Во время Второй мировой войны монумент герою революции был разрушен оккупантами. Большинство его фрагментов рабочие спрятали до прихода освободителей. Однако, несмотря на это, памятник восстанавливать не стали. Местное начальство предпочло традиционную «реалистическую» фигуру. «В 1963 году, — писал Иван Петрович, — когда началось наступление на формализм, под которым подразумевалось все, что не соответствовало прямому жизнеподобию, памятник Артему, сооруженный по моему проекту, был причислен к вредным сооружениям. Такая характеристика подействовала на перестраховщиков. В Сумах, например, был срочно снесен мой Шевченко.

«Беспризорная

мастерская»

В 1924 году, работая в издательстве «Коммунист» художником-скульптором, Кавалеридзе поселился в небольшой проходной комнатке на Пушкинской улице. До него здесь проживал Павло Тычина. Здесь же скульптор лепил двухнатурный торс Ленина для ВУЦИК. Тогда же мастеру предложили организовать художественно-промышленную мастерскую для беспризорных детей. Именно силами этих детей был построен постамент для памятника Шевченко в Полтаве, в сквере перед входом в краеведческий музей, затем они же помогли построить памятники Ленину в Шостке и Запорожье-Каменском, упомянутый выше памятник Кобзарю в Сумах… В свободное время ребята изготавливали чернильницы, пепельницы, пресс-папье, другие предметы, необходимые в быту. Многие из этих детей впоследствии стали художниками, архитекторами, скульпторами и просто порядочными людьми и патриотами своей родины. Над этим не мешало бы задуматься и нынешним власть предержащим. Ведь количество беспризорников, до которых им нет дела, катастрофически возрастает…

Девяносто два рубля

Однажды Кавалеридзе вызвал к себе председатель ВУЦИК Григорий Петровский. Со слов скульптора, состоялся следующий разговор.

— Поедьте, Иван Петрович, в Святогорск. Возле санатория имени Артема нужно поставить бюст Артема — Сергеева. На это у нас есть девять тысяч рублей. Пять — ваш гонорар, четыре тысячи на материалы.

Я возразил:

— После памятника Артему в Бахмуте теперь на тумбочке, на ночном столике — бюстик… Григорий Иванович, в Святогорске есть удивительно красивая скала, высотой 125 м. А если на ней мы поставим Артема? Перед скалой равнина до самого Изюма. Фигуру сделаем метров тридцать. Далеко будет видно.

Григорий Иванович усмехнулся:

— Бухгалтерия нам больше не даст ни одной копейки. Девять тысяч!

— Попробуем уложиться! Пущу в ход свой гонорар!

В указанную бухгалтерией сумму я вложился и даже получил гонорар — девяносто два рубля…

Памятник Артему, открытый осенью 1925 года, стоит на своей скале и в наши дни…

Свет и тень. Война и мир

С 1928 года Иван Петрович Кавалеридзе вновь работает в кинематографе. Он — режиссер кинофабрики ВУФКУ, сценарист и режиссер нескольких кинолент, с 1933 года — режиссер киностудии «Украинфильм». «Ливень», «Перекоп», «Колиивщина», «Штурмовые ночи», «Прометей», «Стожары» — эти талантливые работы мастера заслужили огромную зрительскую симпатию. Впрочем, были не только розы, но и шипы. Режиссера обвиняли в «искажении соцреализма», «сочувствии к врагам народа», «воспевании буржуйского прошлого» и во многом другом… Война застала Ивана Петровича встретил в Карпатах, где он участвовал в съемках фильма «Песня о Довбуше». С большим трудом режиссеру удалось прорваться через линию фронта и пешком дойти до самого Киева.

Создававший памятники борцам и вождям революции, режиссер киностудии, снимавший фильмы на патриотическую тематику, кавалер ордена Красной Звезды вскоре оказался в оккупированном немцами Киеве. От неминуемой гибели его спасла «старорежимная» деятельность. Узнав о том, что памятник княгине Ольге его работы был разрушен коммунистами, о том, что Кавалеридзе создавал портреты и статуэтки Шаляпина, «Скифа на коне», многих популярных до октября актеров, оккупационная власть предлагает ему сотрудничество в отделе культуры городской управы… Однажды к нему пришел провокатор с просьбой сделать скульптуру Гитлера. Кавалеридзе отказался. Этот его поступок оценили уже советские чиновники, вернувшиеся в освобожденный Киев.

Долгие годы над головой мастера висел дамоклов меч, но ему все-таки дали возможность плодотворно трудиться до самой кончины, наградили различными орденами и медалями, присвоили почетные звания…

Осень Мастера

В послевоенные годы Иван Петрович много и плодотворно трудился. Созданные им за эти годы произведения малых форм исчисляются десятками. Их перечень занял бы немалую часть газетной полосы. Кавалеридзе создавал в это время и мемориальные доски, и надгробия, писал мемуары… Были и памятники: Орджоникидзе и Кирову, Пирогову, Павлову, Калинину, Хмельницкому, Петру Запорожцу…

В 1958 году мастер создал фильм «Григорий Сковорода». Заметим, что Кавалеридзе никогда не забывал этого замечательного философа, создав и памятники, и кинокартину… Последней работой в кинематографе стал фильм «Гулящая». Он вышел на экраны в 1961 году. Главную роль в нем сыграла Людмила Гурченко.

В 1964 году скульптор принимает участие в работе над проектом памятника Тарасу Шевченко в Москве, на набережной Москвы-реки близ гостиницы «Украина». Он консультировал молодых авторов Грицюка, Синкевича и Фуженко. Долгое время он находился с ними в Москве, а позднее в Ленинграде, где отливалась и чеканилась статуя.

В 90 лет наш долгожитель (сказалось, вероятно, и наличие грузинской крови) создал свое последнее крупное произведение — памятник Григорию Сковороде на Контрактовой (тогда — Красной) площади в Киеве, в самом центре Подола, у стен Киево-Могилянской академии, где учился великий украинский философ.

Сам автор успел увидеть свое творение. Он скончался в Киеве 3 декабря 1978 года на 92-м году жизни…

Послесловие

Уже почти три десятка лет нет среди нас замечательного художника. Однако его произведения по-прежнему радуют людей. Установленные на площадях городов, на скалах, в селах и небольших городках, они напоминают нам и о прошлом нашей родины, и об авторе, который сумел передать нам дух истории. Посмертным произведением Кавалеридзе стал памятник Ярославу Мудрому, установленный уже в независимой Украине близ Золотых Ворот столицы Украины. При его создании за основу была взята камерная статуэтка, созданная Кавалеридзе в 1958 году. «Ничто настоящее в искусстве не погибает, не забывается, не покрывается пылью», — написал о своем учителе кинорежиссер Ефим Левин. И с этими его словами трудно не согласиться…