Сознавая собственную правоту, защитники обратились в постоянную комиссию Киевсовета по вопросам экологической политики с предложением открыть русло речки и создать вокруг нее парковую зону отдыха «Зеленая тишина». По результатам предоставленной ими экспертизы, воды Дарницы на сегодня пригодны для отдыха, а по словам начальника управления энергосбережения, экологии, транспорта и связи Днепровского района Виктора Линника, дальнейшее держание вод закрытыми из-за многометрового наслоения ила в коллекторе, который длительное время не чистили, может привести к подтоплению частного сектора ДВРЗ и теплосетей, которые пролегают вблизи. Тем временем возле этого коллектора по адресу улица Пражская, 18в, ООО ???Авиаком” соответственно решению Киевсовета о выделении земли начало строить автозаправочный комплекс, который на сегодня готов уже на 70%. Кстати, против его строительства выступают жители близлежащих домов, которые уверяют, что строительство ведется с нарушением технических требований и без учета общественного мнения, и стремятся, чтобы вместо АЗС появился парк.
С одной стороны, городские управленцы совсем не против, чтобы жители микрорайона таки получили под боком зону отдыха, а с другой, строительство ведется на вполне законных основаниях, потому отстаивать иную точку зрения, означает обращаться в суд, причем изначально прибывая в убеждении, что ООО выиграет суд.
Хотя попытки проверить законность строительства АЗС были: проводилось почти десяток проверок относительно правомерности вообще и выполнения норм экологической безопасности и природоохранного законодательства в частности. Правонарушения обнаружили в уничтожении двух деревьев, что не было задокументировано сначала, поэтому виновных привлекли к административной ответственности, а ???Авиаком” выставили претензии на возмещение убытков, причиненных государству. В конце концов, районная экологическая служба будто бы имеет договоренности с ООО, что когда станет вопрос раскрытия русла, то оно предоставляет часть своей территории (по плану там будет находиться автостоянка). Однако даже при успешном решении с АЗС, раскрытие потянет за собой цепную реакцию: очистка открытой части русла, очистка озера Нижний Тельбин, куда впадает речка, утилизация ила и токсических отходов, которые здесь накопились, освобождение наземной поверхности, где будет протекать Дарница. Однако граждане убеждены, что за все это следует браться, причем комплексно, а не только силами Днепровского района, ведь Дарница протекает еще и через территорию Дарницкого и Деснянского.

Тем временем мысли городских управленцев разделились…
Начальник управления энергосбережения, экологии, транспорта и связи Днепровского района Виктор Линник:
– Когда в 30-ые года прошлого века началось строительство промышленной зоны, которая включает 3 предприятия – ???Радикал”, ???Химволокно” и ДШК, – то за пять следующих десятков лет Дарница превратили в сточную канаву промышленных отходов. Опасность этих отходов была настолько огромна, что человек, опустив руку в воду, мог получить химический ожог. Поэтому в начале 70-ых было принято решение взять часть этой речки в трубу. Дарница впадает в озеро Нижний Тельбин, то есть не контактирует непосредственно с Днепром, но раньше в период наводнения (правда, сейчас такого уже не наблюдается) озеро входило в контакт с акваторией Днепра.
Экологическая служба района за то, чтобы открыть русло Дарницы, поскольку настоящее его состояние угрожает подтоплением из-за образовавшегося тромба в виде этой трубы, которую не чистило много лет, а дно за это время поднялось на несколько метров. В результате мы можем получить масштабное подтопление частного сектора ДВРЗ, инженерных сетей района.
Район, конечно, не против иметь еще один парк вместе с аквазоной, но сейчас в закрытой зоне накопился большой пласт земли, а вода имеет в своем составе всю таблицу Менделеева, и даже небезызвестный диоксин.

Заместитель начальника Государственного управления экологии и природных ресурсов Николай Мовчан:
– Уровень загрязнения речки на сегодня значительно уменьшился, поскольку в 1993 году прекратил свою работу ???Радикал”, который больше всех загрязнял речку. Если ее открывать, то безусловно, появится проблема утилизации не только ила, но и токсичных отходов. Не менее болезненная проблема для жителей Дарницы, которую надо решать, – подтопление. В частности это касается того района улицы Пражской, где ведется строительство и где есть нестыковка двух труб, перепад которых составляет около метра, за счет чего и может возникнуть подтопление. На сегодня у ???Киевавтодора” есть разработанный проект, цена вопроса – около 5-8 миллионов гривен.
Заместитель начальника управления охраны окружающей естественной среды КГГА Николай Иллинский:
– Говорить о речке Дарница не нужно. Это всего-навсего гидротехническое сооружение под названием Дарницкий мелиоканал, построенное в 1937-38 годах в рамках сталинской программы борьбы с малярией, в соответствии с которой создали Дарницкий и Южнодарницкий мелиоканалы для осушения заболоченных земель. Никакого русла нет. Поэтому к нему надо относиться как к гидротехническому сооружению, а вопрос, открывать либо закрывать мелиоканал может решаться только проектной организацией. Что касается подтопления микрорайона, то в киевскую городскую программу ???Охрана окружающей природной среды до 2007 года” включена среди многих пунктов и расчистка Дарницкого мелиоканала. Не думаю, что по поводу раскрытия Дарницы нужно собирать еще одно совещание, достаточно включить вопрос разработки проекта расчистки Дарницкого мелиоканала в программу социально-экономического развития на следующий год, а проектанты уже определят, что делать. С сугубо технической точки зрения, открыть канал, как это должно быть, то есть от Красногвардейской до Харьковского шоссе, будет очень тяжело, поскольку рядом проходит слишком много подземных коммуникаций, тогда как канал находится где-то на глубине 4 метров от поверхности, а освобождать для наземного русла надо будет как минимум 340 метров.
Представитель общественной организации ???ЭкоПравоКиев” Галина Пристинская:
– Дарница является самой большой из маленьких речек города Киева, то есть уникальной в своем роде. По планам городской власти, которые подтверждены в официальных ответах, которые предоставлялись жителям района, планируется открытие Дарницы и создание парка ???Зеленая тишина”. А если АЗС будет построена, то для открытия и восстановления речки возникает угроза. Тем более, что нарушение законности в строительстве АЗС все-таки есть. Во-первых, различаются цифры нормативных расстояний от АЗС к ближайшим домам в письмах разных инстанций. На самом деле, по замерам самих жителей, расстояние составляет 42 метра (в соответствии с государственными санитарными правилами расстояние должно быть не менее 50 метров). Во-вторых, в документации указано, что строительство осуществляется вне охранной зоны высоковольтных линий электропередач. Замеры жителей доказывают другое. В-третьих, информация о строительстве АЗС с самого начала была сознательно скрыта, община не имела возможности участвовать в принятии решения и высказать свои предложения и рекомендации. На сегодня процесс обжалования слегка запоздал, но даже это не снимает вопроса о запрете и прекращении строительства. В связи с этим мы просим поддержать решение жителей микрорайона старая Дарница прекратить строительство АЗС на Пражской, 18в, вменить в обязанность заказчика строительства привести земельный участок в предыдущее состояние, поддержать инициативу жителей в восстановлении речки Дарница и создании вокруг нее парка, а также провести заседание постоянной комиссии Киевсовета по вопросам экологической политики с выездом на место. Кроме того, мы будем просить вынести на рассмотрение сессии Киевсовета вопрос создания комплексной комиссии из представителей разных постоянных комиссий Киевсовета, выезд ее непосредственно на место строительства, а потом вынесение на рассмотрение результатов выезда на рассмотрение Киевсовета для принятия окончательного решения.

Председатель постоянной комиссии Киевсовета по вопросам экологической политики Даниэль Карабаев:
– Вполне возможно профинансировать проект реконструкции и мелиоканала и раскрытия речки Дарница, а во время составления проектно-сметной документации определяться, каким образом это делать. Относительно аварийности ситуации, связанной с подтоплением, то возможно, мы подготовим обращение, чтобы эти работы провелись срочно. Относительно отмены решения Киевсовета о выделении земли и строительства АЗС, то эти вопросы на данном этапе можно решить только в судебном порядке. Конечно, можно провести общественные слушания, заморозив строительство к тому времени, тем не менее инициатором их проведения может стать депутат городского совета от этого округа. Другой выход: в нашу комиссию поступит детальное письмо со всеми замечаниями общественности, если его поддержит комиссия, то тогда мы обратимся в Днепровскую районную администрацию, чтобы они временно приостановили строительство до пересогласования