Пребывая в Киеве, Александра Петровна составила духовное завещание. Его первый вариант датирован мартом 1889 года, когда Покровская обитель еше только создавалась. Он содержит краткие распоряжения по поводу судьбы нового монастыря (при этом выражено желание, «чтобы в сию обитель никогда не была назначаема игуменья и чтобы всегда начальствующее и правящее лицо именовалось наместницею»), по проведению будущих похорон завещательницы. Больше всего параграфов этого документа посвящено распределению ценных вещей и икон после смерти Великой княгини.


Но в июле 1895 года основательница Покровского монастыря подписала второй вариант завещания. Здесь о мирских сокровищах сказано одной фразой: «Ценные вещи я все раздала при жизни“. Зато содержатся подробные напутствия родным и близким, монахиням и всем, кто был связан с многочисленными благотворительными учреждениями, основанными Александрой Петровной в Киеве и Петербурге.


К тому времени обитель Великой княгини в Киеве давно уже действовала. Духовные власти все же склонили Александру Петровну к тому, чтобы здесь, как и в других женских монастырях, была игуменья. И теперь завещание гласило: «Строгое общежительное начало да будет всегдашним достоянием Покровской обители. Чтение неусыпаемого псалтыря да будет непременным правилом обители. Игуменья да правит сестер любовью и поучает их собственным примером сердоболия и трудолюбия. Игуменья всегда и во всем все разделяет с сестрами. Сестры должны избегать роскоши и соблюдать тщательную чистоту. Трапеза должна быть общая, лишь для болящих изготовляется пища по назначению врачей. Все сестры должны стараться послушанием и смирением быть достойными больничного послушания, так как прочие монастырские послушания проходят сестры как искус до назначения их в лечебницу и больницу. Больница, лечебница, аптека и странноприимная да будет всегдашним занятием сестер. Вообще же смиреннейше прошу, чтобы после моей смерти в моей обители ни в чем бы не отступали от заведенных мною правил». Главное же правило, изложенное в обоих вариантах завещания, звучало так: «Смиреннейше прошу и заповедую, чтобы в моей Киевской Покровской Обители… непрестанно памятовали* что вера без дел мертва, что разум кичит, а только любовь созидает, и что посему во всем и во всех случаях надлежит руководствоваться любовью и милосердием».


Сама августейшая основательница подавала пример милосердной деятельности, ухаживая за бедными пациентами монастырской больницы как простая санитарка. И вот уже сто лет из поколения в поколение передается память о ней и о ее заветах.