Во время учебы в гимназии старших сыновей Петра и Николая семья Носовых снимала квартиру в Киеве, потом они снова вернулись в Ирпень. Братья продолжали учиться в киевской вечерней рабочей школе, совмещая работу в ирпенской цементной артели Братуся. Но первый трудовой опыт был неудачным: в разгар нэпа братьев штрафовали за малейшую провинность и в результате почти ничего не заплатили. Вскоре Николай и Петр перешли работать на кирпичный завод Сагатовского. Там они нашли своих избранниц — соседок по усадьбе, сестер Марию и Елену Мазуренко. Отец многодетного семейства Артем Мазуренко, железнодорожник и страстный любитель-селекционер, привил детям любовь к труду. Семья кормилась с огорода, сада, собственноручно вырытого пруда, в который запустили рыбу. Иван Мазуренко, один из 11 детей Артема Никитовича, пересказывал своим детям слова Николая Носова о том, что, описывая маленьких человечков, писатель неизменно представлял мазуренковских детей: сбитые, головастенькие, ловкие, они весь день занимались в усадьбе чем-то полезным.


В 1927 году Николай Носов поступил в Киевский художественный институт, где учился и старший брат Петр, но через 2 года братья перевелись в Московский институт кинематографии. И хотя в автобиографической повести «Тайна на дне колодца» Николай Носов изображает отношения братьев как постоянное соперничество, в жизни они были очень близки по духу, по вкусам и очень дружны. Молодые пары жили в одном доме. Когда у них почти одновременно родились сыновья, Николай назвал своего — Петром, а Петр — Николаем. Окончив институт, братья работали на студии «Мосфильм»: Петр — художником, а Николай — режиссером. После выхода в свет первых книг «Веселые рассказы», «Витя Малеев в школе и дома» и последовавшего огромного читательского успеха Николай Носов перешел на литературную работу. В 1952 году он стал лауреатом Государственной премии СССР.


Вспоминает Татьяна Савушкина, младшая из 11 детей Мазуренко, и сегодня проживающая в Ирпене на Песочной улице: «Почти каждое лето Петр и Николай с семействами приезжали гостить у родителей, причем взрослые жили у Носовых, а дети — у нас. Здесь было больше простора и зелени. Петр всегда приезжал с красками, любил рисовать пейзажи родных мест. А мне подарил большой рисунок карандашом, на котором фигурировали оба брата с тачками и мои сестры на укладке в цеху кирпичного завода. Николай впоследствии развелся с Еленой. Со второй женой имели дачу в Подмосковье, поэтому в Ирпень наезжал сам и проездом. Зато сын его Петр Носов с невесткой Лидией и внуком Николая Николаевича Игорем отдыхали у нас часто и подолгу. Теперь уже все умерли, только Игорь живет в Москве», — грустно заключает Татьяна Артемовна. Показывает тусклые, пожелтевшие фотографии. Одна — более четкая и забавная: маленький человечек отчаянно карабкается на высокое корыто — вылитый Незнайка. Это внук Николая Носова Игорь на мазуренковском подворье.


Именно внуку посвящена последняя книга писателя «Повесть о моем друге Игоре. Психологические зарисовки наблюдений за развитием ребенка от рождения до 5 лет». Книга вышла в 1972 году, а в 1973-м Николай Носов умер.


Официально Николай Носов покинул Ирпень в 1929 году. Вместе с ним ушли в большую жизнь маленькие гномики, приходившие полакомиться нектаром на дачу. Силой воображения писателя они трансформировались в Незнайку и его товарищей и триумфально зашагали по великой стране, трогая сердца детей и взрослых, не забывших свое детство. Благодарно и умно поступили ирпенские жители, когда проложенную позже узкую просеку от Первой линии, где и теперь стоит отцовский домик Носовых, до


Третьей линии назвали улицей Цветочной.


Много светлых, славных книг написал Николай Носов, но поистине всенародную популярность заслужила его фантастическая трилогия: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Уже в наши дни герои Носова покорили прагматичного западного читателя и зрителя. Мультфильм «Незнайка на Луне» в 1997 году завоевал Гран-при на престижном кинофестивале в Каннах. Кстати, по мнению критиков, именно в этом произведении Николай Носов для доказательства преимуществ социалистического строя использовал личный негативный трудовой опыт в ирпенской цементной артели в годы нэпа. В то же время у ирпенчан появился дополнительный повод считать Незнайку своим земляком.


Современная международная классификация литературных героев только Незнайку Николая Носова и Чебурашку Эдурда Успенского с их окружением относит к оригинальным персонажам авторских сказок, остальные считаются заимствованными из народного фольклора или мировой литературы. Никакие идеологические разногласия не умаляют для истинного почитателя художественной ценности произведений Николая Носова, их фантазии, доброго юмора, притягательной силы и благотворного влияния. Деятельные, любознательные, обаятельные герои его книг воплощают вечную мечту человечества о справедливом устройстве мира, актуальную во все времена и для любых общественных формаций…