Крещатик — легендарная улица, воплощение неповторимой красоты нашего города. Она — один из символов Киева, без которых представить столицу Украины нельзя.

Во времена Киевской Руси тут был покрытый дремучим лесом глубокий яр. В густых зарослях развешивали перевесы — сетки для ловли птиц, поэтому эту местность и стали называть Перевесищем. Здесь пересекались пути из Верхнего города (в границах которого, собственно, и умещался тогдашний Киев) в загородные поместья киевских князей на Зверинце и в селе Берестовом, где в 70-е годы XI века возник Киево-Печерский монастырь. От «перекрестка» и происходит название Крещатик. Улица сравнительно молода. Её основательная застройка началась лишь в 30-х годах XIX века. Но уже через несколько десятилетий Крещатик становится истинным центром Киева, соединив в единое целое три исторические его части: Верхний город, Печерск и Подол. Чиновника здесь привлекала Дума — выборный орган городского управления, удачливого предпринимателя — многочисленные конторы банков и промышленных обществ, праздного молодого человека — ресторации и кофейни, а для модниц здесь было настоящее раздолье — глаза разбегались от выставленных в витринах нарядов «прямо из Парижа» и «скромных» безделушек в ювелирном магазине Маршака на углу Трехсвятительской улицы.

Крещатик. Начало XX века

Новые времена принесли иные традиции. Был период в истории Крещатика, когда пытались предать забвению не только его неповторимый дух, но и самое имя. Новаторские 1920-е годы превратили Крещатик в улицу Воровского. Во время оккупации немцы назвали его «Эйхгорн-штрассе».

Но, вероятно, в самом названии центральной улицы заключена некая необъяснимая сила, не позволяющая забыть легендарное слово. Крещатик щедр. Он делится своим именем, превращая его в почти нарицательное. Ассортимент «крещатиков» велик: от торта и мороженого до мебельного гарнитура. И было бы странно, если б станция метро, расположенная под главной магистралью Киева, называлась как-то иначе.

Станция метро «Крещатик» — одна из первых пяти, открывшихся 50 лет назад. Именно здесь 6 ноября 1960 года состоялась торжественная церемония по случаю открытия первой очереди Киевского метрополитена. Согласно протоколу того времени, на митинге присутствовали руководители Компартии и Правительства Украины. Первый секретарь ЦК КПУ Н. Подгорный перерезал традиционную красную ленту — и поезд отправился в путь. Можно сегодня иронизировать по поводу «торжественности момента» и нюансов официальной части. Но припомним недавние торжества по тому же случаю — разве внешняя их сторона отличается от варианта 1960 года? Главное не в том. Для киевлян этот день действительно стал настоящим праздником. Для одних — как завершение многолетнего напряженного труда, для остальных — как возможность быстро и комфортно перемещаться по городу.

Строительство метро

Постройка наземного вестибюля станции метро Крещатик

Особое внимание при возведении станций метрополитена уделялось их архитектурно-художественному решению. В 1952 году был объявлен первый конкурс проектов, в 1958-м — второй, всесоюзный. Из 82 предложенных разработок отобрали шесть. Они и легли в основу дальнейшей работы над архитектурой станций. Авторами утвержденного проекта «Крещатика» была группа зодчих: А. Добровольский, Н. Коломиец, В. Елизаров, Г. Гранаткин, И. Масленников, С. Крушинский, Ю. Кисличенко при участии Ф. Зарембы и Н. Щукиной. Как заметил один из проектировщиков, оформление станции производилось в рамках идейно-художественной темы «Украина — национальная по форме и социалистическая по смыслу». Для придания большей идейной выразительности проекту торцевую стену среднего зала украсили Гербом УССР. Но при строительстве выхода в сторону Институтской эта стена была разобрана, герб снят, и оформление станции утратило главный признак изначальной «идейности». Сегодня станция «Крещатик», пожалуй, самая «украинская» из всех. Она напоминает просторную чисто выбеленную комнату, украшенную яркими коврами. На пилонах подземного вестибюля — декоративные панно из керамических и майоликовых плиток по мотивам народных орнаментов. Их автор — художник О. Гудзинская. Яркий разноцветный узор настенных «ковров» пронизан солнечным светом, их серебристый оттенок — это днепровская вода, золотой — нива спелой пшеницы, густой синий — бездонное украинское небо.

Верхняя часть стены подземного вестибюля украшена декоративным карнизом из анодированного под золото алюминия. На нем изображен початок кукурузы — самый характерный символ всенародного благосостояния на одной шестой земной тверди в 60-х годах XX века. За «золотым» карнизом спрятаны светильники, и это создает эффект мягкого освещения.

Академик архитектуры В. Заболотный не скрывал своего восхищения, впервые побывав на станции «Крещатик»: «Она, как прекрасная девушка, принарядившаяся к свадьбе».

Сегодня станция имеет два основных выхода. Один из них можно назвать парадным. Из него попадаем прямо на Крещатик. Художественное решение эскалаторного и кассового залов продолжает тематику подземной части. Сам наземный вестибюль удачно вписан в здание некогда самого посещаемого ресторана «Метро», превратившегося теперь в очередной «Макдональдс». Станция воспринимается нами как неотъемлемая часть самой знаменитой киевской улицы, внешний облик которой складывался десятилетиями. К сожалению, застройка Крещатика конца XIX — начала XX века сохранилась до наших дней лишь частично. Большинство зданий погибло в годы второй мировой войны. Один из очевидцев сентябрьской трагедии 1941 года архитектор В. Чепелик вспоминал: «24 сентября мы с матерью вышли на Крещатик… В центре города размещались немецкие войска. Гостиницу на углу Прорезной заполнили солдаты и офицеры… Мы шли Большой Васильковской, когда почувствовали, как вдруг содрогнулась земля. Небо потемнело. Взрывы загремели там, где мы были полчаса тому назад. Дома на Крещатике взлетали в воздух. Люди бежали в панике. В небо поднимались высокие столбы дыма, запылал огонь. Спасать центр было нечем — пожарные машины вывезли, воды нет. Попытки подать воду из Днепра были неудачными…». Пожар, вызванный взрывами, длился почти неделю, превратив цветущую улицу в сплошные руины.

Взрыв и пожар на Крещатике. Сентябрь 1941 года

До сих пор не утихают споры о том, кто учинил подобное варварство. Советская пропаганда списывала все на зверства оккупантов. Но в дневнике А. Довженко читаем: «Я расспрашивал многих людей и узнал, что не немцы уничтожили центр нашей вечной столицы, а мы сами. Наши дурачки перевыполнили программу и в этот раз, оставшись верными своему стилю безотцовщин дурноголовых… Это мы напугали немцев, взорвав несколько десятков фашистских офицеров вместе с нашими обывателями, что не бралось, конечно, в расчет. Но я про это никому не скажу, потому что нужно говорить, что разрушили наш прекрасный милый Киев фашистские нелюди…»

Центр Киева превратился в пустыню. И в 1943 году освободителям пришлось начать расчистку руин, сотворенных собственными руками. В июне 1944-го был объявлен конкурс на создание проекта обновленного Крещатика. Предлагаемые разработки поражали своими масштабами: от сооружения аркады вдоль всей улицы до установки многометровой фигуры И. Сталина в её начале. Рассмотрение проектов продолжалось несколько лет и зашло в тупик. В 1948 году волевым решением разработку окончательного варианта застройки поручили группе архитектора А. Власова. В ее состав входили A. Добровольский, А. Малиновский, В. Елизаров, Б. Приймак, А. Заваров. Вскоре руководитель проекта возвратился в Москву и группу возглавил Анатолий Добровольский, один из ярчайших киевских зодчих послевоенного времени. Именно ему принадлежит оригинальная идея использования при застройке Крещатика традиций украинской национальной архитектуры. Время показало, что идея была верной. Добровольский и его единомышленники сотворили на главной улице города настоящее чудо. Разноцветие керамической отделки зданий, причудливые изгибы фронтонов, островерхие башенки — все это создает неповторимое настроение. В 1963 году на станции «Крещатик» появился еще один выход. Поднявшись первым эскалатором и пройдя через промежуточный вестибюль, можно оказаться в одном из красивейших уголков Киева — на улице Архитектора Городецкого. Сто с небольшим лет назад этот район был частью обширной усадьбы наследников профессора Киевского университета Ф. Меринга — личности в свое время знаменитейшей. Он имел на юге Российской империи обширную врачебную практику и считался светилом в своей области. По свидетельству современников, среди его пациентов часто встречались коммерсанты-евреи небольшого достатка, которые вместо платы подсказывали врачу выгодные сделки. Руководствуясь их советами, доктор покупал недвижимость.

После смерти Ф. Меринга его сыновья продали усадьбу Киевскому домостроительному обществу. За короткий срок здесь были проложены улицы Новая (Станиславского), Меринговская (Заньковецкой), Николаевская (Архитектора Городецкого), Ольгинская, а также Николаевская площадь (пл. И.Франко).

Второй эскалатор выведет нас на улицу Институтскую, получившую свое название от располагавшегося здесь когда-то Института благородных девиц — учебного заведения для девушек из дворянских семей. Это величественное здание в стиле классицизма сохранилось до наших дней. Его автор — известный архитектор B. Беретти, построивший и Киевский университет. Большинство киевлян здание Института благородных девиц знают как Дворец промкооперации, ставший потом Жовтневым (Октябрьским) дворцом и теперь носящий довольно неудобоваримое название — Международный центр культуры и искусств.