А ПО МОРДЕ?

В конце XIX века на страницах местной прессы стали появляться небольшие, но увлекательные рассказы, подписанные псевдонимами Заратустра, Теплов, Поспелов, Алеко, А. К. Таинственным автором был Александр Куприн, начинавший свою писательскую деятельность именно в городе над Днепром. Первое его значительное произведение так и называлось — «Киевские типы».

То, что Куприн человек принципиальный, было известно всем. Но февральское 1898 года происшествие в театре, расположенном на углу Крещатика и улицы Лютеранской, вызвало у городской общественности глубокий шок. В те дни газета «Киевское слово» под заголовком «Возмутительная выходка» поместила такое сообщение: «Третьего дня, вечером, в опереточном театре во время представления оперетки «М-те Сан-Жен» имел место следующий случай, лишний раз красноречиво говорящий о том, до каких безобразий может дойти наш так называемый интеллигент. Шло третье действие. Представитель товарищества Чаров сидел на дирижерском стуле, управляя оркестром. Вдруг открывается дверь, и в залу, тихо подкрадываясь, входит какой-то молодой человек, который почти на цыпочках вошел в ложу, впереди которой и сидел махавший дирижерской палочкой Чаров. Молодой человек, подойдя к Чарову, толкнул его в бок, и когда последний обернулся, тот ударил его кулаком по голове… Буян был тотчас же подхвачен полицейскими и оказался небезызвестным в Киеве А. И. Куприным (беллетрист, пишущий недурно рассказы). Чаров был до того огорошен всем случившимся, что сейчас же удалился из театра…»

Это лишь фрагмент большой статьи о «возмутительной выходке», после которой, по словам репортера, «замешательство публики не поддавалось описанию». Говорили, что Куприн таким образом отомстил Чарову за то, что тот сдал его намедни в полицию якобы «за вольности по отношению к хористкам».

«БЕЗУМНЫЙ АРХИТЕКТОР»

Под такой «шапкой» 2 февраля 1896 года вышли многие городские газеты. Речь шла о зодчем Карле Шимане, авторе знаменитого дома Сироткина (угол Владимирской и Прорезной), на внешнее оформление которого ушло средств больше, чем на постройку самого здания, в результате чего хозяин дома разорился. Чем еще отличился архитектор? Проходя в хорошем настроении по улице Безаковской, он встретил привлекательную «мещанку с пятилетним ребенком». Преисполненный добрыми чувствами, Карл Фридрихович начал укрывать женщину своей шинелью (возможно, стояли лютые морозы), но дама не оценила благих намерений и подняла крик, призывая на помощь полицию. Городовые не замедлили явиться и потащили нарушителя спокойствия в «кутузку». Архитектор обладал крепким здоровьем и, как мог, вырывался из «объятий», защищая свою неприкосновенность с таким отчаянием, что пришлось вызывать подкрепление.

ВРУБЕЛЬ И ЗЕЛЕНЫЙ НОС

Биографы Михаила Врубеля рассказывают, что, пребывая в Москве, художник однажды выкрасил в зеленый цвет свой нос и пошел прогуляться по белокаменной. При этом он заходил в магазины, беседовал с прохожими, пользовался общественным транспортом. Как-то в Киеве Михаил Александрович с печальным видом ходил по знакомым, чтобы взять в долг денег на похороны отца, а потом уехал. Через некоторое время в Киев приезжает… отец, чтобы «проведать Мишу». Немая сцена. «И до чего дожил Михаил с его талантами! Способов к существованию совсем нет… В кармане лишь 5 копеек. Больно и горько до слез», — сокрушался отец. Следует заметить, что за росписи в Софийском соборе и Кирилловской церкви Врубель получил 2200 рублей (сумма по тем временам солидная), а в начале 90-х Морозовы выплатили художнику гонорар — 5000 рублей, но в течение одной ночи эти деньги были растрачены.

ЛУЧШИЙ НАТУРЩИК — СЕРЫЙ ВОЛК

В конце 80-х годов прошлого века с наступлением сумерек на улицах Старого города можно было часто встретить Виктора Михайловича Васнецова в сопровождении двух дюжих мужиков, которые вели на поводке огромного лесного волка. Люди с интересом наблюдали за дивной процессией, пока все действующие лица не исчезали за дверьми васнецовского дома. В 1889 году на очередной выставке изобразительного искусства демонстрировалась новая картина великого живописца «Иван-царевич и Василиса Прекрасная на Сером волке». Эффект был впечатляющий! А те, кто наблюдал вечерние сцены на Владимирской, без труда узнали на полотне старого четвероногого знакомого.

ВМЕСТО БАШКИРСКОЙ РЕКИ — ДНЕПР

Любопытна и история «Портрета дочери», написанного Михаилом Нестеровым, известного больше под названием «Амазонка» (1906 г.). Художник рисовал свою дочь Ольгу в костюме для верховой езды в окрестностях Уфы, на фоне речки Белой. В связи с переездом в Киев работа была приостановлена. И вот праздно гуляющие киевляне на верхней террасе Царского сада имели возможность созерцать интересную картину: солидная, средних лет женщина в облачении амазонки (в черном длинном платье, сапогах и с плетью в руке) старательно позировала художнику. В роли амазонки на сей раз выступала супруга Нестерова, а башкирскую речку Белую с успехом заменила синяя полоска Днепра. На выставке 1907 года картина была приобретена Русским музеем и увезена в Петербург, но мало кто из почитателей таланта Нестерова знал, да и теперь знает, что на экзотическом полотне навечно запечатлен кусочек киевского неба.