Cооружения, возведенные в советскую эпоху, у многих ассоциируются с монументальностью и зачастую безликостью. Типовая застройка жилых массивов в украинских городах, серые здания всевозможных НИИ, пугающие своими размерами заводы-гиганты составляют унылое наследие распавшейся империи.

Однако в Киеве сохранилось немало зданий, которые причисляют к шедеврам мирового конструктивизма и неомодернизма. Большинство из них находятся в плачевном состоянии и могут исчезнуть с карты города уже в скором времени.

INSIDER собрал примеры уникальных сооружений советского Киева.

«Тарелка» на Лыбедской (ул. Антоновича, 180)

fa392ac-t1

В коллаже использованы фото: grishasergei.livejournal.commark_shejder.livejournal.com

Здание Института научно-технической и экономической информации в Киеве возле станции метро «Лыбидская» было построено в 1970-х годах по проекту архитекторов Льва Новикова и Флориана Юрьева. В облике здания заметно сильное влияние Дворца Национального конгресса Бразилии, построенного за десятилетие до этого по проекту Оскара Нимейра.

Вросшая в простой прямоугольный фасад гигантская тарелка конференц-зала привлекает внимание своей необычной формой. Одной из причин ее появления стало то, что участок, выделенный под строительство института, был слишком узким. Для того, чтобы конференц-зал поместился, его пришлось «повесить» над тротуаром.

Здание института является, к сожалению, пока не признанным шедевром советского модернизма. Саму тарелку спроектировал Флориан Юрьев — педагог, архитектор, художник, колорист, композитор, поэт, мастер скрипичных инструментов.

1bbeb6b-t2

Разработанная архитектором еще в 1961 году, концепция свето-музыкального театра была воплощена в жизнь почти через двадцать лет в здании ИНТиЭ. И хотя театр так и не зажил своей жизнью, благодаря ему, составленное из двух полусфер помещение обладает прекрасной акустикой. За проект этого сооружения Флориан Юрьев получил награду «За новаторство в архитектуре».

К сожалению, сегодня здание ИНТиЭ находится в плачевном состоянии — у института нет средств на его ремонт. Если в ближайшее время не будет принято решение о спасении наследия советского модернизма, Киев может потерять как этот, так и другие ценные объекты.

Учебный комплекс КНУ им. Шевченко (просп. Академика Глушкова, 2К)

dbe7baf-1

Фото: stenarch

Уникальный для Киева модернистский ансамбль 1970-1980-х годов, сохранившийся практически без изменений. Комплекс был построен по проектам архитекторов Ладного, Будиловского и Коломийца, инженера Дризо.

Внешне идентичные корпуса факультета кибернетики, радиофизического и механико-математического факультетов были построены в середине 1980-х. Каждый корпус украшен оригинальным барельефом, символизирующим изучаемую на факультете науку. Предполагалось, что в будущем студенческий городок будет активно развиваться. Поэтому в генеральном плане была заложена возможность тиражировать крупные кластеры типовых учебных корпусов, застраивая территорию ковром. Эта идея не была реализована, а уже в наше время резервные участки под будущее развитие и вовсе были распроданы университетом.

00a39f1-g1

Фото: gerva1se.livejournal.com

Комплекс соединен переходом с корпусом физического факультета. Особенностью этого здания является мощный объем лекционной аудитории, выступающий из его торца.

Другим интересным объектом в составе комплекса является корпус биологического и географического факультетов, перед фасадом которого расположены выходы со станции метро «Выставочный центр».

6cc510d-glushkova

Интерьер биофака. Фото: gerva1se.livejournal.com

Интерьер корпуса заслуживает отдельного внимания. Его формирует пятиэтажный атриум, оформленный витражами с растительными орнаментами и оригинальными многоярусными люстрами. Наполненное светом пространство атриума вызовет у любого посетителя ощущение фантастичности.

Киевский крематорий (ул. Байковая, 16)

b4b530f-k1

 Фото: Flickr/Nikolai Vassiliev

Байково кладбище, открытое в 1831 году — одно из самых старых в городе. Сегодня здесь насчитывается около 190 тысяч захоронений. В 1975 году на кладбище был открыт Крематорий. Официально автором проекта считается один из учеников Иосифа Каракиса, киевский архитектор Авраам Милецкий.

Крематорий является частью мемориально-обрядового комплекса «Парк памяти», который был задуман как единый архитектурно-скульптурный ансамбль. Он включал в себя комплекс сооружений: крематорий, административный корпус, колумбарий, парковую зону, огромное водное зеркало и Стену Памяти. В 1967 году Милецкий получил заказ на проектирование Крематория. Он пригласил к совместной работе художников-монументалистов Аду Рыбачук и Владимира Мельниченко.

Разработанный ими Парк Памяти на внутреннем конкурсе Киевпроекта был признан лучшим проектом года.

e1c609e-k3

 Фото: roman_grabezhov

Внешняя, надземная часть здания Крематория представляет собой две железобетонные раковины, внутри которых расположены залы прощания. Редкий для Киева образец органической архитектуры, Крематорий производит впечатление таинственного портала в иной мир, что вполне соответствует его назначению.

Работа над гигантским барельефом Стены Памяти длиной двести тринадцать метров длилась семь из тринадцати отведенных на строительство комплекса лет. Его главным мотивом стал жизненный путь от рождения до смерти, который неизбежно должен пройти каждый человек. Стоит отметить, что сама идея такой стены возникла намного раньше, когда Милецкий работал над конкурсным проектом мемориала в Бабьем Яру.

4b20c17-k4

Стена Памяти. В коллаже использованы фото: Максим Белоусов, artukraine.com.ua

История Стены Памяти оказалась недолгой. Полной неожиданностью для художников стало появление военного оцепления вокруг Стены зимой 1982 года. За три месяца она была полностью уничтожена — залита бетоном. По словам Валентина Ежова, главного архитектора Киева в то время, власти сделали это, «испугавшись доносов о какой-то художественной крамоле».

Распоряжение об уничтожении стены было отменено одним из первых указов после обретения Украиной независимости. Было также решено оказать помощь заказчику в восстановлении рельефов и воссоздании Парка Памяти в полном объеме. Несмотря на это, Стена Памяти остается погребенной под толстым слоем бетона до сих пор. Ада Рыбачук скончалась в Киеве в 2010 году, так и не дождавшись ее восстановления.

Гостиница «Салют» (ул. Ивана Мазепы, 11)

6bb8da9-s2

 В коллаже использованы фото: questrum.livejournal.comGarik 11Andriy155 (на условиях лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported)

Гостиница «Салют» служит доминантой в пространственной композиции площади Славы. Это двенадцатиэтажное здание, замыкающее линию квартальной застройки улицы Ивана Мазепы, благодаря своей необычной конструкции, стало одним из символов современного Киева.

Конструктивно оно состоит из центрального несущего ядра с лестницами и лифтами внутри, на которое консольно навешены шесть жилых этажей. Со стороны кажется, что здание круглое. На самом же деле оно имеет форму эллипса.

В здании есть два ресторана. Один находится в цокольной, нижней части здания. Второй, летний, расположен на последнем этаже под крышей, по совместительству являясь конференц-залом.

a3ecdb5-s1

Так и не реализованные проекты гостиницы «Салют». Фото с выставки «Надбудова»

Архитекторами здания являются А.М. Милецкий, В.Г. Шевченко, Н.И. Слогоцкая. Строительство было завершено в 1984 году. Здание планировалось восемнадцатиэтажным, но по не совсем ясным причинам авторов вынудили существенно понизить этажность. Официальной причиной понижения стало требование сохранить доминирующее положение Лаврской колокольни в силуэте правобережного Киева.

Нелогичность этого требования заключалась в том, что ранее на этом месте стояла колокольня Военно-Никольского монастыря, разрушенная в 1930-е годы. Композиция площади, на которой горизонтальный объем Дворца пионеров  должна была уравновесить вертикальная башня гостиницы, сильно пострадал в результате такого решения.

Милецкий, будучи главным архитектором обоих зданий, был крайне недоволен результатом, считая, что лучшие решения, предложенные для них, были необоснованно отвергнуты руководством города.

Житний рынок (ул. Верхний Вал, 16)

bb962fa-zh2

В коллаже использованы фото: starkiev.comkiev-book2013

Житний рынок является самым старым действующим рынком Киева. Бойкая торговля велась здесь еще во времена Киевской Руси. Новое здание рынка было открыто в 1974-1980 годах по проекту архитекторов О.П. Мониной, В.Г. Штолько и конструктора Б.А. Бернарского.

В год своего открытия рынок являлся крупнейшим крытым рынком в Европе. Проект предполагал 1350 торговых мест внутри здания, и еще 150 на открытой уличной площадке рядом. Поскольку участка, выделенного под строительство рынка, не хватало для размещения такого количества торговых мест в один уровень, архитекторы расположили их на нескольких этажах. В планах также было строительство восьмиэтажной гостиницы на 112 мест.

be822a4-3

Элемент панно

Конструкции здания — это одна из самых интересных его особенностей. Центральный торговый зал перекрыт сборной железобетонной предварительно напряженной оболочкой с толщиной всего 5,7 см. Форма несущих и ограждающих конструкций стилистически увязаны между собой. Фасад здания оформлен чеканными металлическими панно, основным мотивом которых является история Киевской Руси.

Рынок был оборудован по последнему слову. К каждому рабочему месту была подведена горячая и холодная вода, в здании располагались склады, холодильные камеры, оросительные установки для зелени, фруктов и овощей.

Здание Житнего рынка стало одним из самых интересных для Киева объектов советской эпохи. Однако место для его строительства было выбрано не лучшим образом — оно так и не прижилось в исторической застройке Подола.