Явление стиляг народу

Шок вызывало даже их появление осенью без головного убора с прической, где главенствовал специфически выполненный кок. Глядя на них, трудящиеся в фуражках-восьмиклинках», с матерчатой пуговицей посередине и картонной вставкой для поддержки формы, рычали от возмущения: «Идиоты!», «Западные извращенцы»!

Но такое представление о стилягах, что они, мол, стали выделяться из общей массы советских граждан только одеждой, было бы однобоким.

У стиляг появился особый, «свободолюбивый» стиль жизни, правильнее сказать — они стали открыто радоваться жизни: слушать джаз, целоваться на улице, танцевать буги-вуги… Это, пожалуй, был первый открытый вызов советской ментальности, серости и похожести. Власти всерьез стали опасаться стиляг, ибо «вызов стилем» начал «пробуждать» общество.

Карикатуры на стиляг в советской прессе по частоте и объему стали конкурировать с карикатурами на империалистов.

На Подоле, на Красной площади (ныне Контрактовой), напротив районной доски почета появился стенд сатиры комсомольского прожектора.

Видное место рядом с алкоголиками, тунеядцами и семейно-бытовыми хулиганами заняли карикатуры и «фотообличья» стиляг.

Удивительным, однако, было то, что в подавляющем своем большинстве стилягами «стали» интеллигентные ребята-студенты, молодые специалисты. Они успешно выполняли план, работая за станками и кульманами… Осознавая изъяны и недостатки слишком казарменного существующего строя, они увлеклись джазом («чуждой и тлетворной» музыкой), читали Ремарка и Хемингуэя, балдели от ранних стихов Евтушенко, Вознесенского и Ахмадулиной, которые, кстати, и сами были стилягами. Стилягам стали вредить: писать на работу, забирать в милицию, исключать из ВЛКСМ… Комсомольские патрули резали им брюки, галстуки, портили прически… Грустно и смешно, ведь это были нормальные ребята. Просто они не хотели, чтобы их записывали в патриоты силой! А другой, неофициальный путь в патриоты обществом не одобрялся!

В большинстве своем стиляги не стали антисоветчиками, диссидентами, тунеядцами и пьяницами. Повзрослев и «нагрузившись» семейно-бытовыми проблемами, они сами в 60-е годы «похоронили» свое «стиляжничество», однако нанесли при этом первое тяжелое «ранение» существующему строю.

Поколение «Солнцедара»

Каждому поколению у нас привыкли навешивать ярлыки. Поколение «Пепси», поколение Next…

Для поколения 1960-х «Солнцедар» — вино-образ, знак эпохи застоя.

Главное — выгодное, по карману, что-то около рубля. Впрочем, ностальгическую слезу можно пустить и при упоминании вина киевских студентов «Биомицина» («Біле міцне» — 1,22 руб.), а если неожиданно появились «лишние» деньги — портвейн «Таврический» — 3,27 руб.; «Московская» водка — 2,87 руб.; «Столичная» — 3,07 руб. плюс сырок плавленый за 11 коп. Классика!

Впрочем, и других «чернил», «огнетушителей» и «средств от тараканов» типа «плодово-ягодных», «яблочных крепких», «золотых осеней» и прочего в то время хватало с избытком. Под стать качеству напитков были и места для их употребления: всевозможные буфеты, столовые общепита, магазинчики «Кулинария» и т. д. Но особый уют создавали летние, заросшие диким виноградом, кафе: «Владимирская горка», «Кукушка», «Слоник», буфеты со стойками при входе в парки культуры и отдыха трудящихся.

Не секрет, что и студенты, и молодые специалисты, да и вообще молодежь предпочитала перед посещением танцплощадки слегка «заправиться» упомянутым выше «Солнцедаром» или чем-либо другим. В Пионерском парке, около смотровой площадки с видом на Подол, находилось замечательное летнее кафе с народным названием «Слоник». Такое название кафе получило от фигурки слоника на работающем вблизи заведения фонтане. Это, можно сказать, культовое кафе играло колоссальную роль в жизни молодежи. Оно позволяло оперативно и «культурно» распить принесенную бутылку за столиком, а не в подъезде или на скамейке (кстати, и то, и другое было под усиленным контролем милиции).

Работники кафе обеспечивали стаканами, а в ответ им оставляли пустую посуду. Кстати, для проформы в кафе (через окошко) отпускались какие-то непонятные шницели, но их мало кто брал.

Закусывали принесенными с собой плавлеными сырками и вареной колбасой. Ритм работы кафе был сумасшедшим, здесь не принято было долго засиживаться, так как надо было освобождать места для следующей компании с таким же «набором». Поэтому застольные беседы здесь не велись. За 15—20 минут приняли «дозу» и встали…

После такой вот трапезы путь пролегал к открытой танцплощадке со специфическим народным названием «Жаба», которая имела круглую форму и была огорожена зеленым деревянным частоколом с просветами.

Эта зеленая «Жаба» как бы притаилась в овраге около одной из многочисленных аллей. Во время движения танцующих людей она будто бы «дышала», «двигалась». Предполагаю, что именно поэтому она и получила свое оригинальное название. Аншлаг здесь был постоянно. На крытой сцене «вживую» выступал оркестр. Когда музыканты отдыхали, здесь крутили пластинки с популярными шлягерами тех лет. Интересно, что и в зимнее время танцы в Пионерском парке не прекращались. Они перемещались в крытый и отапливаемый павильон «Червона троянда», который находился недалеко от несуществующего ныне стереокинотеатра «Дніпро». А вот кафе «Слоник» зимой не работало. Поэтому бутылки зачастую распивали в туалетных кабинках «Червоної троянди».

В мире животных

Официально все киевские летние танцплощадки так и назывались, как и везде, очень просто — «танцплощадка». Однако не обделенные чувством юмора киевляне сами придумывали для каждой танцплощадки специфические названия: «Жаба», «Кукушка», «Крокодильчик», а вспомним еще и упомянутое выше кафе «Слоник». И увидим, что это какой-то специфический зоологический юмор. А ведь происхождение каждого названия имело определенные предпосылки. Летняя танцплощадка «Кукушка» была расположена в Первомайском парке на Петровской аллее вблизи так называемых «Кукушкиных дач». В начале прошлого века здесь в густых кустарниках и шалашах, врытых в землю и укрытых дерном, ночевали «босяки» — бездомные люди, прозванные в народе «кукушками». На зиму они переселялись в грязные ночлежки Подола.

А танцплощадку «Кукушка», как и танцплощадку «Жаба», закрыли в начале 1970-х годов. Что касается еще одной киевской летней танцплощадки с зоологическим названием «Крокодильчик», то она успешно функционировала в парке имени Фрунзе на Куреневке до конца 70-х годов прошлого столетия. Затем на ее месте был построен крытый танцевальный павильон «Сучасник», который впоследствии переоборудовали в клуб «Голливуд». А сегодня здесь уже богемное казино Frееdom.

А теперь — дискотека

С появлением первых дискотек рухнула эра танцплощадок с чисто символической ценой входных билетов — 30 копеек. Остались только одни ностальгические воспоминания. Но нынешние пожилые киевляне, чья молодость прошла в те годы, все равно не унывают и продолжают собираться в Гидропарке, где танцуют, танцуют, танцуют…