Массовому распространению открыток с различными рисунками во многом способствовало основание в 1874 году Всемирного почтового союза. Но прошло целых двадцать лет, пока видовые открытки начали печататься в России. Сначала оборотная сторона предназначалась только для адреса, а текст сообщения писали на полях лицевой стороны и даже по картинке. В 1903 году такой порядок изменили, оборотку поделили на привычные для нас две части — для адреса и для текста. Размещать сообщения стало значительно удобнее.

Первые почтовые открытки с видами Киева появились в 1895 году. Помещенные на них картинки представляли собой монтаж двух-трех фотографий или рисунков городских достопримечательностей, украшенных художественной виньеткой. При этом, около половины лицевой стороны обязательно оставлялось для текста. Такие открытки, выполненные литографским способом, были выпущены крупнейшим киевским книгоиздателем Кульженко, издательствами Барского (Киев) и Гранберга (Стокгольм). Вскоре вместо рисунка стали применять технику фоторепродукции, что повысило документальность иллюстрации и придало «открытому письму» новое значение.

Вид Софийской площади в Киеве

С 1895 года, положившего начало документальной киевской открытки, и по 1918-ый, ставший в отечественной истории «рубиконом», было издано в общей сложности почти пять тысяч сюжетов с киевскими мотивами. Но это суммарное число вовсе не означает количество использованных оригинальных фотоснимков. Сюда вошли повторения и фрагменты, а также смонтированные и дорисованные композиции. Например, на фотографии какой-либо улицы художник издательства произвольно удалял пешеходов и дорисовывал трамвай, а по Днепру «пускал в плавание» яхту или пароход.

Монтажным курьезом можно назвать изображение на открытке сфантазированного вида Софийской площади: когда-то стоявший на площади небольшой фонтан оказался по величине равным памятнику Богдану Хмельницкому, а прохожие взбираются от него по какой-то крутой улице, проложенной на месте, где в действительности возвышается колокольня Софийского собора.

Вид Лукъяновской тюрьмы в Киеве

Известны около ста издательств, где выходили открытки с видами Киева. Больше всех выпустил киевский фотограф-издатель Дмитрий Марков, заведение которого располагалось по Крещатику, 41. Он также напечатал большую подборку под названием «Типы и виды Украины». Крупные серии вышли в киевских издательствах А. Рихтера, К. Дитриха, Ч. Ящевского, Гудшона и Губчевского, в издательствах «Хромосвет» и «Рассвет», в хромолитографии Киево-Печерской лавры и других.

По заказу книготорговцев и владельцев писчебумажных магазинов открытки с киевской тематикой печатали московские издательства «Шерер, Набгольц и Ко», «Отто Ренар», товарищество «Контрагент печати», петербургские — А. Суворина, Общины святой Евгении, «Северное издательство», стокгольмские — Гранберга, Эдиассона, Сванстрема, лейпцигское издательство Михнера и Мааса.

Вид Софийской улиця с перспективой колокольни Софийского собора в Киеве

Ценная по содержанию серия открыток на темы украинской истории, искусства и архитектуры была выпущена совместно киевским товариществом «Друкарь» и коломыйским издательством «Галицька накладня». Открытки издавали комитет проходившей в Киеве Всероссийской промышленной выставки 1913 года, Товарищество врачей-специалистов, рекламировавшее свою больницу в Георгиевском переулке, Владимирское землячество (оно объединяло выпускников Владимирского Киевского кадетского корпуса), владельцы предприятий, магазинов и другие.

Показательна особенность старых открыток — разнообразие сюжетов. Здесь и общие виды Киева, и городские пейзажи, и архитектурные достопримечательности, и далекие закоулки предместий. Не обойдена вниманием даже Лукьяновская тюрьма. Запечатлены открытия памятников, парады, наводнения и многое другое, что составляло жизнь города.

В 1914 году киевское издательство «День» издало 24 почтовые открытки (три серии по восемь открыток) с репродукциями картин киевских художников. Они посвящались красивым местам Киева, его древностям и памятникам архитектуры. Здесь были представлены работы Н. Бурачека, В. Галимского, И. Ижакевича, Х. Крона, Н. Орлова, Т. Попельской, А. Романова и других. Одновременно в Праге вышел альбом всех этих репродукций.

Через пять лет открытки под маркой издательства «День» были переизданы в Праге, а в 1921 году они вышли в Нью-Йорке в издательстве «Голос правды» с надпечатками на пяти языках «Поможіть голодним на Україні!» и «Український Червоний Хрест». Некоторые открытки переиздало художественное издательство Ольги Дьяковой в Берлине.

Вид Цепного моста и Киево-Печерской лавры

Широко известны высокохудожественные открытки, издававшиеся в Петербурге Общиной святой Евгении Красного Креста. За двадцать лет (1897–1917 гг.) вышло до 6,5 тысяч разнообразных сюжетов общим тиражом свыше 30 миллионов. Достаточное место в сюжетном ряде занимали открытки с рисунками разных уголков Киева. Вся эта продукция пользовалась популярностью, хорошо раскупалась, а выручка шла на благотворительные цели — содержание больниц, приютов, школ.

Однажды, накануне праздника Пасхи, в киевских газетах от имени генерал-губернатора было дано объявление, что визит к нему может быть заменен… покупкой открыток Общины святой Евгении. Дело в том, что по тогдашним правилам чинопочитания для засвидетельствования своего почтения начальству чиновник должен был в праздничный день явиться к нему в дом и расписаться в приемной на листке поздравлений. В выигрыше оказалось не только Киевское благотворительное общество, в пользу которого пошла выручка с открыток, но и чиновники — в тот раз им не довелось с утра пораньше толпиться в прихожей генерал-губернатора. Вот так «открытое письмо» сыграло еще одну, неожиданную роль.