В эпоху барокко стольный град стал центром украинского золотарства — местные ювелиры работали как для церкви, так и для казацкой старшины. Ну, а если взять более поздние времена, скажем, рубеж XIX—XX веков, то огромной популярностью пользовался салон Иосифа Маршака. Собственно, у него была целая фабрика, успешно конкурирующая с киевскими фирмами Фаберже, Хлебникова и Овчинникова.

Справка «Сегодня» Ювелирное искусство (от нем. juwel — драгоценный камень) — изготовление художественных изделий из драгоценных и некоторых цветных металлов часто в объединении с ценными и поделочными камнями и жемчугом, стеклом, янтарем, перламутром и костью. В воображении человека ювелирное дело ассоциируется прежде всего с личными украшениями. Тем не менее браслеты, кольца и перстни не исчерпывают этой области творчества. Она включает мелкую пластику, предметы оформления интерьера, посуду, оружие и сувениры.

Самая большая и известная в Киеве ювелирная фабрика изначально (1878 год) насчитывала всего пять работников (учитывая владельца) и размещалась в доме Пестеля на Крещатике. Впрочем, художественные и особенно предпринимательские способности Маршака вскоре дали о себе знать: в 1885 году количество работающих на предприятии увеличилось до 30, возрос и объем производства.

Маршак внимательно следил за технологическими европейскими новинками, сразу же применяя их на своем предприятии. Кстати, он первым в Российской империи начал использовать в ювелирном деле женский труд. «Нещадный эксплуататор» платил девушкам в четыре раза меньше, чем мужчинам, но даже такой заработок был тогда значительным для слабого пола. Поэтому женщины не жаловались.

Через несколько лет «ювелирка» переехала в дом на Крещатике, 4. На первом этаже размещался магазин, где посетитель по каталогу мог подобрать нужную вещь. На втором — фабрика, которая объединяла более 100 прекрасных специалистов. Они создавали изделия по личным разработкам, а также выполняли индивидуальные заказы.

Кроме многочисленных призов со Всемирных выставок в Чикаго, Антверпене и Париже, фабрика могла похвастать авторитетом на российском ювелирном рынке. Именно предприятие Маршака сделало два роскошных блюда (лабрадоровое и серебряное), которые во время освящения Владимирского собора были подарены царской семье.

Посетители Промышленной выставки 1897 года были поражены потрясающими вещицами, созданными на маршаковской фабрике. Взгляды людей привлекала драгоценная чернильница в виде пароплава с двигающимся рулем, крутящимися колесами и поднимающимся якорем. Но больше всего народа толпилось около золотой 9-сантиметровой модели человеческого скелета. Еще бы! Все его косточки были изготовлены по отдельности и соединены золотой проволокой.

В начале ХХ столетия от фабрики Маршака отделились другие ювелирные предприятия: в 1901 году — Киевская ювелирная артель, а 1907 — фабрика Брила и Гершмана. Но ни они, ни какие-либо другие мастера Южно-Западного края не могли соперничать с Маршаком, которого всю жизнь сопровождала фортуна. Он даже умер своевременно, не успев увидеть грустную судьбу своего детища…