой четв. XIII вв. были описаны жития Печерских Святых Х1-ХП вв. В XV в. на основе этих житий сложилась «Книга Свв. Отцов Печерских» («Патерик Печерский»). Из составленных на Руси «Патериков» лишь Печерский обрел не местное, а общерусское значение. В нач. XVII в. Петр Могила расширил почитание Печерских Святых до границ Киевской Митрополии, которая тогда подчинялась Константинопольскому Патриарху, входила в состав Речи Посполитой и охватывала современные Украину, Беларусь и Литву. Для этого сначала, в 1635 г., в монастыре осуществили первое печатное издание «Патерика Печерского» — «Патерикон» на польском языке, составленный на основе т. наз. 2-й Кассиановской редакции рукописного «Патерика» (Лавра, 1462 г.). В 1638 г. в обители на том же языке публикуется «Описание земли чудес, или Как в самом Печерском монастыре, так и в обеих святых пещерах» («Тератургима») с рассказом о тогдашних чудесах от почивающих в Ближних и Дальних пещерах мощей Печерских Угодников и первыми картами этих подземелий. Цель обоих изданий — явить жития Печерских Святых гражданам католической Речи Посполитой и примером чудес, произошедших в земной жизни Печерских Угодников и от их нетленных мощей в пещерах, заградить уста тем, кто говорил о безблагодатности Православной Церкви. Наконец, в 1643 г. в Лавре выходит «Правило молебное ко Преподобным Отцем нашим Печерским и всем Святым, в Малой России просиявшим, певаемое, когда и где кто изволит». Из указанных на планах пещер в «Тератургиме» Святых «Правило», однако, упоминает не всех, а главным образом тех, чьи жития имелись в «Патерике». Остальные почивающие под землей Угодники «Тератургимы» чтились, скорее, на основании нетления своих мощей, а подробных биографических данных об этих Святых ко времени Святителя Петра Могилы не сохранилось. В отличие от списка в «Правиле», перечень остальных Печерских Угодников с течением времени претерпевал некоторые изменения: на выходивших после «Тератургимы» в ХVП-ХIХ вв. планах пещер появляются новые имена Святых, ряд старых — исчезают. Как предполагается, это связано с тем, что при вражеских нашествиях на Киев мощи в пещерах прятали (прилагая дощечку с именем Угодника) и часть скрытых до 1638 г. обрели позже выпуска «Тератургимы», а часть спрятанных после указанной даты так потом и не открыли. В 1762 г. Печерские Святые общецерковно прославлены в рамках Поместной Русской Православной Церкви. При позднейших персональных канонизациях число Печерских Угодников увеличивалось.

При тесной связи почитания Печерских Святых с пещерами и особом внимании во все времена к нетленности мощей этих Чудотворцев, в Печерский Собор вошли некоторые Святые, не подвизавшиеся в Лавре, но почивающие в ней, и наоборот — вне Собора оказался ряд Угодников, подвизавшихся в Печерском монастыре, но почивающих в других местах. Последняя группа Святых включена в список Печерских Угодников.

Лавра опоясана крепостными стенами. Первоначально ее Верхнюю часть окружал частокол, с кон. XII в. — кирпичная стена, разрушенная в 1240 г. монголами, затем снова деревянная ограда, с 1697-1701 гг. — дошедшая до нас каменная двухъярусная стена (вые. 6 м, толщина у основания 3, на втором ярусе 1 м) с четырьмя башнями, из которых две напоминают храмы: Св. Иоанна Кущника (южнее Св. ворот; восьмигранная; в XVIII в. надстроена: внутри планировали освятить одноименную церковь, но замысел этот не осуществился) и Св. Онуфрия Великого (на склонах Днепра; крестовая в плане; на втором этаже находилась одноглавая кресто-вокупольная одноименная церковь). По второму ярусу стены с внутренней стороны проходила боевая галерея с бойницами. Территории над Ближними Дальними пещерами также долго ограждались по отдельности частоколом. В 1844-1848 гг. Нижнюю Лавру обвели общей каменной стеной с амбразурами. Сохранившиеся в окрестностях обители валы являются остатками огромной крепости, сооруженной в 1701-1723 гг., состоявшей из земляных укреплений и охватывавшей Лавру с прилегающими территориями (на внемонастырские участки крепости были перенесены тогда главные военные и административные учреждения города).

Церковь Св. Троицы над Св. воротами (на середине западного участка верхнелаврской стены) воздвигнута в нач. XII в. на средства Преп. Николая Святоши. Сохранив первоначальное строение (квадратный в плане, крестовокупольный, трех-нефный, одноглавый, с четырьмя внутренними опорными столбами), храм приобрел в XVIII в. изнутри и снаружи характерный для украинского барокко вид, в котором и дошел до нас (к указанному времени относятся достроенный с севера притвор, внутренняя роспись, деревянный резной иконостас, пол из чугунных плит; выполненная в ту же эпоху роспись фасадов неоднократно поновлялась, в последний раз в 1900-1901 гг.). Церковь была престольной для примыкавшего к ней внутри Лавры с севера Больничного монастыря, основанного также Преп. Николаем. Именно оттуда и осуществляется вход в храм. Посреди бывшей обители-больницы находится ее трапезная одноглавая церковь Св. Николая Мирликийского, возведенная в 1677-1695 гг. Богослужения здесь не совершаются. В Троицком храме в его престольный праздник бывает Божественная литургия.

Улица, ведущая от Троицкой церкви на восток, в центр Верхней Лавры, пролегает между двумя вытянутыми в том же направлении бывшими келейными корпусами (XVII-XVIII вв.; одноэтажные с пышными фасадами и торцевыми фронтонами, под высокими двускатными кровлями). Восточное южного из корпусов возвышается Большая Лаврская колокольня (1731-1744 гг.; архит. И.Г. Шедель, завершив строительство, писал: «Тебя, величавое творение.., встретят торжественно потомки!»; выс. 96,5 м; в свое время — высочайшее башенное сооружение Российской империи; восьмигранная, четырехъярусная; на 3-м ярусе — 11 звонных колоколов: три тяжелые — «Копа», «Балык» и «Вознесенский» — соответственно весят 343, 201 и 199 пд и отлиты в 1825, 1719 и 1810 гг., и восемь малых, из которых пять отлиты и подвешены в 1991 г., а три — старинные, собраны сюда в 1993 г. из других мест; часть колоколов, в т.ч. тяжелейший «Братский», весом 1690 пд, отлитый в 1897 г., не сохранилась; совершение регулярного богослужебного звона возобновлено в 1991 г.; на 4-м ярусе с 1744г. находились куранты с часовым колоколом, весящим 150 пд, отлитым в 1743 г. и доныне выполняющим свое назначение; в 1758 г. были установлены новые куранты, переделанные в 1788 г., а в 1903 г. изготавливаются нынешние, по образцу кремлевских, вызванивающие каждую четверть часа; с 1992 г. колокольня открыта Заповедником для посещения).

В центре Верхней Лавры, куда от Святых, Экономических и Пещерных ворот сходятся ее основные улицы, стоят руины престольного храма («Великой церкви») — первого каменного сооружения в монастыре. Когда возведенная печерянами в наземной обители деревянная церковь стала тесной, Преп. Феодосий решил строить новый, каменный храм. Тем временем кн. Изяслав готовился к битве 1068 г. с половцами на р. Альте, и к Преп. Антонию пришел, прося святых молитв, отправлявшийся с князем варяг Шимон. Преподобный предсказал, что русичи потерпят поражение, но Шимон останется жив и впоследствии будет погребен в престольном печерском храме, чье строительство задумал Преп. Феодосий. В битве Шимон получил тяжелое ранение и, лежа на поле брани, увидел в небе изображение церкви, которую сразу узнал. Отец Шимона некогда изготовил Распятие и возложил на образ Спасителя золотой венец и пояс. Последние Шимон, покидая родину, взял с собой и услышал голос, говоривший: «Не возлагай венца на свою главу, но неси на уготованное место, где Преподобным Феодосием созидается церковь во имя Матери Моей». Когда Шимон плыл через море, поднялась буря. Варяг подумал, что гибнет за вынос святыни из дому, взмолился о спасении и увидел в небе образ некоего храма. Тот же голос сказал Шимону, что это и есть задуманная Преп. Феодосием церковь и что в ней варяг в свое время будет положен. Голос указал и соотношение высоты, длины и ширины храма, которые должны быть отмерены везомым Шимоном золотым поясом. Этот же храм варяг увидел и теперь, на р. Альте. Поняв все и тут же получив, по молитве, исцеление от ран, Шимон явился к Преп. Антонию и отдал пояс и венец. В 1073 г. к Препп. Антонию и Феодосию пришли зодчие-греки и спросили: «Где вы хотите строить церковь?» «Где Господь укажет» — последовал ответ. Греки удивились: «Если вы узнали время своей кончины, почему доселе не выбрали место, дав нам за работу столько золота?» Но Преподобные не знали времени своей кончины, а зодчих видели впервые. Тогда греки рассказали, как однажды к каждому из них явились благообразные юноши со словами: «Зовет вас Царица во Влахерну». Придя туда, зодчие увидели Царицу в окружении воинов и услышали от Нее: «Хочу воздвигнуть Себе церковь на Руси в Киеве. Возьмите себе золота на три года». «К Кому же нам там идти?» — спросили мастера. «К вот этим мужам Антонию и Феодосию» — молвила Царица, указав на стоявших здесь людей с внешностью Преподобных. «Тогда для чего нам даешь золото на три года? Прикажи этим мужам дать нам необходимое на пропитание» — сказали строители. Ответ был неожиданным: «Антоний, благословив начало постройки, отойдет в вечность, а Феодосий — через год после него. Возьмите, сколько нужно, золота, а уж почту Я вас так, как никто не может, и дам вам то, чего ухо не слышало и на ум человеку не приходило». «Каково должно быть имя церкви?» — спросили зодчие. «В Мое имя». Но они не смели спросить: «Как имя Тебе?» Царица же добавила: «Богородичной будет». Она велела мастерам выйти на открытое место, где им явился образ будущего храма. «Меру же Я послала — пояс Сына Моего». Выслушав греков, Преп. Антоний ответил: «Мы никогда не выходили из монастыря. Звавшие вас юноши суть ангелы. Царица — Сама Пресвятая Богородица, ибо только Она и Сын Ее могут дать то, что вам обещано. Что же касается нашего сходства с вручившими вам золото — один Господь ведает. Три дня пребудем в молитве, и Господь явит нам место для храма». По молитве Преподобного на первый день вокруг места будущей церкви была роса, само же место оставалось сухим. На второй день случилось обратное: роса была на месте храма, а вокруг — сухо. На третий день Преп. Антоний молился около указанного места, и в этот момент с неба сошел огонь, уничтоживший здесь зелень. При этом образовались даже начатки рвов под фундаменты. В 1089 г. храм освятили. Его строительство и освящение также сопровождались дивными чудесами. Успенский собор Печерской обители стал образцом для более поздних древнерусских церквей. Храм неоднократно пострадал при вражеских нашествиях, землетрясении, пожарах и перестраивался. В 1722-1729 гг. все приделы и часовни, пристроенные к нему в течение столетий, были надстроены и объединены общей с собором кровлей. 3 ноября 1941 г. храм был взорван, по одной версии, фашистами, по другой — киевскими подпольщиками. На всю высоту вместе с куполом уцелел юго-восточный придел Св. Иоанна Богослова, частично сохранились восточные опорные столбы и алтарная часть южного нефа древней сердцевины храма, примыкающая к указанному приделу. По невысоким символическим кладкам, повторяющим линии фундаментов, можно отличить древнейшую часть собора, который был трехапсидным, трехнефным, крестовокупольным, шестистолпным. В течение последних лет в теплое время года среди руин храма несколько раз (в т.ч. на Успение) совершается Божественная Литургия.

Южнее руин Успенского собора расположен храм Препп. Антония и Феодосия с примыкающей с запада бывшей Трапезной палатой (1893-1895 гг.; русско-византийский стиль; проект архит. В. Н. Николаева; художественным оформлением интерьеров руководил А. В. Щусев; настенные росписи кисти И. С. Ижакевича, П.П. Верещагина, А. А. Лакова, Г. И. Попова, В. Данилова, закончены в 1910г.; огромный купол, увенчанный одной и окруженный семью главками на фонариках, опирается исключительно на стены и напоминает верх Софии Константинопольской). У северной стены Трапезной палаты погребены премьер-министр Российской империи П.А. Столыпин (ум. 1911 г.; предчувствуя насильственную смерть, завещал похоронить себя там, где будет убит) и В. Кочубей с И. Искрой, предупредившие Петра I о готовящемся переходе на сторону Швеции в Северной войне гетмана Украины И. Мазепы (казнены последним в 1708 г.). Юго-западнее Трапезной палаты возвышается соединенное с ней переходами двухъярусное здание с башенками на торцах (барабаны разобранных куполов) — бывший домовой храм митрополитов Киевских во имя Благовещения Божией Матери (1905 г.; архит. А. Ермаков; богослужения не совершаются). С запада к церкви примыкает двухэтажный дом бывших митрополичьих покоев (1727-1803 гг.). Еще далее к западу, впритык к Большой колокольне с юга находится бывший дом лаврского наместника (XVII — первая пол. XVIII вв.; указанное назначение выполнял с 1824г.). Восточное храма Препп. Антония и Феодосия раскинулась видовая площадка с двухэтажным зданием бывшей иконописной мастерской в центре (1880-е гг).

Севернее видовой площадки, к востоку от руин Успенского собора расположена бывшая лаврская типография, основанная на этом месте в 1615г. (современное двухэтажное здание, укрепленное на южном фасаде четырьмя аркбутанами, возведено поэтапно в 1701-1856 гг.; сейчас в нем размещается Музей Книги и Книгопечатания Украины), ставшая первой в Киеве и одной из ведущих на восточнославянских землях. Здесь вышли, в частности, первые русские толковый словарь («Лексикон славенорусский», 1627г.), печатные карты (планы пещер в «Тератургиме», 1638 г.) и учебник по отечественной истории («Синопсис», 1674 г.; в ХVП-ХIХ вв. выдержал 30 изданий), первое издание «Великих Четьих Миней» Св. Димитрия Ростовского (1689-1705 гг.; работу над ними автор начал в Лавре). В 1918г. типография прекратила работу, в 1996 г. возобновила свою деятельность в другом здании на новом оборудовании. Под упомянутыми аркбутанами проходит улица, соединяющая центр Верхней Лавры с Пещерными воротами. Северо-западнее типографии, ближе к руинам Успенского храма, стоит известный среди памятников украинской архитектуры Ковнировский корпус, чье южное отделение сооружено в 18 в. как пекарня, а северная часть- в 1720-х гг. выдающимся зодчим С. Ковниром для иконной лавки (в 1740-х гг. оба здания подвели под одну крышу; ныне здесь Музей драгоценностей Украины).

Вдоль восточной стороны улицы, соединяющей центр Верхней Лавры с Экономическими воротами, протянулся одноименный корпус (первый этаж- 1720-1723 гг., второй — XIX в.), чье название происходит от располагавшегося за зданием лаврского хоздвора. Над указанными воротами возвышается пятичастный (и, соответственно, пятиглавый) крестовый в плане храм Всех Святых (1696-1698 гг.;резной деревянный иконостас и каменная аркада с крытой лестничной входной галереей — 18 в.; интерьер расписан в 1906 г. учащимися лаврской школы живописи под руководством И. С. Ижакевича). На примыкающем к церкви с востока участке крепостной стены в 1988 г. восстановлена в первоначальном виде боевая галерея (деревянные перекрытия и столбы со стороны двора).

Главной святыней нижней Лавры являются пещеры с почивающими в них мощами Печерских Угодников. Ближние пещеры, в которых под спудом лежат мощи Преп. Антония, называются еще Антониевыми, а Дальние, где в 1074-1091 гг. покоились мощи Преп. Феодосия- Феодосиевыми. Длина Ближних пещер- 383, Дальних — 293 м. Оба лабиринта залегают на глубине от 5 до 20 м. В связи с общерусской канонизацией Печерских Святых и посещением пещер паломниками подземелья благоустраивались: полы вымощены чугунными плитами, стены укреплены кирпичной кладкой, оштукатурены, в некоторых местах расписаны. Но в Ближних пещерах сохранились и нетронутые участки, а к Дальним примыкают дошедшие до нас в древнем виде Варяжские подземелья (длина 172 м; в литературе их иногда связывают с местом стоянок варяжских дружин 1Х-Х вв., ходивших по Днепру в Грецию; в кон. XI в. иноки нашли здесь клад оставленной варягами золотой и серебряной посуды; по некоторым данным, Преп. Антоний вернулся с Афона на Русь еще до 1015 г. и поселился в Варяжской пещере, но из-за начавшейся после смерти Св. кн. Владимира междоусобицы вновь ушел на Св. Гору и лишь вторично придя на родину, остался в Илларионовой пещерке). В Дальних пещерах имеются подземные церкви Преп. Феодосия, Рождества Христова (медные иконостасы обоих храмов — XVIII в.) и Благовещения Божией Матери (кирпичный иконостас — 1989-1990 гг.), а в Ближних — Преп. Антония, Введения Божией Матери во храм и Преп. Варлаама (последняя церковь устроена в 1691 г., остальные — в обеих пещерах — более старые) с мраморными колоннами, перенесенными из Успенского собора после пожара 1718 г., и медными позолоченными иконостасами нач. XIX в., а также остатки храма кон. XI в. (разрушен смещением почвы; стены были укреплены кирпичом, своды — расписаны орнаментом) на нетронутом поздними благоустройствами участке. Погребения в пещерах — трех видов: под полом, в перпендикулярных коридорам персональных нишах-локулах и в криптах (помещения для нескольких погребений). Мощи известных по имени Святых почивают в локулах, криптах и раках-гробах (за редким исключением деревянных). Последние установлены в основном в вытянутых вдоль коридоров нишах-аркасолиях (устраивались здесь начиная с XVII в.), реже — на деревянных или кирпичных постаментах. В Ближних пещерах имеется 4 усыпальницы, в которых установлено по несколько рак. Кроме того, в Дальних пещерах в одной нише собраны помещенные в особые сосуды мироточивые главы неизвестных Угодников (одна из глав, по преданию, принадлежит Св. Клименту Римскому). Девственные участки Ближних пещер и Варяжские подземелья для паломников недоступны. Как выглядели Ближние и Дальние пещеры при возникновении, напоминают кельи с земляными стенами и лежанками в подземельях Киево-Китаевской пустыни, а о начале использования пещер для погребения усопшей братии рассказывает внутренний вид Зверинецких подземелий при Киево-Ионинском монастыре (при обилии вскрытых локул и крипт там нет аркасолий). Кроме Ближних, Дальних и Варяжских пещер под всей Лаврой существует множество других подземелий — хозяйственного (погреба, подвалы), оборонного (потайные ходы под крепостными стенами) и противооползневого значения (водоотводные штольни).

Наземные сооружения над Ближними и Дальними пещерами сгруппированы в два завершенных ансамбля: как отмечалось выше, до революции здесь располагались соответственно два внутрилаврских монастыря. Понятия «Ближние» и «Дальние пещеры» в широком смысле охватывают не только конкретные подземелья, но и указанные строения над ними. Между собой оба ансамбля соединены дорогами и крытой деревянной галереей.

Главные здания Ближних пещер выстроены в полумесяц, направленный концами на север. Это, с запада на восток: колокольня (1759-1768 гг.), двухэтажный корпус с домовой церковью Всех Святых Печерских на втором этаже (1839 г.; классицизм; интерьер храма восстановлен в 1993 г.), храм Воздвижения Честного Креста Господня (1700-1704 гг.; три главы поставлены по продольной оси; деревянный резной иконостас — 1767-1769 гг.; настенные росписи — XIX в.), двухэтажная галерея со входом в пещеры (18-19 вв.) и дом лаврского наместника (деревянный, оштукатуренный, кон. XVIII — сер. XIX вв., классицизм; первоначально — покои блюстителя Ближних пещер, т.е. начальствующего в здешнем монастыре; нынешнее назначение — с 1994 г.). У алтарной апсиды Крестовоздвиженского храма почивает схиархиепископ Антоний (Абашидзе; ум. 1942 г.), возродивший монашескую жизнь в Нижней Лавре в 1942 г. В бытность его инспектором Тифлисской Духовной Семинарии из последней был исключен студент И. Джугашвили — будущий Сталин. У южного входа в церковь — бывший склеп киевского генерал-губернатора И. Васильчикова (ум. 1862 г.) и его супруги Екатерины (ум. 1869 г.), известной блаотворительницы и духовной дочери Преп. старца Ионы Киевского (ум. 1902 г.). Перед входной галереей пещер возвышается часовня-усыпальница киевского генерал-губернатора А. Безака. Терраса склона, на которой стоят здания Ближних пещер, предохранена от оползня высокой подпорной стеной с контрфорсами (памятник инженерного дела, XVIII в., проект военного инженера Д. Дебоскета; дополнительно укреплена в XIX в.). Вдоль этой стены от Ближних пещер проведена дорога к выходу из Нижней Лавры на набережную Днепра. По бокам от дороги — колодцы Препп. Антония (со стороны Антониевых Ближних пещер) и Феодосия (со стороны Феодосиевых Дальних).

На вершине холма Дальних пещер, на месте первой наземной лаврской церкви с 1696 г. стоит семиглавый храм Рождества Пресвятой Богородицы — ныне академическая церковь Киевских Духовных Академии и Семинарии (прежние иконостас и настенные росписи утрачены; современные росписи выполнены, как и образа в иконостасе, в древнерусском стиле и покрывают только алтарную часть интерьера). При взгляде с севера храм кажется поставленным на широкий цокольный этаж. Виной тому — подпирающая вершину холма противооползневая стена в виде галереи-аркады (1744 г., архит. И. Г. Шедель). Вокруг церкви расположено кладбище,. где покоятся лаврский подвижник старец-иеромонах Вассиан Слепой (ум. 1827 г.; у северной стены храма), подвижница благочестия монахиня Олимпиада, настоятельница Арзамасской Алексеевской общины (ум. 1828 г.; южнее храма), герои Отечественной войны 1812 г. и сподвижники Кутузова генералы П.С.Кайсаров и А. И. Красовский (юго-западнее храма), дочь писателя Аксакова София (ум. 1885 г.; юго-восточнее алтаря). Западнее храма, на одной с ним оси — колокольня Дальних пещер (1754-1761 гг.; названа Ковнировской, т.к. некоторые считают ее строителем С. Ковнира; украинское барокко; четыре шпиля вокруг грушевидного купола — влияние готики; малые колокола — старинной отливки). Северо-западное колокольни — здание Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви (тел. (044) 290-15-08) и резиденции Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины (1810г.; классицизм; первоначально — дом блюстителя Дальних пещер; нынешнее назначение — с 1992 г.). Северо-восточнее Рождество-Богородицкого храма — одноглавая церковь Зачатия Св. Прав. Анны (1679 г.; капитально перестроена в 1810-1811 гг.; иконостас — 1881 г.) со входом в пещеры (выход — через стоящий южнее храма павильон с куполом).

Западнее Ближних и Дальних пещер расположено включенное в кольцо нижнелаврской крепостной стены здание Киевских Духовных Академии и Семинарии (возведено поэтапно в XIX в.; первоначально — свечной завод; нынешнее назначение — с 1990 г.).

Севернее Экономических ворот Лавры находится еще одна древняя святыня — каменный храм Преображения Господня, известный как Спас на Берестове. Именно здесь была загородная княжеская резиденция (в 1015 г. в ней почил Св. Равноап. кн. Владимир). Церковь Свв. Апостолов до нас не дошла, а Спасский храм воздвигнут в 1113-1125 гг. и первоначально был в два раза выше и длиннее. В древности при нем существовал отдельный мужской монастырь. В 1158 г. здесь был похоронен основатель Москвы князь Юрий Долгорукий. В 1240 г. церковь разрушили монголы. Уцелела лишь западная часть сооружения. В 1640-1642 гг. Петр Могила пристроил новые каменные апсиды (западнее уничтоженных старых) и деревянный притвор (в кон. XVII — нач. XVIII вв. заменен каменным). В 1813-1814 гг. с запада к притвору пристроили двухъярусную колокольню в стиле классицизма. С 1995 г. в храме по воскресным и праздничным дням совершаются богослужения. Отсутствие иконостаса приближает молящихся здесь ко временам более древним. В интерьере сохранились фрагменты фресок XII в. Среди поздних росписей можно увидеть ктиторский портрет митрополита Петра Могилы.