МИСТИКА ЦЕНТРА
Огорошил Юрий Иванович сразу:
— Может, это прозвучит сенсационно, но социально-политические и экономические процессы, происходящие сейчас в стране, — лишь проявление на физическом уровне того, что заложено в архитектуре Крещатика, Майдана, Европейской площади и Бессарабского квартала.
— А доказательства? — все еще легкомысленно спросила я, поскольку связь между «оранжереями» Майдана и «оранжевыми» смешила, как остроумный анекдот.
— Да, на первый взгляд, такая связь неочевидна, — серьезно проронил Сабельников. — Но если внимательно посмотреть, то увидим, где и как эта проекция себя проявляет.
Образно говоря, Майдан Незалежности — кресло с подлокотниками, на котором сидит человек лицом к гостинице «Украина». Полукруг домов позади — это спинка, подлокотники — Дом профсоюзов и Главпочтамт. А место, где находится гостиница, по идее, должно быть как скамеечка для ног — самым низким в ландшафтном рисунке. Вместо этого мы видим повышение рельефа да еще большое высотное здание, которое закрывает перспективу.

Кстати сказать: то, что волюнтарист Хрущев приказал убрать шпили на гостинице и прилегающих домах-«тортах» Крещатика, как ни странно, очень выгодно сказалось для фэншуй этого места.

— Подождите-подождите, Юрий Иванович, почему вдруг Майдан и Крещатик должны быть проекцией жизни страны?

— Как капля воды, которая отражает весь океан. Это место обозначено и закреплено в названиях как центр. Как место главных общественных собраний. Центральный дом профсоюзов, Центральный главпочтамт, Центральный универмаг…

Более того, перед Главпочтамтом в свое время появилась колонна с архангелом Михаилом, затем на нее посадили глобус. И — с точностью до угловых минут! — обозначили координаты колонны, а от нее тянулась паутинка линий-расстояний до областных центров. Целый ряд символов, указывающих, что это центр страны.

И по законам фэншуй в таком месте изменения ландшафта — а архитектура есть рукотворный ландшафт — неизбежно должны вызвать соответствующие изменения в государстве.

— Неужели с символами все так серьезно?

— Конечно. Они действуют на подсознание, а потому вызванные ими ассоциации формируют в дальнейшем определенные события жизни. Расскажу одну интересную вещь. Ту первоначальную колонну с архангелом Михаилом киевляне подсознательно воспринимали как братскую могилу. И возлагали цветы. Когда я говорил это даже моим ученикам — не верили: мол, букет бросил кто-то, не дождавшийся барышню на свидание. Потом специально ходили смотреть. И в любой день мы наблюдали, как появлялись там не только мужчины, но и женщины с цветами и клали их к подножию. Почему? В основании колонны, если помните, густыми рядами шли надписи — города Европы, которые окружают нас. Вот этот список и давал подсознанию ассоциацию с братской могилой, на которой идут ряды фамилий, и запускал соответствующий ритуал.

Получался вообще какой-то непонятный символизм — братская могила чего? Украины в мировом сообществе? Какая идея там хоронилась?

КАК ИГРАЛИ В РУЛЕТКУ

— Я вам еще более интересный факт приведу, — продолжает Юрий Иванович. — Расстояние от Киева до Симферополя в первоначальной версии было обозначено как 666 км (кто-то из моих учеников даже на видеопленку это снял). Потом отбили одну шестерку, прилепили семерку, она отлетела, ее снова приставили, а след так и остался — 666. Любопытно, что направление этого симферопольского луча было точно на гостиницу «Москва». Здесь благодатная почва для комментариев… Ничего не бывает просто так.

Вот как на неофициальной топонимике называлась часть Майдана, где раньше располагался главный круглый фонтан?

— «Рулетка».

— А напротив него — на Институтской — Национальный банк. С другой стороны Майдана — Проминвестбанк, еще несколько банков рядом. Улица в фэншуй — это река, по которой течет энергия. И спускается на «рулетку». А как на неофициальной топонимике называется подземный переход под Майданом?

— «Труба». Значит, энергия денег уходит в трубу?

— Туда и уходит. Под землю. Андеграунд, так сказать. Символизм таков: Украина является потрясающим местом для рискованных экономических операций, но тем не менее таким, где есть шансы сколотить колоссальные капиталы. Что мы и наблюдали на протяжении первых десяти лет нашей независимости.

— Ну, такой символизм увидит любой киевлянин с юмором. От специалиста по фэншуй ждешь рассуждений о влиянии острых углов, положительной энергии «ци» или деструктивной «ша».

— Это лишь одна из многих техник. Можем применить это и на Майдане. Возьмем судьбу рухнувшего портала Главпочтамта — на него стекала энергия одной из улиц.

— Но улица была сто лет, и портал стоял десятилетия!

— В фэншуй процессы идут не сиюминутно. К тому же долгие годы на площади был фонтан. Его потрясающая функция заключалась в том, что он «перемалывал» потоки жесткой энергии, которые стекали туда. Правда, лишь когда был включен. Тогда площадь для всех людей был приятной — отдых, реабилитация, успокоение, приятное времяпрепровождение, гармоничное общение, многие любили что-то есть, сидя на ступенях фонтана.

А когда поток негативной энергии не останавливался фонтаном (его, к сожалению, и летом включали не всегда), то что было, помните? Как назывался забор вокруг стройки, когда шло восстановление портала? Гайд-паркан. А какие агрессивные лозунги и плакаты там висели — типа «Москалi, геть!». И каждый вечер собиралась толпа с народными депутатами, руководителями партий — они там выясняли, кто какой национальности, кто что при Брежневе, при Хрущеве, Сталине… Чуть ли не до мордобоя доходило. Все показывало: на это место нацелена очень жесткая деструктивная энергия. Это к тому, что вы говорите, будто неочевидна связь вещей и их проявлений. Кстати, и сейчас, хотя там уже архитектурный ландшафт изменился, литература, которая продается возле Главпочтамта, по большей части оппозиционная, призывно-политического толка.

КТО ПОДСУНУЛ КНОПКУ?

— А что может проявить на физическом, как вы говорите, уровне нынешний остекленный Майдан?

— Уже наблюдаем это влияние. Хорошо хоть, что на месте фонтана сделали не большой конус, а купол. Но и конусов, и «теплиц» там торчит достаточно. А Майдан, как мы уже говорили, «кресло» Украины. Вы учились в школе и помните…

-… кнопки, которые подкладывали учителям на стул?!

— Именно. И человек, который слишком долго сидел себе спокойно, теперь вынужден оторвать, извините, одно место от кресла и начать двигаться. Так реконструкция площади неизбежно запустила процесс мощнейших политических подвижек.

ЖЕНА ТАКСИСТА

— А можно ли воздействовать на ситуацию в стране, изменив архитектуру Майдана?

— Там уже есть противоядие от дезинтеграции. Та самая колонна Независимости, которую венчает женская фигура. Хотя в памятнике очень много и неуместностей, о которых немало говорено. В частности, архитекторы подчеркивали, что недопустимо само выражение «монумент Независимости», поскольку монументы, как и памятники, по природе своей связаны с кем-то уже погибшим.

Но! Какой бы неуместной ни была эта колонна, сколько бы ни называли стоящую на ней фигуру «женой таксиста», она останавливает на себе взгляды гуляющих по Майдану и Крещатику. И субъективно смотрится выше и значимей всего, что есть в окружающем ландшафте.

Тот же эффект, как на известной японской гравюре «Большая волна». Если присмотреться, на гравюре видна гора Фудзияма, но далеко и очень маленькая. И хотя каждый прекрасно знает, что никакая волна не может быть выше Фудзиямы, но впечатляет и притягивает именно волна. Так и на киевском Майдане: закрывающая перспективу огромная гора гостиницы субъективно уменьшается в нашем воображении до подставки колонны.

Это, как мне кажется, очень важный положительный момент, который сегодня перевешивает весь эстетический негатив реконструированной площади.

ЯРМО ЕВРОПЫ

— Крещатик — еще и финансовая магистраль, которая связывает Бессарабский квадрат с базаром, символом внутреннего рынка, с Европейской площадью, что олицетворяет Евросоюз, а в более широком смысле — Запад.

С появлением на Бессарабке «Метрограда» видим символическую тенденцию: часть денег все же остается в пределах Украины и вкладывается в ее экономику. Но обратите внимание: «Глобус» хоть частично выступает над поверхностью, а «Метроград» полностью под землей. То есть деньги остаются в стране, а методы работы с ними по-прежнему — андеграунд.

Еще один примечательный символ — стальная радуга арки Дружбы народов за Европейской площадью. На киевском языке она по-прежнему — Ярмо, Хомут, Скоба. Положительных ассоциаций нет. И не появилось с тех пор, как идут разговоры об интеграции в Европу. Будем реалистами: в качестве кого нас хотя видеть в ЕС? Буфера между Россией и НАТО? Рынка сбыта, кладбища радиоактивных и химических отходов? Потому народное название арки является серьезным предупреждением: неплохо жить по европейским стандартам, но есть обратная сторона медали.

— Но почему в Киеве стиль такой — всему новому давать обидную или уничижительную кличку и этим создавать отрицательные энергии?

— Если народ не хочет новых памятников, а их делают и делают — какие положительные эмоции могут возникать? Я напомню аргумент против той же реконструкции Майдана к юбилею независимости: в Польше, мол, к 1000-летию государственности построили тысячу школ. Люди принимают только то, что делается для них же. И скажите, например, вы слышали хоть одно обидное слово о станции метро «Золотые Ворота»?

— Точно, не слышала. И вообще, к станциям метро обидные клички, как правило, не пристают.

— А что силой навязано, вызывает негативные ассоциации, которые и формируют в дальнейшем определенные события. И это тоже закон фэншуй.

ЗНАНИЕ — СИЛА

— А обращаются ли строители и архитекторы к специалистам по фэншуй?

— Да. Я, например, сотрудничал с акционерным обществом «Золотые Ворота». Но мы же говорим об архитектуре городской. И тут нужна заинтересованность не отдельных лиц, а властей. В Сингапуре, например, на правительственном уровне давно действует специальная фэншуй-программа. Цель ее — повысить рождаемость. Но не вообще, а чтобы на свет появлялось больше талантливых детей. И опять же, не вообще талантливых, а таких, которые стали бы знаменитыми банкирами, финансистами, врачами, юристами. То есть людьми, которые выведут страну на передовые мировые рубежи.

— А правда, что вы были консультантом при реконструкции Майдана?

— Не совсем так. Киевская организация Национального союза архитекторов пригласила меня на обсуждение еще первого проекта реконструкции. Тогда, если помните, предлагалась колоннада. Проект отвергли. Таков был суммарный эффект открытого обсуждения, где специалисты разного профиля высказали сомнения и несогласие. К примеру, архитекторы говорили, что возникнет международный скандал из-за неприлично сильной схожести с монументом в Будапеште. А с позиций фэншуй откровенно кладбищенская тематика того проекта стала бы символом молодого независимого государства со всеми вытекающими отсюда последствиями.

РУННЫЙ РАСКЛАД

— Не только то, что на виду, но и прокладку тоннелей метро надо оценивать с точки зрения циркуляции потоков энергии, — убежден Юрий Сабельников. — Появление новых пустот или изменение русел подземных рек вызывают слишком большие искажения на поверхности земли. Есть дома, где уровень онкологических заболеваний не просто высок, а аномально высок.

— И даже защита фэншуй бессильна?

— Почему же, защититься даже от таких сильных влияний можно. Дело в том — как. Вот, если я скажу, что Гитлер и его команда пришли к власти не в последнюю очередь из-за того, что были весьма образованы в мистике, — поверите? Между тем, это так. И опиралась их мистика на руны. Только не те, на которых гадают в Интернете. Руны, которыми пользовались офицеры СС и верхушка нацистской Германии, обладают мощнейшим действием.

Много лет спустя после Второй мировой войны австрийский специалист по биолокации провел публичный эксперимент. Он экранировал подземную водяную жилу, обладавшую мощнейшим патогенным воздействием, небольшой металлической табличкой, на которой был выгравирован текст из рун. И геофизические приборы зафиксировали отсутствие излучения от жилы. А точно такая же табличка, но без рун, не экранировала излучение.

Кто сегодня готов всерьез поверить в такую защиту?

СПРАВКА

ФЭНШУЙ — уходящее в глубь веков китайское искусство приведения в гармонию с природой человека и места его обитания, чтобы накапливалась и циркулировала хорошая энергия «ци». Китайцы верят, что «ци» двигается подобно дуновению ветра или течению воды. Надо почувствовать это движение и использовать себе во благо.

Валентина СИМКОВИЧ
«Ведомости»
http://www.kv.com.ua/index.php?article=30208&number_old=3383
———————————————————————————

Архитектурный беспредел
Валентина СИМКОВИЧ
«Ведомости»
Свеженькая новость: не исключено, что гостиницу «Украина» на Майдане Незалежности снесут в недалеком будущем. Вот это истинно киевский стиль! Наши зодчие таки действительно живут под революционным девизом: «… до основанья, а затем…»

Между прочим, лет пять или шесть назад столичный градсовет утвердил проект реконструкции «Украины». Автором того проекта, предусматривающего не снос, а достройку нового корпуса в тылу нынешнего здания, был известный, ныне покойный архитектор Александр Комаровский.

И вот зигзаг судьбы: «Творческая мастерская Александра Комаровского» и «Архитектурный союз» Сергея Бабушкина теперь подготовили градостроительное обоснование для сноса. Зачем? А чтобы воздвигнуть на том же месте свое творение. Его уже даже презентовали журналистам, сообщает proua.com.

Сергей Бабушкин говорит, что сейчас определяется образ будущего здания. «Оно должно быть выразительным, динамичным и легким, запоминающимся и символичным. Ощущение легкости при внушительных габаритах может дать только один материал — современные виды фасадного стекла. На фоне неба и окружающей застройки это наиболее приемлемый вариант». Да, г-н Бабушкин — известный поклонник стеклянной красоты. Именно он в свою бытность главным архитектором Киева дал «зеленую улицу» фасадам-зеркалам.

Главный архитектор того самого «легкого и динамичного» здания на месте «Украины» Мария Сусская видит свое творение высоким — до 210 метров. Это 67 этажей! Хватит, говорит она, «и для обычных номеров, и для VIP-апартаментов». В семи подземных этажах расположатся большой паркинг, лучшие конференц-залы для представительных форумов, концертные и выставочные залы. Киевский метрополитен подтвердил возможность соединения комплекса с одним из выходов станции метро «Крещатик». И главная фишка: «Контуру сооружения мы придали форму развевающегося стяга».

Ну да — чтобы пробить проект, ему надо придать символическую значимость. Что ж, в таком случае напомним мнение известного киевского специалиста по символам и фэншуй Юрия Сабельникова из последнего новогоднего выпуска нашего «Стиля»: новая архитектура Майдана (перестроенного, кстати, под руководством г-на Бабушкина) с его «кнопками» вызвала к жизни ту самую оранжевую революцию.

Можно только гадать, куда же повернет нашу историю 67-этажный «зеркальный стяг» в том месте, где по законам фэншуй должна открываться перспектива для Украины как державы…