почтенных дам с напольными весами и художников, рисующих в будни и праздники. Кстати, о художниках. Не знаю, что называть киевским Арбатом. По идее, таковым можно считать Андреевский спуск. Там торгуют всяческими, вполне арбатскими сувенирами — от шапок-ушанок до фотографий братьев Кличко с их личными автографами. Купить тут можно и редкие литографиии позапрошлого века, и книги на мёртвом уже языке идишь, и тысячи самых разных нужных и не нужных, ценных и не очень вещей, сувениров и еще бог знает чего. Андреевский спуск — такая же легенда Киева, как московский Арбат, поэтому говорить о нём можно бесконечно долго. Всем желающим прослыть киевоведами и андреевоспусковедами советую заглянуть в «Музей одной улицы» на том же Андреевском спуске.
Там, помимо всего прочего, господа эротоманы и литературоведы могут узреть примечательную картинку: голую  Маргариту из романа «Мастер и Маргарита» верхом на метле. Точнее говоря, ее прототип: киевскую ведьму, летящую на шабаш на Лысой горе. Якобы, увидел маленький житель Андреевского спуска Миша Булгаков эту картинку и мгновенно в его голове родился образ продавшей душу дьяволу красавицы, по имени Маргарита. Но это, впрочем, легенда, литературоведами не подтверждаемая.
Так же киевским Арбатом можно назвать Крещатик. По выходным он закрывается для машин, сюда приходят десятки самых различных вполне арбатских обитателей — от уличных музыкантов до сказителей анекдотов. Но, вместе с тем, Арбатом можно назвать и Майдан Незалежности — здесь по вечерам собирается киевская молодежь: те, кто любит на скейте покататься, на гитаре поиграть, местные панки, хиппи, поклонники Виктора Цоя и многие другие. В общем, центр Киева временами бывает одним сплошным Арбатом, что не может не радовать.
Хотя лично мне в этом городе нравиться не Крещатик, а Подол — это такой район. Попасть с Крещатика сюда можно или на автобусе (что не интересно) или через Софиевскую площадь на фуникулёре (что более интересно). Софиевская площадь, по своему, весьма примечательное место. Здесь друг на друга через памятник Богдану Хмельницкому смотрят Софиевский собор (который считает своей святыней Украинская православная церковь Московского патриархата) и Михайловский монастырь (центр Украинской православной церкви Киевского патриархата). У Софии экскурсоводы вам расскажут о «дружбе славянских народов», у Михайловского монастыря — про «боротьбу з москальской інтеграцією в межах нашої батьківщини». Там же, у монастыря, находится крест, поставленный в память трёх миллионов человек, погибших во время «Голодомора» — страшного голода 1932-33 годов.
Площадь обрамляют здание СБУ (службы безопасности Украины), где при Советской власти было управление КГБ, при немцах — отдел Гестапо, и громадное здание Министерства иностранных дел. В нём, в здании, находится маленькая столовка, доступная для всех. Столовка совершенно советская — и по ценам, и по сервису. Вообще, всем, кто изучает историю Советского Союза непростительно не побывать в Киеве. Только здесь кое-где сохранились островки советского общепита в своем, так сказать, в первозданном виде. Самый известный такой уголок находится внизу киевского дома профсоюзов, на Майдане Незалежности (его киевляне называют просто: «Майданом» или «Мотей» — но это уж совсем фамильярность, приличествующая только коренным жителям города). Здесь вы можете откушать «биточки по селянски», узнать что такое советский сервис и советское хамство – всё это по баснословно низким ценам. Терпят всю эту радость обычно из-за этих же самых цен, а столуются здесь командировочные из различных регионов Украины. Сидеть за местными столиками очень интересно языковедам: столько говоров со всей необьятной Украины нигде в одном месте не услышишь. Тут и одесситы бывают, и дончане, и щирие западэнцi из Львова.
Да, насчет языков. В Киеве вы не сразу привыкните к странному двуязычию. Все надписи здесь (за редким исключением) на “державной мове”, но говорят все по русски (однако, вас быстро разоблачат как пришельца из России, главным образом, по вашему совсем не местному произношению буквы “г” и тому что вы говорите “на Украине”, а не “в Украине”). Разве что порой в метро, да вдалеке от центра хоть кто-то говорит по украински или, чаще, на «суржике» (в частности, на Троещине и районе с непоэтическим названием Совки (ударение делают иногда на первом, иногда на втором слоге) «суржик» самый замысловатый). Несколько лет назад на улице вообще нельзя было услышать украинскую речь – говорили лишь матёрые патриоты и то из принципа. Исключением являлся лишь пятачок возле Почтампта: там расположено то же, что в Москве у Музея Ленина, но только с националистическим уклоном. Тут говорят по украински, продают украинскую символику, книжки про засилье жидов и кацапов и пособия по “Боевому гопаку”. Однако, в отличие от московского аналога, с недавних пор (после бурных схваток местных обитателей с киевской мэрией и “ментами-запроданцами”) здесь можно найти и интересные книжки по истории Украины. Кроме того, можно купить фильмы на украинском и русском языках (Параджанова, например) и кассеты с записью украинской музыки. Всевозможные записи, всё, кроме Верки Сердючки – он (она), как вы сами понимаете, враг украинского народа.
Двойственность города Киев проявляется даже в местной кухне. В городе полно самых разнообразных кафе и забегаловок (больше их по-моему, только интернет-кафе). Посидеть есть где (Москвичи! Если хотите немного ощутить себя в Киеве, сходите в кафе “Крещатик” на Старом Арбате – дизайн его содран со “Старого Киева”). При этом ресторанов с чисто украинской кухней, наверное, меньше чем в Москве. Зато вас приятно удивят китайские рестораны, где в меню есть народные китайские блюда “борщ с пампушками” и “вареники с вишней”.
Москва, как и Нью-Йорк, город, который никогда не спит. Киев – город, который спит всегда, даже днём. Поэтому это место понравится тем, кто любит шлятся без дела по улицам, рассматривать здания и приставать к девушкам. Любителям праздных прогулок рекомедую Печерск. Там, рядом с Верховной радой находится парк, чуть подальше — Киево-Печерская лавра. В лавру можно попасть за деньги (если в вас квартирует совесть) и на халяву (если совесть в вас не квартирует) – достаточно соврать местной тётеньке, что вы – бедный студент, идущий в историческую библиотеку, находящуюся на территории лавры. Тётенька вам трогательно поверит. Между делом: можете записаться в эту библиотеку и получить “читацький квиток”. Правда, читать там ничего не стоит: библиотечные фонды не обновлялись, наверное, со времен Брежнева. Хотя отдельные новинки есть, и весьма любопытные.
Как верно замечал Гоголь, “чуден Днепр при ясной погоде”. Действительно чуден, но купаться где не поподя не советую: экология в оном водоёме хреновая. Поезжайте в Гидропарк – там можете плавать, сколько душе угодно.
Молодёжь киевская любит зажигать в различных клубах, коих здесь тоже до фига, и на экзотических дискотеках. Одна из них открывается каждую субботу в поземном городе на Крещатике недалеко от крытого Бессарабского рынка – единственное место в центре города, где водятся бомжи. Они, кстати, все украиноязычные пришельцы с запада Украины, и поэтому служат немым и очень вонючим укором местной патриотической интеллигенции.
По неопытности, некоторые несознательные российские граждане пытаются попасть в номера гостиницы “Украина” (она в путеводителях на самом видном месте, почему-то): этого делать не стоит. Слишком дорого, а дешевые гостиницы в Киеве встречаются — всё еще встречаются, потому что с любой дешевизной киевские власти ведут тихую, но последовательную борьбу. Дурной пример Москвы заразителен. Кроме того, на вокзале (он в Киеве один) полно всяких старушек, предлагающих ночлег на ночь. Можете к ним обратиться, хотя учитывайте, что можно и влететь крупно. Если какая-нибудь старушенция обьявит вам, что готова предложить на один день квартиру, в обмен на ваш паспорт на один, опять-таки, день, смело посылайте ее на фиг. Может паспорт заныкать. При этом, преступность в центре города никакая. Единственная неприятность – киевские болельщики. Поживете здесь неделю – возможно, а месяц – на сто процентов вероятно, выучите их боевой клич: “Наши флаги бело-голубые, мы болеем за Динамо “Киев””. Динамовцы – народ буйный, как-то раз разбили стекла в киевской синагоге, чему киевская пресса страшно ужасалась.
Прошли времена, когда россиянин с шестью тысячами рублей считался на Украине миллионером. Зарплаты и цены в Киеве сравнимы с московскими: если тут и дешевле, то не намного. Но если хотите праздно провести время, ни о чём не думая и ничего не делая, то отдыхайте здесь.
Вот, собственно говоря, оно и всё.