За 39 лет жизни и работы в Киеве (1872 — 1911 гг.) по проектам Владимира Николаева было построено 18 церквей и соборов (всего же в Украине — около 100 церквей), 5 гостиниц, 20 многоэтажных доходных домов, 9 особняков, 6 больниц, 7 приютов, 6 зданий с концертными залами, проведена реконструкция 7 центральных соборов и церквей, созданы проекты 4 памятников, множества парков и скверов. Из этого огромного для одного человека объема осуществленных проектов многое уже утеряно навсегда, но многое и осталось.

Особняк на ул. Шелковичной занимает особое место в творчестве В.Николаева. Он демонстрирует мало известные качества архитектора В.Николаева – незаурядного художника. Здание имело совершенно необычные интерьеры, которые свидетельствуют о хорошем вкусе заказчика строительства (купца Могилевцева) и смелом выдающемся эксперименте их разработчика.

Уникальные интерьеры особняка были выполнены в разных художественных стилях (модерн, ренессанс, готика, барокко). Внутренние помещения имели исключительные декоративно-монументальные росписи стен и потолков, украшенные богатой лепниной и позолотой, деревянные резные панели, подоконники, двери и окна, полы с разнообразным рисунком художественного паркета, цветные витражи и кованые ограждения мраморных лестниц. Все это, по мнению специалистов, является произведением высокого искусства и художественной ценностью государства. Здание особняка двухэтажное, небольшое — общая площадь около 900 кв. метров. Пять великолепных залов располагаются на втором этаже. Это два зала в стиле модерн, византийский зал, мавританский зал, белый (в стиле барокко) и русский залы. Архитектура самого дома является красивой и гармоничной. Кроме того, здание было необычно покрашено. Киевляне знают его покрашенным в однотонный шоколадный цвет. На самом деле изначально в окраске присутствовало несколько разных по силе кофейных и шоколадных тонов, позволявших выделить фасадные элементы. Преобладание коричневого цвета дало особняку название «шоколадный домик». За послереволюционный период особняк неоднократно менял своих хозяев и функциональное назначение. Долгое время здание использовалось в качестве городского Дворца бракосочетаний. После строительства нового здания Дворца бракосочетания, особняк в достаточно изношенном (почти аварийном) состоянии в 1982 г. был передан на баланс Управления культуры и искусств киевского исполкома. В тот период Управлением были выделены средства для разработки проекта реставрации здания и проведения ремонтных и реставрационных работ. Ремонтно-реставрационные работы на здании велись с 1983 г. Проектом 1983 г. предусматривалось размещение в здании шахматно-шашечной секции Дворца пионеров. В 1986 г. здание было передано Детской картинной галерее, под размещение которой были выполнены новые проектные разработки и продолжены ремонтно-восстановительные работы. Здание было включено в перечень киевских музеев. Средств, выделенных в период с 1982 по 1986 гг. хватило на проведение части исследовательских и проектных работ, некоторых ремонтных, строительных и реставрационных работ, полностью работы не были выполнены. С тех пор прошло более 18 лет, здание закрыто и не используется. Все эти годы деньги выделялись небольшими порциями, и их хватало только на разработку мизерных объемов проектных работ, строительные и реставрационные работы не финансировались и не велись.

За этот период состояние здания значительно ухудшилось, — в аварийном состоянии находятся карнизы, протекает крыша, собирается конденсат в инженерных сооружениях внутри двора, необходимо срочно сделать усиление фундаментов. Специалисты проектного института «УкрНИИпроектреставрация» считают, что для сохранения и восстановления уникального памятника необходимо:

— срочно заменить кровельное покрытие на медное и ранее укрепленные чердачные конструкции, так как существуют протечки крыши; — выполнить расчистку засыпанной части подвала и провести укрепление оснований и фундаментов; — закончить исследование особняка для выявления первоначальной отделки первого этажа; — закончить реставрационные работы: отреставрировать или заменить по образцу существующих входные резные двери и резные оконные блоки; закончить лепные и живописные работы по залам второго этажа; отреставрировать витраж и главную мраморную лестницу с ограждением; восстановить по материалам иконографии и сохранившимся образцам люстры, бра, лепнину и мебель; выполнить комплекс работ по восстановлению балконов и их ограждений, покраске фасадов; восстановить утраченные элементы ограды, а также выполнить благоустройство территории с восстановлением фонтана и скульптуры.

Сегодня авторский коллектив проекта реставрации (институт «УкрНИИпроектреставрация») представляют: — научный руководитель разработки – архитектор-реставратор В.С.Шкляр; — главный архитектор проекта – архитектор – реставратор С.П.Иноземцева; — инженер-конструктор – Л.В.Заленская.

Мы попросили научного руководителя разработки проекта реставрации Виталия Сергеевича Шкляра рассказать подробнее об особняке и опыте его реставрации.

-Виталий Сергеевич, Вы с самого начала были главным архитектором проекта реставрации особняка. Вам очень нравится это здание. Расскажите, пожалуйста, о его особенностях.
— Этот особняк является камерным частным домом. Архитектор В.Николаев при выборе объемного решения использовал стиль римских палаццо. Это, прежде всего, сказалось на решениях фасадов, была принята арочная форма и резные деревянные обрамления окон снаружи и изнутри, которые, к счастью хорошо сохранились. Такие окна в старых киевских домах большая редкость. Резные входные двери выполнены в том же стиле. Сегодня это все под угрозой разрушения.
Но, конечно, самое главное в этом здании – это интерьеры. Архитектором была принята анфиладная система расположения комнат (залов), как это обычно было принято при строительстве дворцов. Это означает, что комнаты располагаются последовательно. В этом случае архитектор, разрабатывая интерьеры, должен учесть эффект передвижения человека через широкие двери из одной комнаты в другую. Смена интерьеров должна была вызывать определенные положительные эмоции и смену настроений. В особняке интерьеры вызывали необычные яркие впечатления, прежде всего смелыми неожиданными, интенсивными, мощными художественными решениями. Интерьеры были гармонично связаны между собой, несмотря на различие стилей и цветовых решений.
Самый большой (92 кв. м), так называемый Белый зал выполнен в стиле «легкого» изящного французского барокко. Это был торжественный зал, в нем проводились приемы, музыкальные вечера и балы. В 30-х годах архитектор Алешин, проводя ремонт зала, заложил камин. Сегодня можно было бы его восстановить. Это украсило бы зал. Почти во всех залах особняка сохранились люстры и бра. В Белом зале была очень красивая огромная люстра с позолотой и купидонами. Еще в 90-е годы ее отреставрировали, и теперь она сохраняется в здании. В процессе поиска материалов для реставрации, мы просмотрели много фотографий, оставшихся со времен расположения в особняке Дворца бракосочетаний. На них видна уникальная мебель. Она была сделана по специальному заказу, и ее оформление и различные детали в точности соответствовали принятому художественному стилю и повторяли его (орнаменты на потолке и стенах повторялись на элементах мебели). Когда в особняк пришли реставраторы, мебели уже, к сожалению, почти не было. Но я уверен, что все можно было бы воссоздать, так как некоторые образцы сохраняются в Лавре в музее декоративного искусства. Тогда эти помещения приобрели бы дополнительную художественную ценность. В Киеве есть прекрасные интерьеры в отдельных старинных особняках, но таких, как в этом, чтобы сочетались разные стили и все они были выполнены на высочайшем художественном уровне, больше нет. Если бы удалось воссоздать и мебель, здание превратилось бы в истинную жемчужину, Украина могла бы гордится таким шедевром.
Во всех помещениях особняка было много утеряно в интерьерах. Для открытия первоначального рисунка стен и потолков пришлось снять от 7 до 20 слоев покраски. Первоначальные росписи Русского зала поразили нас насыщенностью цвета. Ничего подобного мы ранее не встречали. В росписях было использовано до 50 различных цветов и оттенков, которые замечательно сочетались между собой. Все росписи стен удалось раскрыть с большим трудом, на потолке оставались только фрагменты росписи, по которым мы восстановили полную картину. Очень интересным является фрагмент росписи стены Русского зала, на котором были изображены орнаменты с царской юбилейной пятирублевки, которая в то время входила в обращение. Мы сделали предположение, что купец Могилевцев, который занимал должность управляющего конторой киевского городского банка, мог у себя в кабинете умышленно повторить этот орнамент. Византийский (ренессансный) зал задумывался как большая парадная столовая, и это просматривается в оформлении зала. В больших гирляндах, обрамляющих зал, есть изображения различных фруктов. Мавританский зал небольшой по размерам, примыкает к столовой, имеет очень красивые сделанные из гипса резные панели стен, этот зал также как и Русский зал имеет очень интенсивную покраску.

С другой стороны византийского зала находилась комната с интерьером в стиле модерн. Ее особенностью является овальная, расположенная по диагонали, розетка. Эту комнату периодически заливала вода и уникальная позолоченная розетка в конце концов рухнула. Мы восстановили ее по разрушенным фрагментам. Это не «родное», но максимально приближенное к нему.

Можно еще рассказать о лестнице, выполненной в ампирном стиле. Белые мраморные ступени, литые бронзовые перила. «Нежные» витражи выполнены из плавиковой кислоты с узорами, похожими на морозный рисунок на стекле. В верхней фрамуге окна было утонченное изображение женской головки.

Первый этаж за все время эксплуатации особняка был полностью переделан. Там тоже была хорошая лепка и росписи, но они почти не сохранились. Эти помещения использовались в основном для секретаря, прислуги, различных вспомогательных служб. К особняку примыкал небольшой уютный дворик с мраморным фонтаном. Ценность представляла красивая ограда дворика с бронзовыми накладками. Она была восстановлено, но утеряны накладки.

— Как был оценен проект реставрации особняка в 90-е годы? -Разработки архитекторов и художников высоко оценили на научных советах в институте «Укрпроектреставрация», где внимательно рассматривались все детали проекта реставрации особняка. На советах обычно присутствовали представители общественности и властей. Мы учитывали все до мелочей, так, как требовало искусство реставрации.

Я хочу особо отметить, что во всех наших инициативах, мы получали большую поддержку Управления культуры и искусств в лице Людмилы Алексеевны Пономаревой, которая и сегодня работает там. Очень сопротивлялись кропотливому проведению реставрационных работ строители. Они предлагали все упростить, заменить деревянные перекрытия железобетонными. Но в этом случае мы не смогли бы восстановить интерьеры, — строители этого не понимали. В тот период, благодаря настойчивости реставраторов были проведены большие работы по консервации и укреплению конструкций здания и элементов интерьеров, что позволило сохранить их до сегодняшнего дня.

— Что Вы могли бы сказать о специалистах, которые работали в Киеве в начале ХХ века и тех, которые работают сейчас? — В начале ХХ века в Киеве работали мастера, умевшие делать то, что сегодня уже забыто. Все интерьеры особняка выполняли ремесленники-художники очень высокого класса. Мы столкнулись с тем, что сегодня невозможно выполнить ряд оформительских работ на том уровне, который был когда-то. Например, были проблемы с витражами. Когда я попытался в свое время отреставрировать их, мы съездили в Вильнюс. Вильнюсские мастера осмотрели образцы, но не смогли понять, как это было сделано. Это была тончайшая работа, как в живописи. Существующие в советское время технологии не могли обеспечить такого эффекта. Сейчас, по прошествии стольких лет, появились новые возможности. Это относится в меньшей степени и к другим видам работ. В 90-е годы со мной вместе работали прекрасные архитекторы, художники и мастера. Все энтузиасты, люди, влюбленные в свою профессию. Бригада маляров-реставраторов под руководством супругов Мищенко творила чудеса. Большую роль сыграло участие нынешнего главного художника корпорации «Укрреставрация» Н.П.Дорофиенко. С ней работала бригада талантливых живописцев. Много сделали архитекторы В.Орлова и Н.Дыховичная. Я могу сказать, что наши специалисты способны выполнять очень сложные реставрационные работы,

-Какой может быть роль этого произведения искусства в наше время? -В 90-е годы была проведена огромная работа, около 50% реставрационно-восстановительных работ было выполнено. Конечно, для окончания работ потребуется немало денег – настоящая реставрация стоит дорого. Но понятие «дорого» очень относительное. В Киеве часто проводятся развлекательные мероприятия, в которые вкладываются очень большие средства. Массово строятся огромные примитивные «коробки». Нужно определиться с приоритетами. «Шоколадный домик» стоит того, чтобы его спасти от разрушения и донести красоту до следующих поколений. Сегодня необходимо, чтобы власти понимали властей, что вкладывать деньги в культуру, искусство очень важно и престижно. Я думаю, что в этом здании можно было бы проводить торжественные приемы для иностранцев, другого, такого уровня здания, больше нет в Киеве. Когда-то мы пригласили первого посла Великобритании в особняк, показали ему интерьеры. Он сказал, что в этом доме не нужно устраивать никаких музеев, достаточно просто приводить людей в эти роскошные залы. Безупречный вкус, проявленный при создании интерьеров, будет воспитывать молодое поколение и специалистов, давая пример того, как можно творить прекрасное. В Европе многие считают, что в Украине мало настоящих, уникальных произведений искусства, такие дома-музеи могли бы сыграть большую роль в деле познавания Украины. Это мнение посла. Я считаю, что сегодня держать в таком состоянии особняк, является варварством, невежеством. Сегодня мы не достойны тех памятников, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Надеюсь, что мы сможем это преодолеть.