Об истории и сегодняшнем дне НТУУ «КПИ» рассказывает его ректор академик НАН Украины Михаил ЗГУРОВСКИЙ.

— Михаил Захарович, как все начиналось?

— Бурное экономическое развитие Российской империи в конце ХІХ в. ставило свои задачи и требования ко всем отраслям хозяйства страны того времени. Адекватно реагировать на них было сложно — чувствовалась острая нехватка инженерных кадров. По официальным данным, в 1892 г. из 27132 управляющих фабриками и заводами, функционировавшими на просторах империи, техническое образование имели всего 2076, то есть 7,5%, а высшее специальное образование еще меньше — лишь 1%. В 1896-м профессор Виктор Львович Кирпичев (в то время директор Харьковского технологического института, а в будущем — первый директор Киевского политехнического института), выступая на торгово-промышленном съезде, отметил: «Все директора высших учебных заведений завалены просьбами прислать инженеров. Но мы не в состоянии удовлетворить эти просьбы». Следовательно, потребность в новых высших технических учебных заведениях была в то время самой актуальной и настоятельной.

Большую роль в создании Киевского политехнического института сыграл министр финансов с 1892 года, председатель Кабинета министров России с 1903 года Сергей Юльевич Витте.

Вот что писала газета «Киевлянин» от 2 октября 1896 года: «…1 октября 1896 года в 11 часов утра курьерским поездом Юго-Западной железной дороги в Киев прибыл министр финансов Российской империи статс-секретарь С.Ю.Витте. В своем ответе на приветствие депутации от Киевского городского управления Сергей Юльевич обратил внимание на то, что рост промышленности и потребности бурно развивающегося сельского хозяйства края выдвигают на передний план вопросы организации на юге России высшей технической школы, и городская власть должна стремиться, чтобы она была открыта в Киеве…».

Такого же мнения был и представитель промышленного капитала Киева Николай Артемович Терещенко, сделавший частное пожертвование на основание Киевского политехнического института.

Уже 25 ноября 1896 года под председательством киевского городского головы профессора Степана Михайловича Сольского состоялось совещание, целью которого было согласование взглядов на характер будущего учебного заведения. Шестой пункт протокола этого совещания, в частности, гласил: «…Наиболее соответствующим типом нового учебного заведения признается тип политехнического института, состоящего из нескольких отделов, разных по специализациям, по примеру политехникумов в Цюрихе, Карлсруе, Мюнхене, Вене, Ганновере, Аахене и др…».

Окончательную точку в решении вопроса создания Киевского политехнического института 14 марта 1897 года ставит император Николай ІІ, который «…милостивейше повелеть изволил: привести к исполнению пункт второй всеподданнейшей записки господина начальника края о создании в Киеве политехнического института».

— Какое содержание вкладывали тогда в понятие «инженер»? Какое место в системе образования занимала инженерная подготовка?

— В те времена понятие «инженер» было синонимом понятия «интеллектуал». Инженер блестяще владел высшей математикой, физикой, химией, иностранными языками. Он еще на студенческой скамье приобретал опыт участия в творческих научных коллективах, умел формулировать, разрабатывать, внедрять и сопровождать практические конструкторские проекты. Быть инженером тогда, как свидетельствуют многочисленные источники, было не только престижно, но и материально выгодно.

Термин «инженер» происходит от латинского слова «engeniosus», что значит «сообразительный, находчивый». Анализ этого слова позволяет судить о двойственном характере инженерной деятельности. Прежде всего, эта деятельность имеет прикладной характер, поскольку направлена на разработку, внедрение новых и сопровождение имеющихся технологий. С другой стороны, в процессе своей деятельности инженер ставит требования к проведению фундаментальных исследований или сам является производителем новых фундаментальных знаний.

Двойственный характер инженерной деятельности — прикладной и фундаментальный — определяет различия в моделях инженерного образования. В соответствии с историческим контекстом и существующим спросом сформировался целый спектр моделей инженерного образования. С одной стороны этого спектра — модель, объединяющая широкую фундаментальную естественно-научную подготовку с «конкретной» специализацией в данной отрасли знаний. С другой — специализированная модель образования инженера, способного успешно работать в системе современного производства.

Принципы подобного инженерного образования, заложенные Дмитрием Ивановичем Менделеевым, Николаем Евграфовичем Жуковским, Климентом Аркадьевичем Тимирязевым, Виктором Львовичем Кирпичевым в Киевском политехническом институте в период его создания в 1898—1903 годах, берут свое начало от принципов образования известной в то время «Эколь политехник» (L’Есоlе Роlytechnique — высшая политехническая школа), основанной в Париже в 1794 году, а также Аахенского, Венского, Магдебургского технических университетов. В основе этой системы — сочетание глубокой естественно-научной базовой подготовки по физике, математике, химии и другим дисциплинам с общеинженерной и получение профессионально-практических навыков на производстве и в научных учреждениях.

Система образования, предложенная парижской «Эколь политехник», была позаимствована не только в КПИ конца XIX — начала XX веков. Ее приняли в большинстве политехнических институтов Российской империи — Варшавском, Санкт-Петербугском, Харьковском и др. Через четыре десятилетия система образования «Эколь политехник» была воспроизведена лауреатом Нобелевской премии академиком Петром Капицей при создании Московского физико-технического института. В новой России, как и в бывшем СССР, подобное образование называют физико-техническим, его признают элитарным инженерным. Эта модель стала определяющей для КПИ в течение всей его истории.

— Сейчас Киевская политехника владеет мощным научным потенциалом. Ее преподаватели известны на просторах СНГ и в далеком зарубежье. А кто стоял у истоков инженерной науки КПИ?

— Мы всегда почтительно и с большим уважением вспоминаем ученых, заложивших основы инженерного образования в Киевском политехническом. Для педагогической деятельности в новосозданный институт были приглашены выдающиеся ученые того времени: Виктор Кирпичев, Александр Динник, Борис Букреев, Алексей Нечаев, Михаил Коновалов, Лев Писаржевский, Дмитрий Рузский, Николай Червинский, Константин Зворыкин, Василий Ермаков, Георгий Де-Метц, Александр Котельников, Александр Радциг, Владимир Шапошников, Евгений Вотчал, Владимир Симиренко и др. Позднее в круг профессуры Киевской политехники влились Евгений Патон, Степан Тимошенко, Константин Симинский, Сергей Серенсен.

В первые годы существования института на четырех отделениях — инженерном, механическом, химическом и сельскохозяйственном — были созданы 35 кафедр с лабораториями и учебными кабинетами, инженерный музей, учебный сад, метеорологическая станция, мастерские. Одним словом, для нормальной работы и учебы были созданы все необходимые условия.

«Политехнический институт есть высшее учебное заведение, назначенное для подготовления инженеров, т.е., как показывает самое название, людей гения, способных придумывать и устраивать новое. С понятием о деятельности инженера необходимо соединяется требование творческой способности и созидательной деятельности, умение делать нечто новое. Если кто предлагает только рутинно копировать старину, тому не нужно кончать высшего учебного заведения: его деятельность будет работа ремесленника, а не инженера. Для инженера, прежде всего, необходима солидная научная подготовка. Он должен основательно изучить теоретические предметы — математику, физику, химию, геологию, прикладные инженерные науки, смотря по специальности…», — так характеризовал предназначение политехнического института и инженерной деятельности в целом первый директор Киевской политехники профессор Виктор Львович Кирпичев в своей речи на торжественном открытии КПИ 31 августа 1898 г.

— Какими же были те первые молодые люди, ставшие студентами в 1898 г.? Как и чему их учили?

— Большую часть студентов первых наборов составляли выходцы из дворян, чиновников, мещан, крестьян. Были среди первых студентов Киевского политехнического института потомки военных и казачьих родов. Всего на механическое, инженерное, сельскохозяйственное и химическое отделения КПИ в 1898 году, то есть в год основания института, поступило 360 человек. По отделениям они распределились так: механическое — 109, инженерное — 101, сельскохозяйственное — 87 и химическое — 63. Но из этих 360 студентов до выпуска в 1903 году дошло только 84.

С первого же года существования в Киевском политехническом была введена курсовая система обучения, по которой необходимо было изучить и сдать экзамены по каждому базовому учебному курсу, который предполагал овладение целым рядом предметов. Но уже 27 января 1899 г. на заседании совета института обсуждался вопрос перехода на предметную систему. Постановку этого вопроса вызвало то, что большинство студентов, в связи с недостаточной подготовкой и большим количеством предметов, не выполняли учебный план и, как следствие, не все экзамены сдавали успешно. Это и привело к выводу: позволить продолжать учебу студентам, имеющим академические задолженности, в условием обязательной сдачи остальных экзаменов-долгов на последующих курсах. Это решение практически отменило курсовую систему, и система обучения стала предметной.

Бесспорно, это способствовало углубленному изучению дисциплин, послужило толчком для творческого поиска.

— Сегодня мы с гордостью называем имена выдающихся отечественных ученых, которые стали основателями КПИ, создали инженерные школы Украины, основали новые научные направления, сделали огромные вклады в развитие науки, техники, промышленности, воспитали последователей. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.

— Это металлург Василий Ижевский; механики Виктор Кирпичев, Николай Делоне, Александр Котельников, Степан Тимошенко, Константин Симинский; теплотехник Александр Радциг, авиаконструктор Игорь Сикорский, химики Лев Писаржевский, Владимир Плотников и Владимир Шапошников; мостостроитель и сварщик Евгений Патон и многие другие.

Ученики и последователи этих выдающихся ученых сами стали основателями новых направлений в науке и технике. Сразу в памяти всплывают имена Архипа Люльки, Бориса Патона, Всеволода Толубинского, Сергея Королева, Алексея Ивахненко, Константина Ващенко, Николая Чижевского, Владимира Явойского, Григория Писаренко и многих других.

В.Ижевский стал организатором подготовки инженеров-металлургов в КПИ практически одновременно с основанием самого института. На первый план в учебе будущих инженеров-металлургов В.Ижевский поставил изучение теории металлургических процессов, что и сегодня остается актуальным. Поражает разносторонность направлений и научных интересов основателя металлургической подготовки. В.Ижевский разработал несколько оригинальных конструкций электрических печей и газогенератор, предложил нагрев стали в соляных ваннах, специальные химические реактивы для изучения микроструктуры железоуглеродистых сплавов, опубликовал многочисленные научные работы, представляющие интерес до сих пор. Кафедра, управляемая В.Ижевским, была значительным научно-техническим и педагогическим центром, среди воспитанников кафедры — такие выдающиеся личности, как академик Иван Бардин, профессора Василий Васильев, Иван Фещенко-Чопивский, Николай Чижевский и др.

Огромный вклад в развитие металлургической науки сделали в последующие годы академики Николай Доброхотов и Василий Свешников, профессора Константин Ващенко, Анатолий Чижский, Владимир Явойский, Валентин Кочо и др.

Имя одного из самых выдающихся механиков мира Степана Тимошенко тоже связано с Киевским политехническим институтом. Блестящий специалист по теории упругости и сопротивления материалов, Степан Прокопьевич Тимошенко начал свою работу в КПИ в 1906 году. Некоторое время он возглавлял кафедру сопротивления материалов, работал деканом механического факультета. За годы работы в Киевской политехнике (1906—1911, 1918—1920) он воспитал многих молодых ученых, подготовил многочисленные монографии, замечательные учебники, сборники работ по сопротивлению материалов, по истории науки и техники, в частности механики, множество научных статей. Его научный вклад действительно неоценим.

Позднее (а именно в 1920 г.) С.Тимошенко выехал в США, где продолжил свою работу сначала в компании Вестингауз, а затем профессором Мичиганского и Стенфордского университетов. Уже в качестве гражданина США С.Тимошенко дважды приезжал в Украину (в 1958 и 1967 гг.) и каждый раз навещал КПИ.

Тогда же в Киевском политехническом институте работали и другие выдающиеся ученые-механики, такие, как профессор Николай Борисович Делоне, профессор Александр Петрович Котельников. Они заложили базу для становления и развития авиационного научного направления в Киевском политехническом институте. Ученик великого Н.Жуковского, профессор Н.Делоне был руководителем основанного им авиационного кружка, который со временем (в 1923 г.) превратился в Киевское авиационное общество. Именно благодаря активной «авиационной» деятельности КПИ стали возможными те выдающиеся практические достижения, которыми сегодня гордится весь мир. Это разработки молодого в то время Игоря Сикорского — «отца» вертолетостроения; О.Кудашева, Ф.Андреса, В.Григорьева, С.Королева и других.

Еще в 1909 году Игорь Иванович Сикорский построил в Киеве первый натурный вертолет, со временем — первый самолет БИС (С-1). Это произошло как раз в период его учебы в Киевской политехнике (1907—1911 гг.). Через некоторое время И.Сикорский сконструировал и построил (1913 г.) самые большие в мире многомоторные самолеты «Гранд» и «Илья Муромец». Он создал эскадру воздушных кораблей, которые принимали участие в Первой мировой войне.

Теоретические же основы авиации в КПИ закладывались научными работами профессоров Н.Делоне, Г.Суслова, П.Воронца и Я.Штаермана, академиков О.Кухтенко и М.Кильчевского.

Выдающуюся роль в развитии мировой авиации в стране сыграл академик, дважды Герой Социалистического Труда Архип Люлька — выпускник КПИ 1931 года. Именно авиационная школа Киевского политехнического института способствовала формированию его в качестве выдающегося конструктора. Архип Михайлович создал газотурбинные и турбореактивные двигатели — одни из первых в мире, разрабатывал двигатели для ракет, которые вывели на орбиту первый искусственный спутник и первого в мире космонавта Юрия Гагарина.

Тесно связанной с КПИ была жизнь другого выдающегося конструктора — Сергея Павловича Королева. Еще учась в нашем институте (1924—1926 гг.), он обнаружил незаурядные способности к конструированию летательных аппаратов. Начав свои творческие изыскания с планеров собственной конструкции, в дальнейшем он вышел на широкий путь освоения всей Солнечной системы, конструируя ракеты, летательные космические аппараты и комплексы.

Известны в Киевском политехническом и выдающийся конструктор авиадвигателей академик Александр Александрович Микулин (студент КПИ в 1913—1914 гг.), замечательный ученый, конструктор объектов ракетной, космической и авиационной техники академик Владимир Михайлович Челомей (студент КПИ с 1932 по 1934 гг.).

Весомый вклад в развитие и становление отечественной науки внес Евгений Оскарович Патон. Придя в КПИ специалистом по мостостроительству, он не только развил это направление подготовки инженеров, но и смог заложить основы абсолютно новой науки — электросварки. Блестящим образцом слияния двух научных «стихий» — мостостроительства и сварки — является уникальный цельносварный мост в Киеве, построенный в 1952 году и названный в честь выдающегося ученого.

На протяжении своей жизни Евгений Оскарович подготовил для отечественной науки не одну сотню ученых, создал украинские «патоновские» школы как мостостроителей, так и электросварщиков, стал организатором сварочного факультета КПИ.

Значительный вклад в развитие и становление отечественной математической науки сделал выдающийся украинский ученый-математик академик Михаил Филиппович Кравчук. Его работы по высшей алгебре и математическому анализу, теории дифференциальных и интегральных уравнений, теории вероятности и математической статистики вошли в сокровищницу мировой математической науки, а некоторые из них были использованы при создании первой в мире электронной вычислительной машины.

Учился и закончил (1928 г.) КПИ и академик Бенцион Моисеевич Вул — выдающийся ученый-физик, один из основателей современной твердотелой электроники, конструктор первых полупроводниковых приборов и генераторов. Мировое признание получили его исследования в отрасли физики диэлектриков и сегнетоэлектриков.

Значителен вклад в развитие химической науки академиков Владимира Александровича Плотникова и Льва Владимировича Писаржевского. Владимир Александрович вошел в историю мировой науки как первый исследователь, осуществивший выделение алюминия из неводных растворов путем электролиза при обычной температуре. В Киевском политехническом он работал почти с самого начала существования КПИ — с 1899-го по 1941 год.

Заведующий кафедрой неорганической химии КПИ с 1908 г. по 1912 г. Л.Писаржевский признан в мире как основатель фундаментальной науки физической химии. Именно он создал основы электронной теории окислительно-восстановительных реакций и теорию катализа, предложил теорию гальванического элемента.

Над подготовкой изданий о выдающихся инженерных школах Украины сейчас работает Государственный политехнический музей при нашем университете. О каждой из них можно писать книги, и некоторые уже написаны.

— Но главная задача любого высшего учебного заведения — подготовка специалистов. В нынешнем году у КПИ юбилей — 100 лет первого выпуска инженеров.

— За это время КПИ закончило уже более двухсот пятидесяти тысяч человек. Нет таких отраслей промышленности в Украине, во всех странах СНГ, где выпускники нашего университета не внесли бы свою творческую лепту в развитие тысяч и тысяч организаций, предприятий, заводов, КБ, научно-исследовательских институтов. Мы гордимся, что среди руководителей промышленности, науки, общественных, государственных деятелей всех рангов (как в прошлом, так и в настоящем) много наших бывших студентов. Молодыми инженерами они возвращались на свои кафедры и факультеты, чтобы получить консультации, а затем зрелыми специалистами приходили к нам, и мы уже многому учились у них.

Газета «Киевлянин» №14 от 14 января 1903 года писала: «Окончательные экзамены для студентов 4 курса начнутся 14 января и продолжатся до 25 января. Экзамены будут проводиться особыми комиссиями под председательством деканов отделений и при участии особого представителя министерства финансов. В этом году таким представителем был назначен известный ученый Д.Менделеев».

Об уровне подготовки первых инженеров Киевского политехнического института Дмитрий Иванович Менделеев в своей докладной записке министру финансов С.Витте от 30 января 1903 года писал: «Имея 35-летний опыт в деле дипломирования в высших учебных заведениях, я имею смелость утверждать, что такой общей совокупности специальных работ кончающих студентов, какую я видел у студентов первого выпуска Киевского политехникума, нельзя встретить в известных мне университетах и технологических институтах, так как в этих последних большинство представленных диссертаций носит характер теоретический и не сопровождается, как здесь, собственными лабораторными исследованиями, встречающимися там лишь как особые исключения».

Работы и проекты первых выпускников Киевского политехнического института отличались глубокой теоретической проработкой и в то же время имели практический характер, представляли собой конкретные завершенные разработки. Отмечая достаточно высокий уровень самих выпускных работ и проектов, Д.Менделеев пишет далее: «Примеры эти (дипломные работы и проекты) имеют, по моему мнению, особо важное значение, так как это первый выпуск Киевского политехникума, и они могут составить традицию чрезвычайно важного значения для будущности других наших политехникумов, показывая одновременно как трудолюбие и внимание профессоров, так и должную для самостоятельности подготовку выпускаемых студентов…».

Период с 1917 по 1941 год можно охарактеризовать как период постепенного развития и становления Киевской политехники. В то время потребность в специалистах с высшим образованием была огромна. В мае 1920 года Народный комиссариат по делам образования УССР даже издал распоряжение об открытии летнего семестра и создании в технических вузах специальных комиссий для организации ускоренного выпуска инженеров. С того года количество поступающих в институт постоянно увеличивалось. Двадцатые годы прошлого века были интересны также тем, что именно тогда (с 1923 г.) в учебный процесс подготовки инженеров в качестве обязательного элемента вводилась производственная практика. Это действительно способствовало более эффективной адаптации выпускника КПИ к производству. Эта практика сохранилась по сей день.

Выпускниками Киевского политехнического того периода стали будущие академики АН УССР Сергей Серенсен, Борис Лысин, Георгий Сухомел, академик АН СССР Бенцион Вул, члены-корреспонденты АН УССР Василий Васильев, Федор Белянкин и прочие.

Мирный труд Киевского политехнического в 1941 году прервала война. С началом Великой Отечественной всех объединило общее дело — защита Родины. Уже в первые недели войны были мобилизованы и добровольно пошли в армию 650 студентов, преподавателей и сотрудников института.

Около 300 студентов пятого курса после кратковременной военной подготовки были направлены на фронт командирами подразделений, 300 — откомандированы на военно-политические курсы для ускоренной подготовки военных политработников. Не все из них вернулись домой — 170 преподавателей, студентов, сотрудников полегли на полях Великой Отечественной войны.

В конце июня 1941 года институт получил распоряжение об эвакуации. В середине августа институт (а это 48 профессоров и доцентов, 36 преподавателей и аспирантов, 19 сотрудников и 500 студентов, а также оснащение и оборудование) прибыл в Ташкент. Разместился наш институт на базе Среднеазиатского индустриального института (САИИ). В составе эвакуированного Киевского индустриального института функционировало четыре факультета, 12 кафедр, на которых училась 31 группа студентов второго—пятого курсов.

Киевские ученые и инженеры выполнили в Ташкенте множество важных научно-технических работ для народного хозяйства и обороны страны, сделали значительный вклад в развитие экономики Узбекистана и других среднеазиатских республик, упрочив тем самым технический и экономический потенциал всей страны.

Под руководством проф. В.Васильева в САИИ было создано общественное бюро по проектированию первого металлургического завода в Узбекистане. Активное участие в проектировании и строительстве завода приняли преподаватели М.Кичигин, Е.Хаймович, В.Бершов, К.Ващенко, М.Савин, В.Толубинский и прочие сотрудники механического и энергетического факультетов. Первая очередь завода была запущена уже в 1944 г. Благодаря этому, Узбекистан получил собственную металлургическую базу.

Для потребностей машиностроения профессор Константин Ильич Ващенко разработал и внедрил в производство методы повышения качества чугуна с использованием недефицитных материалов. Проф. С.Рудник руководил на предприятиях республики работами по совершенствованию технологии резания металлов. Кандидат технических наук П.Березин разработал и внедрил на оборонных заводах Узбекистана новую технологию для повышения производительности литейных цехов.

Профессор М.Кичигин и доцент В.Толубинский работали над проблемами реконструкции теплосилового хозяйства электростанций Узбекистана, повышением безаварийности и экономичности работы Чирчикской и Кувасайской ГЭС, Ферганской ТЭЦ. Под руководством профессоров М.Кичигина и А.Орловского для восстановления работы энергетических объектов были разработаны новые типы паровых турбин средней и малой мощности.

Преподаватели и научные сотрудники специального факультета под руководством члена-корреспондента АН УССР С.Тетельбаума по поручению Наркомата обороны СССР в 1942—1943 гг. разработали новый образец радиотехнического вооружения, получивший высокую оценку военных специалистов. С 1943 г. задачи обороны выполняли доценты Н.Воллернер, В.Зморович, М.Лауфер.

Многие научно-технические работы киевских ученых и инженеров в Ташкенте были отмечены правительственными наградами, 16 сотрудников института награждены орденами, 15 — грамотами Президиума Верховного Совета Узбекской ССР.

За всю свою столетнюю историю КПИ помогал регионам в создании отдельных учебных заведений образования в качестве своих филиалов, которые в будущем превратились в самостоятельные высшие учебные заведения.

Так, например, на базе сельскохозяйственного отделения (факультета) КПИ с 1 сентября 1922 г. начал работать самостоятельный сельскохозяйственный институт, а с 1930 года количество новых высших учебных заведений пополнили Киевский технологический институт легкой промышленности, Киевский технологический институт пищевой промышленности, Киевский инженерно-строительный институт, Институт инженеров водного транспорта (г. Одесса) и др. В 1933 году на базе КПИ начал работу Киевский институт инженеров гражданской авиации. Всего же Киевский политехнический дал жизнь 13 другим высшим учебным заведениям Украины.

По инициативе ведущих ученых КПИ на базе существующих и новообразованных кафедр и научно-исследовательских лабораторий было основано девять академических и отраслевых научно-исследовательских институтов. Вот некоторые из них: Институт технической механики (1918 г.), Институт химии Наробразования и Академии наук Украины (1930 г.), Институт электросварки (1934 г.), Институт органической химии (1939 г.), Институт общей и неорганической химии (1945 г.), Институт коллоидной химии и химии воды им. А.Думанского (1968 г.), Физико-химический институт им. О.Богатского (1977 г.) и др.

Из КПИ также вышли два крупных завода. Сейчас они известны под названиями им. Лепсе и «Росток».

— Проходят годы, изменяется мир, выдвигаются новые требования к подготовке специалистов. Какие изменения произошли в НТУУ «КПИ» в последнее время?

— Только в последние годы в КПИ открыто десять новых факультетов: факультет авиационных и космических систем (1993 г.), физико-технический институт (1999 г.), факультет менеджмента и маркетинга (1992 г.); факультет лингвистики (1995 г.); факультет социологии (1996 г.); факультет права (1996 г.); факультет физического воспитания и спорта (1996 г.); институт прикладного системного анализа (1997 г.); факультет биотехники и биотехнологии (2001 г.); институт телекоммуникационных систем (2002 г.); военный институт телекоммуникаций и информатизации (2002 г.); межуниверситетский медико-инженерный факультет (2002 г.) и др.

В составе КПИ действуют 13 научно-исследовательских институтов, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования по актуальным направлениям науки и техники.

На сегодня общее количество факультетов и учебно-научных институтов составляет 41, из них 13 НИИ. Сорок с половиной тысяч студентов приобретают знания по 113 специальностям. По этим показателям КПИ является крупнейшим в Европе среди технических университетов.

О знаменитых традициях КПИ напоминают памятники Дмитрию Менделееву, Виктору Кирпичеву, Степану Тимошенко, Евгению Патону, Сергею Лебедеву, Михаилу Кравчуку. Эти имена навеки связаны с КПИ. В честь выдающихся ученых, педагогов-политехников проводятся научные чтения, конференции, семинары, издаются книги, открываются именные аудитории, устанавливаются именные стипендии.

— Каков нынешний студент КПИ, какова его цель, чем он живет?

— Современный студент КПИ — это любознательный, целенаправленный человек, который уже поставил перед собою далеко идущие цели, совершил осознанный профессиональный выбор, уже в годы учебы начал трудовую деятельность, нацелен на получение в вузе второго образования, который, как правило, неплохо владеет хотя бы одним иностранным языком. Он понимает: хорошее образование — основной компонент успешной карьеры. Он социально активен, творчески рационален, его оценки явлений общественной и университетской жизни трезвы и точны. Недаром в учебных планах КПИ имеются «Дисциплины по выбору студентов», по которым можно судить, в частности, о своем преподавательском соответствии, удовлетворении современного студента как заказчика знаний.

Наш студент знает, что вклад в образование дает наибольшую прибыль. Его в полной мере характеризуют слова С.Коненкова: «Человек, идущий в завтрашний день, обязан быть культурным. Таким он в тысячи раз нужнее обществу будущего». О студентах и аспирантах КПИ можно с уверенностью сказать: они не только наше будущее и наша надежда. Это наши коллеги в учебе, в науке; вместе преодолеваем трудности, черпая знания, вместе учимся гражданственности и утверждаем такой нужный сегодня национальный дух свободной Украины.

— Какова концепция дальнейшего развития КПИ?

— Первое — адаптация политехнического образования к изменчивым социально-экономическим реалиям и потребностям общества. Сюда входят открытие современных специальностей и разработка новых учебных программ, приведение в соответствие уровней фундаментальной и глубокой специальной подготовки, привлечение к разработке учебных программ работодателей, внедрение новых технологий обучения; осуществление принципа для каждого гражданина — «образование в течение всей жизни»; отбор молодых талантов и создание для них «протекционистских» условий учебы и работы. Второе — интеграция в мировую систему образования. Кроме прочего, это означает обмен студентами с крупнейшими вузами, спонсоризация обучения наших студентов зарубежными компаниями и т.п. Третье — продолжение процесса демократизации управления университетом. Факультетам, институтам, кафедрам необходимо передать больше функций, укрупняя их автономию и самостоятельность. Сюда же можно отнести развитие студенческого самоуправления в сферах обучения, быта, отдыха, работы. Четвертое — гуманитаризация технического образования. Выпускник технического университета должен быть не только специалистом, профессионалом, но и человеком высокой духовной культуры, гражданином, патриотом, подготовленным к борьбе с невежеством, бескультурьем, бездуховностью, со всем тем, что уже в недалеком будущем будет считаться в мировом сообществе недопустимым анахронизмом, который не сможет компенсировать даже высокий профессиональный уровень.

КПИ не только декларирует, но и развивает передовые принципы национальной системы образования и воспитания: всеобщность и доступность, формирование нравственности и развитие врожденных способностей студентов, право выбора ими профессии и достижение, в соответствии с творческими возможностями, желаемого образовательно-профессионального и научного уровня, обеспечение мировых стандартов подготовки. Уже сейчас КПИ — крупный мегаполис, имеющий в своем составе десятки факультетов и институтов и занимающий площадь в 160 гектаров. Этот целый город науки и образования, в котором закладывается фундамент будущего.