В последние годы при участии специалиста — историка-архивиста, была существенно активизирована работа по комплектованию архива заповедника. В результате за последние два года архив заповедника пополнился несколькими большими архивами личного происхождения: например, семейные фонды: Билич-Лещинских (фондообразователем была талантливая киевская поэтесса — Лада Билыч, чье творчество пришлось на кон.1980-х-2004гг.); Колосовых-Водолажских (среди которых была ученый-языковед, которая собрала большую коллекцию автографов известных научных работников и писателей); большой фонд (с коллекцией фотографий мест погребений выдающихся киевлян) некрополеведа-любителя С.М. Даниленко, помощника известного некрополеведа Л.А. Проценко, и пр. Кроме того, многие семьи киевлян, которые вложили весомый вклад в развитие всех областей культуры, науки и жизнеобеспечения города (или были участниками исторических событий), передали в архив заповедника документы (большей частью копии, ценность которых повышается в связи с отсутствием в государственных архивах оригиналов), которые касаются биографий и деятельности лиц, похороненных на Лукьяновском гражданском кладбище и их родственников. Все они требуют научно-технической обработки и учета, который может быть налажен посредством утверждения «Положения об архивном подразделении (архиве) ГИМЛЗ» и внедрения подготовленных методических рекомендаций по работе с документами архивно-мемориального фонда Лукьяновского заповедника001 .


Еще несколько больших фондов, которые хранятся в семьях (в частных архивах), были переданы к заповеднику временно: для снятия с них копий (преимущественно, в электронном виде). Например: родственный фонд Каменцових-Кентршинских (дворян, потомков члена Киевской судебной палаты и, в соответствии с семейным преданием, – опального польского графа); материалы фонда Русаковых-Цытриных потомственных научных работников, в домашнем архиве которых сохранились весьма интересные документы. Учитывая то, что особо ценные документы требуют обязательного страхового копирования и систематизации, в архиве заповедника начато структурирование этой информации в электронном виде путем создания базы данных на основе иерархической БД «Мысленное древо» (разработка Института памятникоохранных исследований).


В русле основной концепции формирования архивно-мемориального фонда заповедника, наряду с концентрацией в архиве личных, семейных и родовых фондов, поощряется написание фондодержателями/фондовладельцами коротких сведений о лицах, документы которых передаются заповеднику, запись семейных преданий и рассказ о фактах, которые в данное время уже не могут быть подтверждены документально в связи с утратой документов. В этих коротких сведениях (основанных на уточняющих вопросах) обязательно проставляется дата написания, фамилия и адрес того, кто предоставляет сведения, его родственные отношения с лицами, документы которых переданы в архив заповедника, и его подпись. Указанные сведения приобщаются на правах единицы хранения к соответствующим фондам. Тем самим актуализируется метод получения ретроспективной информации (подобный интервью с очевидцами и участниками событий), и накапливается источниковедческая база для будущих исторических исследований, основанных на критико-сравнительном анализе исторических фактов и их отображении в сознании человека.


Следующее далее повествование основано именно на таких отрывочных воспоминаниях матери Лады Билыч – Аллы Михайловны Лещинской и материалах еще не упорядоченного литературного архива Клавдии Михайловны Билич002 .


Памяти Поэта. Публикация каждого сборника стихотворений Клавдии Михайловны, становилась значительным событием в литературной жизни Киева003 . Ее безусловный талант: сохранить впечатление: «чтоб застывали, как бабочки в янтаре, те дни, то время, которое только кажется, что ушло»004 признавали не только друзья и собратья по клубу поэзии «Родник». Поэтический дар, глубокую мысль, предельную искренность, присущие поэзии Лады Билыч, отмечали и известный петербургский поэт Андрей Лядов, и даже такой корифей русской поэзии, как Александр Семенович Кушнер005 .


Истоки ее вдохновения находим как в особенном духе Города, что было обозначено и в ее стихотворениях:


«Для двух орфеев из столицы мглистой


Невесты здесь отыщутся… И вот,


Один, колдунью, солнце акмеистов,


Другой – подругу-нищенку возьмет.


О Киев! Ты – питомник русских муз» 006 ,


так и в ближайшем окружении Лады – ее семье.


Клавдия Михайловна родилась в семье богатой литературными традициями. Еще в 1920-30-х гг. в доме дедушки007 — провизора и владельца нескольких аптек с отделами парфюмерии и мастерскими оптики — Михаила Семеновича Лещинского существовал, своего рода, литературный салон. Три дочери на выданье, славившиеся своей красотой, умом и обаянием, вдохновляли молодых литераторов и актеров на творческие поиски.


В доме у Лещинских часто бывали: Алексей Иванович Полторацкий008 , писатель и журналист, редактор009 харьковского журнала футуристов «Нова генерац?я”; будущий кинодраматург Алексей Яковлевич Каплер; выступал известнейший в то время чтец-декламатор Владимир Николаевич Яхонтов. Был завсегдатаем литературных вечеров один из организаторов Ассоциации панфутуристов010 украинский поэт и писатель Гео Шкурупий011 . Избрав своей музой среднюю из сестер — Инну Михайловну012 – Гео посвятил ей несколько сборников своих стихотворений. Книги с посвящением и дарственными надписями хранятся в семейном архиве Лещинских. Часто бывал на вечерах в доме Лещинских и его собрат по перу Олекса Влызько.


Все три сестры получили отличное образование, в совершенстве знали несколько языков, что весьма пригодилось им в жизни. Так, старшая сестра – Валентина Михайловна — стала педагогом, кандидатом педагогических наук, заведующей кафедрой романо-германских языков Киевского университета и автором учебника немецкого языка для вузов. Кроме того, она весьма удачно перевела на русский язык популярное в медицинских кругах пособие для психиатров «Акцентуированная личность» К. Леонгарда. В свободное же время, по воспоминаниям родственников, В.М. отлично играла на фортепиано и легко писала стихи; привила своей дочери глубокий интерес к литературе и музыке.


Вторая сестра – уже упомянутая, Инна Михайловна – долгие годы была референтом Торговой палаты в Москве и Болгарии и женой известного московского режиссера Андрея Васильевича Винницкого.


Младшая из сестер Лещинских – Алла Михайловна стала педагогом- преподавателем иностранных языков, матерью, а теперь уже – составителем сборников стихотворений Лады Билыч.


Приближаясь к собственному столетнему юбилею, за последние два года Алла Михайловна подготовила к публикации два посмертных издания отдельных сборников Лады013 , а также публикацию подборки из ранее неопубликованных стихотворений014 .


Эта удивительная женщина была всю жизнь понимающим другом для своей дочери, которая, как все творческие личности, обладала тонким мировосприятием и, как следствие, – сложной женской судьбой. Врожденная деликатность и уважительное отношение к личности, неизбывное желание распознать в человеке его лучшие черты, все эти – присущие Алле Михайловне качества, (увы, так редко, встречающиеся ныне!) очаровывают при знакомстве с ней. Встреча с таким «солнечным» человеком производила неизгладимое впечатление на многочисленных друзей и знакомых Лады015 .


На презентации сборника стихотворений Лады Билыч, вышедшего в этом году016 , ее мать произнесла вступительную речь, в которой были довольно содержательные комментарии к нескольким стихотворениям, продемонстрировав тем самым великолепную память и живой ум, не часто встречающиеся у людей в столь преклонном возрасте.


Родилась 14 января 1949 года и жила почти четверть века Клавдия Михайловна на Андреевском спуске во флигеле дома No34017 . Не случайно, ряд ее произведений посвящен этому замечательному уголку Киева; даже второй сборник стихотворений был так и назван «Андреевский спуск»018 , а на обложке последнего вышедшего сборника стихов Лады – изображение «отчего дома»019 .


В последние же годы жизни Лада жила неподалеку от киевского вокзала в доме на углу улиц Саксаганского и Толстого. И это соседство отразилось в ее творчестве:


«Поэт, предпочитай вокзалы, –


Они ничейны и – твои…..


…А ты гляди, гляди, поэт,


На эти вечные скитанья,


Гляди, как жалко хороши


Транзитность эта и поспешность,


Когда сквозь них – надежда, нежность


И неприкаянность души…»


Там и сейчас живет ее старушка-мать с вечно молодой душой, и на столе ее, рядом с портретом дочери, всегда стоят живые цветы – это люди – поклонники таланта дочери спешат отдать дань памяти светлого человека с тонкой душой.


Такое впечатление, что в стихотворениях своих Лада, за тот сравнительно небольшой срок активного творчества, который жизнь отпустила ей, сумела в сконцентрированном виде отразить весь мир, окружавший ее. «И все души моей порывы находят отклик у тебя».


Уверена, что. познакомившись поближе со сборниками стихотворений поэтессы020 , многие найдут мотивы, созвучные струнам своей души, и, быть может, появятся люди, возможности которых позволят осуществить издание «Избранного» Лады Билыч.


И пусть прошло только два с половиной года со дня смерти Лады Билыч021 , но масштаб ее таланта, позволяет безоговорочно инициировать увековечивание ее памяти как путем взятия места захоронения022 под охрану государства023 , так и установлением мемориальной доски на доме, где родилась и росла замечательная киевская поэтесса. Установка мемориальной доски на здании по Андреевскому спуску, 34 и придание, в связи с этим дому статуса объекта историко-культурного наследия, как нельзя актуально именно сейчас, когда на участок земли по этому адресу посягают застройщики024 .


И напоследок, хотелось бы предоставить слово Поэту:
На добрую память025


«Послушайте, еще меня любите…»


М. Цветаева


Мы все в этом мире немножко родня


а солнце– в зените, и валит за полдень.


Спасибо тому, кто запомнил меня,


кто клеточку памяти мною заполнил.


 


Любви не прошу (да могу ли просить?),


уже мне не страшно и быть нелюбимой,


а страшно – развеяться по миру дымом,


ни платьев, ни имени в нем не носить.


 


Охота запомниться бродит во мне:


не песней, так эхом от песни удачной,


веселой толстушкой на просеке дачной,


унылой пичугой в больничном окне,


 


отчаянной женщиной, что по стране


в машине чужой по ночам колесила…


И той, что любви, как подачки просила,


и девочкой, счастье искавшей в траве.


 


Подруги мои и подруги подруг,


в цепную реакцию памяти вашей


вхожу, разрывая сей памяти круг.


Не быть мне забытой! Пропавшей! Пропащей!


 


И те, кому письма строчила порой –


от пылких эпистол до откликов кратких,–


вы помните почерк – летящий, живой


на фоне вселенского миропорядка?


 


Мой – столь непреложный, как память моя –


вы помните? Помните? Ну, слава Богу!


А самое главное: помню и я.


Спасибо за памяти нашей Дорогу!


001 подготовлены автором статьи
002 ее литературный псевдоним «Билыч» появился вследствие редакторской ошибки при издании первого сборника стихотворений; кроме того, в некоторых документах тоже имеет место разночтение в воспроизведении фамилии отца К.М.
003 сб. стихотворений, которые вышли при жизни: «Новый день» М., 1982; «Андреевский спуск» К., 1989; «Синее платье Оранты» К., 1999
004 Тихий С. Время стихоТВОРЕНИЯ.- Газета по-киевски № 60.- 30.03.2005
005 Архив ГИМЛЗ, Ф.299.- переписка
006 из стихотв. Киев-город. Начало неведомого века. сб. «Синее платье Оранты»
007 ул. Прорезная, 30
008 в то время — однокурсник по филфаку университета старшей сестры — В.М. Лещинской
009 вместе с М.Семенко
010 позже — «Нова генерація»
011 впоследствии сгинувший в застенках НКВД
012 в душе которой поэтические строки находили наиболее живой отклик
013 «На пути к Храму» К., 2005 и «Частный случай» К., 2006
014 журнал «Радуга».- март 2006 г.
015 Архив ГИМЛЗ, Ф. 299. — Письмо Лядова А.И. 14.06.1982
016 «Частный случай» К., 2006
017 в кв. 36
018 хочется отметить прекрасное художественное оформление этого сборника — худ. Печеная М.В.
019 картина Гавриленко Т. «Андреевский спуск, дом №34»
020 которые выходили, увы, обидно малыми тиражами
021 умерла она 30.03.2004г.
022 на уч. 29 Лукьяновского гражданского кладбища
023 учетные документы уже подготовлены заповедником
024 несмотря на решение общественных слушаний, проведенных при участии территориальной общины Киева 28.09.2006, о запрете на Андреевском спуске всяческой новой застройки, реконструкции, воссоздания и так называемой «револаризации».
025 Этим стихотворением открывается сборник «На пути к Храму»