Развлекательные сеансы проходили в театре Бергонье по воскресеньям. Кроме того, периодически в Киеве появлялись странствующие кинооператоры, привозившие и демонстрировавшие новые ленты (среди прочего, и специальные ночные сеансы для мужчин).

Сперва киносеансы никто не считал началом новой эры в истории культуры. Новинка с забавным названием «синематограф» воспринималась всего лишь как очередной аттракцион. Но вскоре кино стало массовым развлечением. В больших городах стали появляться специальные помещения, предназначенные для просмотра фильмов – «иллюзионы». В начале XX века в Киеве действовали иллюзионы в театре Бергонье (по ивсей видимости, его можно считать первым киевским кинотеатром), на Крещатике и  в «Шато де Флер», – известном развлекательном заведении, находившемся на территории современного стадиона «Динамо».

Изначально в иллюзионах демонстрировали все, что имелось в наличии, без оглядки на вкусы публики. Следующим шагом стало возникновение системы кинопроката. В Киеве ее распространение связано с Сергеем Френкелем, который в 1906 году основал в городе первую в Российской империи прокатную контору и открыл кинотеатр «Люкс» (на углу Крещатика и Прорезной). Уже через четыре года на базе своей конторы он создал первое в империи акционерное кинематографическое общество.

Прокатные кинотеатры значительно превосходили иллюзионы по техническому оснащению, качеству демонстрации лент и культуре обслуживания. В 1911 году в Киеве было уже 28 кинотеатров, а в 1915 году – 34. Крупнейшим киевским кинодельцом тех лет (Френкель к тому времени съехал в Москву) стал Антон Шанцер, владелец киностудии и двух лучших киевских кинотеатров.

Австрийский подданный Шанцер еще в 1907 году открыл на Крещатике, 25, иллюзион «Экспресс-Био». А с 15 августа 1908 года на его месте начал действовать один из лучших в Российской империи кинотеатров под названием «Экспресс». Здесь был чуть ли не первый в государстве зал с вентиляцией. В 1911 году Шанцер основал в этой же усадьбе «хроникально-зрелищную киностудию». И она сразу получила скандальную славу, выпустив хронику «Киевские торжества», в которую был вставлен репортаж о похоронах Столыпина (министр внутренних дел и председатель совета министров был смертельно ранен террористом Дмитрием Богровым 1 сентября 1911 года в Оперном театре и похоронен возле стены Трапезной церкви Киево-Печерской Лавры. Сам террорист был повешен и похоронен на Лысой горе).

Тем не менее, скандал отнюдь не помешал дальнейшему развитию бизнеса Шанцера, который, кроме киностудии, держал еще и торговлю женской одеждой, а также был крупным домовладельцем. В 1912 году он открыл на Крещатике, 38, крупнейший в Киеве кинотеатр на 1100 мест, который, собственно, и назывался «Кино-театр». Несмотря на то, что в 1920-30-е годы это заведение официально называлось «1-е Госкино», а позже «Комсомолец Украины», все его знали как «кинотеатр Шанцера» (в настоящее время на его месте возвышается здание КГГА и Киевсовета). А в 1913 году студия «Экспресс» выпустила сенсационную ленту с высотной киносъемкой, сделанной во время одного из перелетов знаменитого летчика Петра Нестерова.


Здесь размещался «Кино-театр» Антона Шанцера

Однако на одном Шанцере киевский синематограф не заканчивается. С 1907 года в ателье на Крещатике актер и режиссер Суков-Верещагин отснял сцену «Кочубей в темнице». В том же году оператор Козловский начал снимать местную хронику. В 1912 году на Сырце открылась киностудия «Тиман и Рейнгард», в которой был снят первый русский кинохит – «Ключи счастья» по роману Анастасии Вербицкой. В течение 1912-13 годов несколько художественных лент-экранизаций выпустила группа актеров театра Садовского.

Последним значительным кинособытием в дореволюционном Киеве стала созданная в 1914 году киностудия «Светотень», выпустившая несколько кассовых мелодрам с участием ведущих актеров театра Соловцова.