Над Днепром киевляне поставили ему памятник, а на Вигуровщине-Троещине в его честь назвали бульвар. Но кроме этого еще множество киевских мест связано с великим актером и режиссером.

Уроженец Донбасса, выученик харьковской театральной школы, проходивший мастер-классы на «Ленфильме», он в конце концов приехал сюда, на киностудию Довженко. Потом, когда его жизнь трагически и непонятно оборвалась в автомобильной катастрофе, можно было только гадать: в добрый ли час поселился Быков в Киеве? Не слишком ли много сил и здоровья потратил, прошибая лбом стену чиновничьих равнодушных перестраховок, косности, непонимания? От этого на сердце ложился рубец за рубцом, зря растрачивались лучшие годы…

Может быть, уникальное обаяние Леонида Быкова и его киноперсонажей отчасти связано с тем, что он сумел отгадать секрет всеобщих любимцев из наследия предшественников? Скажем, его бесподобный Сашко Макаренко из «Разведчиков» – чем не Василий Теркин? Максим Перепелица в отдельные моменты проявляет плутовское мастерство, достойное Остапа Бендера.

А Зайчик, пожалуй, больше всего похож на героев фильмов гениального Чаплина, объединенных одной характерной чертой: он беспомощен и неудачлив, когда нужно решать свои дела, но совершает чудеса предприимчивости, когда нужно помочь кому-то другому. Не исключено, что последнюю работу Быкова «Пришелец» мы могли бы сравнить с печальными чаплинскими изгоями… но осуществить этот замысел Маэстро уже не успел.

Со времени его кончины прошло почти три десятилетия. До сих пор, однако, без фильмов Леонида Быкова невозможно представить себе отечественное кино. До сих пор с той дальней стороны, где летают над нами «старики» из «поющей эскадрильи», мы слышим неумолкающий призыв: «Будем жить!»
Киностудия художественных фильмов им. Довженко
Проспект Победы, 44

 Заключительное десятилетие своей жизни Быков провел в качестве артиста и режиссера киностудии им. Довженко. Студийные павильоны до сих пор помнят его пробы и дубли, сцены в построенных по его задумкам декорациях. Здесь был и его рабочий кабинет.

Сейчас на одном из студийных корпусов – памятная доска с портретом Быкова. Сохранилось и фото, на котором он ухаживает за знаменитым садом, насаженным еще во времена Довженко. Как бы в назидание тем, кто в последнее время вынашивает замыслы уничтожения этого сада ради коммерческого строительства.


 


 


 


 


Бывший Институт театрального искусства им. Карпенко-Карого
Ул. Шота Руставели, 37

  Первым киевским адресом Леонида Быкова, пожалуй, можно считать нынешнее помещение лицея информационных технологий. Сейчас уже мало кто помнит, что сразу после войны по этому адресу находился Институт театрального искусства. Туда-то и отправился поступать юный Леня Быков из провинциального Краматорска.

В своем романтическом порыве он совершенно не учитывал, что окончил пока только девять классов десятилетки. Так что в киевском институте его развернули и отправили восвояси. А на обратном пути (проведенном на крыше железнодорожного вагона) еще и обобрали какие-то мазурики… Впрочем, Леонид не унывал – и год спустя, честь-честью выпустившись из школы, поступил в Харьковский театральный институт, который успешно и закончил.


 


Кинотеатр им. Довженко
Проспект Победы, 24

 На экране одного из известнейших столичных кинотеатров не раз появлялись персонажи, сыгранные Леонидом Быковым. В 1974 году здесь состоялась премьера незабываемой киноленты «В бой идут одни старики». Жаль, что фильмы Быкова все реже повторяют в нынешнем прокате. А бывший кинотеатр имени Довженко в последние годы был превращен в некое несусветное заведение; теперь вообще подумывают о его сносе.


 


 


 


Дом кино
Ул. Саксаганского, 6

 Со штаб-квартирой украинского кинематографа у Леонида Федоровича связано немало и радостных, и горьких минут. Запоминающиеся кинопоказы, творческие встречи и беседы с выдающимися мастерами на совещаниях или в ресторане…

И тягостное общение с функционерами Союза кинематографистов, изматывающие споры во имя сохранения целостности своих замыслов… В письме-завещании, адресованном друзьям, Быков недвусмысленно подчеркнул, говоря о своих будущих похоронах: «Никаких студий, Дома кино (союз) – Боже сохрани. Из дома – прямо туда, куда положено. Это мой крик, мольба».


 


 


Байково кладбище

                                                                                                                                                                                     Любимого Маэстро похоронили на дальнем, 33-м участке Байкова кладбища. Его портрет над могилой (скульптор А. Фуженко) находится на возвышенности и хорошо виден с аллеи. Увы, совсем близко от его последнего пристанища с годами собирается все больше надгробий друзей и собратьев – Иван Миколайчук и Леонид Осыка, Сергей Иванов и Борислав Брондуков…











Жилой дом
Ул. Туманяна, 8

 Бронзовая мемориальная доска в честь Быкова (скульптор В. Борисенко) находится на стене многоэтажного дома, в котором он жил, – над Русановским каналом, в уютном уголке Левобережного массива. Здесь же, во дворе, с ним навсегда прощались, отсюда он отправился в последний путь…



 


 




Памятник Леониду Быкову
Парк Вечной Славы

 Один из самых любимых и трогательных киевских монументов посвящен военным летчикам и изображает артиста в роли капитана Титаренко (скульпторы В.Щур, В.Сивко, архитектор В.Скульский, 2001). Командир «поющей эскадрильи» присел на самолетную конструкцию, у его ноги примостился бронзовый кузнечик, а за плечами – безбрежный днепровский простор.










 


 


 


 


Основная фильмография Леонида Быкова:

Судьба Марины (1953) – Сашко.
Укротительница тигров (1954) – Мокин.
Максим Перепелица (1955) – Максим.
Рядом с нами (1957) – Жуков.
Добровольцы (1958) – Акишин.
Ссора в Лукашах (1958) – Туз.
Майские звезды (1959) – танкист Алеша.
Алешкина любовь (1960) – Алешка.
Когда разводят мосты (1963) – Ричард.
Зайчик (1965) – Зайчик. Режиссер фильма.
Разведчики (1968) – Макаренко.
В бой идут одни «старики» (1973) – «Маэстро» Титаренко. Режиссер фильма.
Аты-баты, шли солдаты (1976) – ефрейтор Святкин. Режиссер фильма.