Скульптура ждет своего выхода в люди под Киевом, на складах возле Вишневого. Как рассказал нам автор памятника киевский скульптор Владимир Щур, попросили изваять Довженко еще четыре года назад. Около года ушло на эскизы. Изначально Владимир Иванович планировал посадить режиссера на операторский кран, который должен был вращаться. Однако реализовать идею было бы сложно по ряду причин, в частности из-за недостаточной для такого дела прочности бронзы.

Автор перебирал множество вариантов, как будет выглядеть памятник. Однажды случайно купил на Петровке книгу по съемочному оборудованию и из нее узнал об операторской тележке. После этого возник окончательный образ памятника. «Идея с тележкой мне сразу понравилась, ведь чем ближе памятник к зрителям, тем лучше он воспринимается», — говорит Владимир Иванович.

В итоге получился трехметровый монумент с подиумом. На нем стоит операторская тележка, едущая по рельсам, с режиссером и оператором «на борту» (образ Даниила Демуцкого, который запечатлел на пленку не один фильм Довженко, в частности знаменитую «Землю»). Режиссер одет в пиджак-куртку, брюки без «стрелок» и парусиновые туфли, которые были весьма популярны в те времена. Его напарник — в рубашку с закатанными рукавами, штаны и кепку. Под ногами у кинематографистов разбросаны яблоки — своего рода визитная карточка Довженко.

Для точной передачи лица скульптор заказал на киностудии Довженко 25 фотографий режиссера, также искал фото в книгах и журналах. «На сами фигуры людей ушло где-то по полгода на каждую. Много времени тратилось на, казалось бы, простые вещи. Например, камеру было сделать просто, а потом столько мелочей всплыло», — говорит скульптор. Детали прорисованы так тщательно, что, кажется, бронзовые люди вот-вот оживут.

Немало трудностей возникало, пока Владимир Щур трудился над изготовлением памятника. Например, еще прошлым летом автор передал восковые модели на литье из бронзы, но процесс затянулся на год. Из-за летней жары восковые модели деформировались и скульптору пришлось их подправлять. По замыслу Владимира Ивановича, на тележке лежит огромная «деревянная» доска, с ней тоже возникли проблемы. «Ее сначала так отлили, что она была похожа на чугунную плиту, а не на доску. Пришлось переделывать — два месяца ушло», — рассказывает скульптор.

Старания не прошли даром. Памятник получился очень оригинальным.

Владимир Щур известен киевлянам по памятникам Паниковскому, Леониду Быкову, Проне Прокоповне и Голохвастову. Они — его творения.

 

ГОТОВЯТ МЕСТО В ЦЕНТРЕ. Начальник главного управления охраны культурного наследия Руслан Кухаренко объяснил «Сегодня», почему открытие памятника переносят. «Прежде, чем установить, необходимо подготовить место. Там много инженерных сетей, поэтому нужно получить согласие всех служб. Так что решили не спешить и сделать все по совести».

Поставят памятник, скорее всего, на Крещатике, напротив улицы Лютеранской. Если там возникнут сложности — то напротив улицы Богдана Хмельницкого. Место в центре столицы выбрано не случайно, ведь Александр Петрович очень любил Киев и охотно прогуливался по центральным улицам. Жил он, правда, не на Хмельницкого или Крещатике, а на Горького.

Памятник хотят открыть в начале сентября и приурочат к 114-й годовщине со дня рождения режиссера (11 сентября).