Впрочем, в Украине сенсацию и не заметили. «Никого из властных структур не заинтересовало наше сообщение», — говорит директор музея-лауреата Дмитрий Шленский, и сардоническая улыбка не скрывает горечи его слов. Ведь эта победа нужна не столько ему и его музею (он и так популярен — скажем, тут побывали чуть ли не все приезжавшие в Киев президенты иностранных держав), сколько имиджу Украины. Между прочим, наша страна впервые была представлена на этом престижнейшем конкурсе, который существует уже четверть века. И то, что инициатива наконец поучаствовать в нем исходила именно от маленького негосударственного музея, — очень символично.


Ведь что такое государственный музей? Это учреждение. С нанятыми государством сотрудниками. С заданными государством целями. И главные из этих целей — хранение державных ценностей и проведение в массы державной политики. Частные же музеи возникали совсем из другого — из желания показать публике свои собрания и коллекции, поделиться с другими людьми своим видением жизни, истории, мироздания, в конце концов.


Так 13 лет назад коллектив единомышленников и создал Музей одной улицы. «Музей-провокацию спрятанных в душе воспоминаний», — как называет его директор Дмитрий Шленский. Коллекцию старинных вещей эти люди собирали на свои деньги, и, кстати, у них 98 процентов экспонатов — подлинники. По мнению приезжавшего в Киев главы Международного европейского форума музеев доктора Патрика Грина, этот музей стал «очень смелым предприятием для Украины в ее нынешнем состоянии».


Еще несколько лет назад был в Киеве, и тоже, кстати, на Подоле, небольшой частный музейчик кукол — старинных и современных, который создала на основе коллекции игрушек своей семьи Ольга Тюрина. Теперь эта коллекция, увы, упакована в ящики — нет помещения, чтобы показывать ее. Хорошо хоть осталась частная галерея «Ляльковий дім» — собрание авторских и коллекционных кукол. Но все равно: большинство посетителей, рассказывают сотрудники галереи, воспринимает «Дім» именно как музей.


Нашли мы в столице и еще одно музейное ЧП (частное предприятие). Это — Выставка восковых фигур. Существует она всего два года, ее создатели — отец и сын Сажины. Отец — Евгений Сажин, известный киевский инженер — был когда-то заместителем министра местной промышленности Украины. Сын — Алексей Сажин — бывший научный сотрудник Музея истории Киева. Идея начать свое музейное дело у них возникла, когда в 1997 году побывали они в Амстердамском музее восковых фигур.


Сколько же частных музеев в Украине? В Министерстве культуры узнать сие не удалось. «Мы их не регистрируем, — сообщила не пожелавшая даже назваться сотрудница отдела музеев, — данные собирают местные управления культуры, но и мы знаем, что есть два-три известных, например, в Одессе». Попытка выяснить, что же это за музеи, какого хотя бы направления, не увенчалась успехом. По телефону нам разъяснили, что в министерстве сейчас некому и некогда заниматься уточнениями, все очень заняты, ибо готовятся к Всемирному дню музеев. Не дал результата и звонок в столичный главк культуры — там тоже ничего не сообщили о частных музеях Киева. Понятно, ведь у столичных культурных чиновников забот еще больше: кроме Дня музеев на носу еще и День города.


Зато планы относительно частных музеев у чиновников культурного ведомства, как выяснилось, есть. Например, создать для них инструкции по учету и хранению ценностей. «Да пусть они со своими ценностями сначала разберутся, — заметил на это один из специалистов-«частников», — а то ведь некоторые картины известнейших живописцев перекочевали почему-то из государственных музеев в… рестораны!»


Обитель муз — вот первоначальное значение слова музей. Дом, где в интерьере старины или современности, картин или допотопных авто, фарфоровых кукол или деревянных прялок живут эти капризные барышни — хранящая людскую память Мнемозина, покровительница истории Клио. Но долго ли протянут сии трепетные создания в атмосфере музея-учреждения? Похоже, они уже сбежали из «государственных храмов», оставив там лишь склад вещей. А хранилище — это всего лишь хранилище, и даже если в нем собраны уникальные ценности, оно интересно только специалистам, а не широкой публике. Знаете, сколько народу бывает в киевских музеях? Полтора миллиона посетителей в год — таковы данные авторов специальной муниципальной программы развития музейного дела в столице. А вот другая цифра, которую привел нам Дмитрий Шленский: в Каирском национальном музее дневная выручка от билетов составляет один миллион долларов! В день, заметьте.


А наши госмузеи, хотя и подняли стоимость билетов до пяти гривен, все плачут над разбитым финансовым корытом. Может, наша украинская публика, а заодно и приезжающие к нам туристы глухи к «преданьям старины глубокой» и прочим музейным прелестям? Но как же тогда выживают музеи частные, да еще умудряются пополнять коллекции? Скажем, создание одной восковой фигуры стоит около трех тысяч долларов. В собрании Сажиных таких фигур уже 48. На какие деньги? Выручка от билетов, объяснил менеджер музея Олег Гринченко. А билет тут стоит 6 гривен для взрослых и 3 — для детей. В Музее одной улицы цена за вход — вообще две гривни. И живут, пользуются популярностью.


Кстати сказать, коммерческая деятельность украинским музеям, и частным тоже, не дозволена законом. Между тем тезис ЮНЕСКО гласит: «Более чем желательно, чтобы при музеях находились кафе и рестораны, которые будут содержать их». Это записано в документы ООН еще в 1958 году. У Петербургского дома-музея Пушкина на Мойке есть, например, своя гостиница, свое издательство. Нашим же — ни-ни.


Саратовский губернатор Дмитрий Аяцков три дня назад сделал интересное заявление: настало время часть государственных музеев передать в частные руки. Это, по его мнению, и музеи спасет от нищеты, и позволит стимулировать развитие туризма. В России, кстати, частных музеев очень много. В одной лишь Москве их 170 (для сравнения: в телефонном справочнике Киева всех музеев столицы меньше шестидесяти).


«Идеал музея — частный музей, — таково мнение главного хранителя Национального художественного музея Белоруссии Николая Пограновского.


Украине переход госмузеев к частному идеалу пока не грозит. Приватизация сих учреждений запрещена законом. И все же — только частная инициатива, те самые ЧП и просто энтузиасты смогут оживить и возродить музейную жизнь Украины.


Поскольку у нас мало кто обращает внимание на общеевропейские культурные процессы, остался незамеченным тот феномен, что наши энтузиасты-частники, по сути, предвосхитили глобальный процесс музейных метаморфоз.


В конце 90-х известнейший специалист и признанный законодатель музейного дела Кеннет Хатсон, проанализировав тенденции в этой сфере культуры, сделал неожиданный прогноз: наступает эра общественных музеев. А большие «храмы муз» перестанут пользоваться популярностью.


И в ближайшие 10—15 лет, писал он, очень многие из них прекратят борьбу за существование и просто закроются. Людям станут более нужны маленькие специализированные музеи, которые можно осмотреть и воспринять за одно посещение.


Хатсон прогнозировал бум экспериментальных общественных музеев, которые будут создаваться и обслуживаться волонтерами. Многие такие музеи станут своеобразными клубами.


Таково европейское видение музейного будущего.