Былины повествуют о княжеских «палатах белокаменных» и «теремах высоких с хрустальными стеклышками». Известный зодчий и исследователь Киева Юрий Асеев предложил свой вариант реконструкции дворца X-XI столетия. Его внешний вид подкупает величием и торжественностью. Высокая четырехгранная башня, вписанная в центральную часть здания, завершена легким остроконечным куполом со шпилями. Фасад решен аккордами полукруглых арок с окнами, разделенных пилястрами и увенчанных треугольными фронтонами. Первый этаж представлен в виде широкой галереи, поддерживаемой изящной колоннадой.

В сорока метрах от предполагаемого месторасположения резиденции князя Владимира и сегодня высится импозантное здание, поразительно похожее на дворец (архитектор Кобелев, 1903 г.). Правда, с небольшим дефектом — его правую сторону, согласно старым фотографиям, должен бы завершать большой фронтон трехугольной формы. Если мысленно добавить недостающую деталь, то конфигурация и стиль здания «заиграют в одну мелодию» с предложенной реконструкцией княжеских хоромов.

Существует в Киеве и «рыцарский» дворец — шикарный портал, внушительные размеры и сквозная металлическая ограда. На гербе, который представляет собой стилизованный щит, центральное место занимают рыцарские доспехи. С двух сторон их опоясывают ветви — лавровая и дубовая (символ славы и вечности). Ниже размещены прямоугольные ниши: в одной — шлем, латы и копья, в другой — щит со скрещенными мечами. Чтобы выдержать до конца боевую тематику, на карнизе здания по всему периметру установлена декоративная решетка с металлической вязью колец и копий. Естественно, и предназначалось это здания для военных чинов. До революции здесь жили командующие Киевским военным округом. В советское время, перед войной, апартаменты принадлежали легендарному маршалу Жукову и другим видным военачальникам. Адрес уникального дома — ул. Грушевского, 32.

Следует сказать, что рыцарские гербы размещены и на фасаде здания по улице Прорезной, 17, на боковой стене замка барона Штейнгеля (Ярославов Вал, 1) и, что интересно, на портале «Лесиного» дома, в интерьере которого размещается музей великой поэтессы (ул. Саксаганского, 75).

В большинстве своем киевские дворцы (такие, как Кловский, Губернаторский, Митрополичий) имеют массу архитектурных достоинств, но лишены какой-либо изобразительной символики. В то же время постройки, не претендующие на экстраординарность, представляют порой пред нами в виде роскошных дворцовых комплексов.

Взять, к примеру, здание бывшего городского ипподрома на Печерске (ул. Суворова, 9). Полукруглый портал с обильной лепкой и строгими колоннами — идеальный вариант для центрального входа в любой классический дворец. Проемы полукруглых окон занимают сандрики, оформленные картушами со сквозными овалами, которые поддерживают юные купидоны. На боковых фронтонах — изображения взлетающих орлов. Две восьмигранные башни со шпилями, удивительная скульптурная группа: юноши в форме римских легионеров, приложившие к губам фанфары, и девушки, которые держат в руках лавровые венки, чтобы вручить их победителям.

Нельзя говорить о дворцовой архитектуре и не упомянуть при этом Мариинский дворец. Построенный в 1755 году дворец в 1819 году частично сгорел (лишившись второго деревянного этажа), но в 1870 году был не только отстроен, а преобразован в более торжественный дворцово-парковый комплекс, дошедший без существенных изменений до наших дней. В прошлом, поднявшись по широкой парадной лестнице, вы попадали в просторный зал приемов, оформленный, как и все комнаты дворца, в стиле Людовика XVI. По периметру стен размещался геральдический фриз, составленный из пышных гербов Киева, Волыни, Подолья и других регионов Украины. Богатая лепка и античные скульптуры, овалы зеркал и драгоценная мебель. Выйдя на широкую террасу балкона, посетитель цепенел от изумления: в густой листве Государевого сада были прорезаны два овальных отверстия в виде огромных медальонов, сквозь которые просматривались великолепные виды на ансамбль Софиевского собора и Андреевскую церковь. Широкие лестничные марши опускались к чугунному фонтану в виде чаши и венчика цветка со струями, исходящими из пасти львов. Образ льва (олицетворение могущества и власти) встречаем и на постаментах, завершающих балюстраду. Удачно использованы на фасадах и маскароны — суровые лица бородатых мужчин. Они напоминают безмолвную стражу, охраняющую покой обитателей. А над парадным входом, под самым антаблементом, застыли в величественных и грациозных позах две женские фигуры (музы истории Клио и богини судьбы Фортуны), олицетворяющие славное прошлое и светлое будущее державы.