Исаак Башевис Зингер

Давид Марголин За 50-й километр

В конце XVIII в. к российскому царю с челобитной пришли московские купцы с просьбой упразднить на внутреннем рынке еврейскую конкуренцию, ведь именно из-за хитрых евреев торговля русских купцов терпит большие убытки. Указ императора от 1791 года с экономической подоплекой, что называется, удачно вписался в имперские политические игры. Позже царь-вседержитель Александр I в год победы над армией Наполеона (1812) издал указ, которым евреям запрещалось жить ближе нежели в 50 верстах от пограничной полосы в Волынской губернии (тогда там проходила граница между Россией и Польшей), а также евреев следовало выселить из Петербурга, Москвы, других больших городов. Тогда появилось словосочетание «черта оседлости», под которым следовало понимать 16 западных губерний России, большинство из которых составляли территорию Украины. Указ его величества был продолжением репрессивной политики, начатой Екатериной II, — еще в 1708 году евреям Российской империи было запрещено торговать в розницу и вывозить деньги за границу, а в 1726 году царица издала указ изгнать евреев с Левобережной Украины. Разумеется, это неблагоприятно отразилось на экономическом развитии края, и в 1727 году гетман Даниил Апостол от имени войска Запорожского просил разрешения приезжать в Украину евреям для торговли. Царица дала временное разрешение на посещение евреями ярмарок. Впрочем, все это время счета коронованных лиц все равно вели евреи, а также обеспечивали связи с торговыми домами Европы.

В ХІХ в. в империи проживало 5,2 млн евреев, из которых в Украине — более 2 млн. Присутствие евреев в Киеве стало нарушать чей-то покой только в 20-х годах XIX века. Как отмечает в своем исследовании «Законы о правожительстве евреев в Киеве и других местностях вне черты оседлости» (1914 г.) Д. Цейтлин, в 1835 году произошло поголовное выселение евреев из Киева. Исключение тогда сделали для подрядчиков, занятых на строительстве университета Св. Владимира. На евреев возлагались особые дополнительные налоги, для них существовали квоты на учебу в высших учебных заведениях, евреев не принимали на государственную службу. В соответствии с тогдашними постановлениями, лица иудейского вероисповедания принадлежали к сословной категории инородцев. К этой касте в то время причисляли калмыков, коренное население Сибири, закаспийских ордынцев.

До царствования императора Александра II (1855 г.) разрешалось лишь временное пребывание евреев в Киеве — остановка для лечения, учебы, воспитания детей или торговли на ярмарке. Но в 1857-м генерал-губернатор Киева Васильчиков предложил расширить права почетных граждан и купцов первой гильдии евреев. По этому предложению Государственным советом был разработан законопроект и в 1859 году принят закон, несколько расширивший права евреев-купцов.

Йосиф Маршак Позже был создан Комитет по еврейскому вопросу, а 1861 году утверждены правила о порядке постоянного проживания и временного пребывания евреев в Киеве, позволившие разным категориям евреев постоянно жить в городе. Согласно этим правилам было выделено две категории евреев. Отнесенные к первой могли жить по всему городу, ко второй — только на территории Лыбедского и Плоского полицейских участков. Повсеместно селились лица с высшим образованием, советники коммерции и мануфактур, низшие чины, отбывшие воинскую повинность по рекрутскому уставу, участники боевых действий на Дальнем Востоке, купцы I гильдии, имевшие этот статус не менее 10 лет, аптекарские помощники, дантисты, фельдшеры, повитухи, изучающие фармацевтику, «практикующие» ремесленники. Причем ремесленник должен был предоставить документ о знании дела и свидетельство о несудимости. Купцы II гильдии могли жить в Киеве по три месяца в год. Разрешение на постоянное проживание в Киеве распространялось и на членов семьи «льготников». Позволялось также иметь постоянную прислугу из евреев, поскольку христиане не могли быть наняты иноверцами.

Сохраняя status quo

Узаконенный антисемитизм проявлялся на уровнях от религиозно-государственного до бытового. Вековой конфликт существовал прежде всего на религиозной почве. В 1880 году Киевская Консистория слушала дело Городской управы о праве евреев торговать иконами и крестиками. На запрос Думы по поводу такого страшного противоречия Консистория ответила подробным разъяснением: «…хотя в торговом уставе ничего не сказано в отношении торговли евреев иконами и крестиками… однако на основании Закона, защищающего Веру Христианскую от евреев ограничением их прав в отношении икон при получении наследства… и в отношении прислуги из христиан… во избежание кощунства евреев над предметами священными для христиан и защиты чувства христианского от оскорбления и возможных от этого вредных последствий необходимо запретить евреям торговать иконами и крестиками, особенно в г. Киеве, куда стекаются православные паломники со всех концов России с глубоким благоговением к его святыням».

В 1881 году с целью предотвращения и пресечения преступлений Синод внес в Государственный совет предоставление об издании закона о запрете торговли евреями христианской символикой. Постановление это было доведено до Киевской управы только летом 1882 года. И уже в августе к городскому голове обратились золотых и серебряных дел мастера с жалобой на нарушение закона своими конкурентами: «…очень многие золотых дел мастера-евреи занимаются изготовлением золотых и серебряных крестиков, и не далее января сего года золотых дел мастер киевский мещанин Василий Чернявский видел в пробирном учреждении еврея золотых дел мастера Давида Беренштейна, который принес клеймить около 500 шт. крестиков весом около шести фунтов серебра».

Еще один характерный пример, также связанный с торговлей и неизменно сопутствующей ей конкуренцией. В 1890 году вышел указ императора, направленный «на устранение вредного влияния еврейской базарной торговли в Киеве на торговлю коренного русского населения». Следует признать честность киевского губернского правления в этом вопросе, не усмотревшего указанного вредного влияния и нездоровой конкуренции, поскольку базарных торговцев-евреев было в 12 раз меньше, чем православных: «При таком положении этого вопроса все меры относительно еврейской базарной торговли в Киеве сводятся лишь к недопущению местной базарной торговли только теми евреями, которые не имеют права вообще на торговлю вне мест для постоянной оседлости евреев назначенных».

Лазарь Бродский с дочкой Маргаритой На особом положении



Как ни странно, но к концу ХІХ в. среди киевских купцов I гильдии преобладали евреи: если в 1883 году каждый двадцать девятый купец был из евреев, то спустя одиннадцать лет — почти каждый третий. В многонациональном и поликонфессионном Киеве начала ХХ в. среди почти 497 тыс. жителей насчитывалось около 379 тыс. православных, 41 тыс. католиков, 12 тыс. протестантов и 58 тыс. евреев, т.е. около 11% (по данным на 1911 год). Богатство многих иудеев позволяло им чувствовать себя в городе довольно комфортно, но в то же время вызывало традиционную зависть.

Особое положение, на котором находились евреи в губернской столице, заставляло их увеличивать капитал, чтобы иметь право на проживание в городе, ведь, в соответствии с общими правилами, чтобы стать купцом, нужен был капитал в тысячу рублей; пять тысяч могли обеспечить купечество во II гильдии; не менее десяти — в первой. Среди всех ограничений самыми неблагоприятными для ведения бизнеса евреями были запрет на аренду недвижимости, невозможность заниматься подрядами, оптовой продажей товаров империи и за границу. Поэтому не удивительно, что первые капиталы, необходимые для статуса купца, находчивые киевские евреи зарабатывали на посредничестве. В посредничестве евреи не имеют равных и поныне.

Практически в каждой отрасли были предприятия, малые или большие, принадлежавшие евреям. Корреспондент газеты «Новое время» в 1893 году отмечал: «Законы об ограничении прав на приобретение земли… евреями замечательно обходились… Евреи-миллионеры являются главными сахарозаводчиками, владея большим количеством земли в крае».

Первым сахарозаводчиком из евреев в Киеве в 1860-1870 годах был Моисей Вайнштейн. «Богатые провинциальные евреи считали для себя большой удачей разместить у него свои капиталы на любых условиях, которые бы им Вайнштейн ни предложил», — вспоминал О. Паталеев. Вайнштейн в 1863 году подарил еврейской общине Киева усадьбу в 420 саженей с домом и постройками, которую приобрел, чтобы построить молитвенный дом для евреев. Однако городские власти не дали разрешения построить здесь синагогу.

Лев Бродский Знамениты не только в Киеве, но и за пределами империи были выходцы из Галичины Бродские. Промышленную карьеру Израиль Бродский начинал с незначительным капиталом с аренды сахарных заводов, продолжили дело его сыновья Лазарь и Лев. К концу XIX в. капитал семьи миллионеров составлял 35-40 млн рублей. Бродским принадлежали контрольные пакеты акций нескольких сахарных предприятий, они имели собственные заводы на Киевщине, Подолье, Полтавщине, в Одессе, кроме торговли вкладывали капиталы в мукомольное, соляное, винокуренное, пивоваренное производство, лесобумажную промышленность, судоходство. Бродские входили в правление нескольких банков. Предпринимательская деятельность Израиля Бродского была отмечена правительством: в 1885 году купцу было присвоено звание коммерц-советника. На благотворительность семья тратила десятки тысяч рублей. В частности, в Киеве пожертвования Лазаря Бродского были, пожалуй, самыми большими: на хоральную синагогу, несколько больниц, ремесленное училище, бактериологический институт, политехнический университет, Бессарабский рынок. Его называли «бескорыстным другом человечества, большим гуманистом и благодетелем», после смерти оплакивали как одного из лучших представителей «еврейства»

Но преимущественно евреи выступали пайщиками в промышленных акционерных компаниях, где преобладал иностранный капитал. В 1900 году в Киевской губернии насчитывалось всего девять из 70 предприятий, учредителями которых были евреи. Предприятия же в столице губернии вырастали из небольших мастерских, где евреи начинали ремесленное дело. Например, ювелирная фабрика Иосифа Маршака на Крещатике выросла из маленькой мастерской на Подоле. Начав учеником-подмастерьем ювелира, позже выходец из небогатой еврейской семьи получил специальное разрешение городской управы и положил начало собственному делу в Киеве. А через годы изделия украинского Фаберже знали и в Чикаго, и в Антверпене, по всей Европе и в Российской империи. Однако прошение царю потомственного почетного гражданина, купца I гильдии Иосифа Абрамовича Маршака о разрешении стать поставщиком ювелирных изделий для царского двора или хотя бы ставить на своих изделиях клеймо с двуглавым орлом, символом империи, осталось без ответа — вероятно, сказалось вероисповедание.

Обычно, накопив какой-нибудь капитал, евреи вкладывали средства в различные часто не связанные между собой отрасли. Например, купец I гильдии, киевский домовладелец Фридрих Михельсон был владельцем кирпичного завода на Сырце, стеклянного завода на Демеевке, нескольких винокуренных заводов на Виннитчине, после смерти, кроме предприятий, оставил в наследство восемь доходных домов в Киеве, дачи на Сырце, сенокос на Оболони, мельницу на Виннитчине. В сумме его состояние превышало два с половиной миллиона рублей.

В кругу коммерческих интересов купца I гильдии Давида Марголина, ставшего советником коммерции (а этим званием жаловали купцов в исключительных случаях), были финансы и кредиты, сахарные заводы, нефтяная промышленность, водо- и газообеспечение. А начинал он управляющим пароходным движением по Днепровскому бассейну пинского купца Левина и с разрешения на временное пребывание в купеческом сословии (1883 г.). Марголин профинансировал строительство городской канализации, на его деньги также проложены первые трамвайные пути в городе.

Купец Яков Бернер был совладельцем нескольких кирпичных заводов. Значительная часть киевских новостроек начала ХХ в. была из кирпича, произведенного на его предприятиях. Бернер был гласным Думы, жертвовал на строительство христианских церквей, а после смерти завещал городу 100 тысяч рублей на приют для бедных и хронически больных.

В банковском деле евреи за короткое время вообще стали монополистами. Учредителем Южно-Русского банка в Киеве был Лазарь Поляков, которому принадлежало 16 тысяч акций банка, а его сыновья Александр и Исаак входили в его правление. Финансист барон Евзель Гинзбург был одним из учредителей первого частного банка в Российской империи, который начал свою работу именно в Киеве. Отцовское дело продолжил Гораций Гинзбург, имевший семейные связи с одним из крупнейших в России банковских домов Ашкенази с главными филиалами в Одессе и Киеве. Это были самые влиятельные банкиры во всей империи. И практически всеми заведениями малого кредита в то время управляли евреи, чьи имена история не сохранила.

Вместо P.S.

Евреи, пережившие погромы, революции и гражданскую войну, смогли на некоторое время вздохнуть спокойно. Советская власть щедро декларировала дружбу народов и равноправие наций… Многие лидеры революции были евреями, а в 20-х годах прошлого века появилось новое поколение энергичных молодых людей, вырвавшихся из «черты оседлости». Казалось, власть поддерживала еврейскую культуру: создавались театры, дома еврейской культуры, выходили национальные газеты и журналы, появлялись литераторы, писавшие на иврите и идише, входившие в Союз писателей. Тогда все это считалось завоеванием революции. В то же время советская власть мечтала отправить евреев в далекую и очень полезную Сибирь, в городок Биробиджан, сперва привлекая добровольных переселенцев лозунгами о еврейской республике (еврейский автономный округ). Этот социальный эксперимент прервала война. За несколько лет погиб целый мир — колоссальный слой еврейской культуры исчез с миллионами убитых.

Послевоенные намерения советской власти были не так миролюбивы, как в 30-е. Дело еврейских врачей в 1949 году стало началом очередного геноцида, которому, очевидно, помешала смерть тирана 5 марта 1953-го — в дни еврейского праздника Пурим в честь освобождения евреев от тиранов Амана и Ахашвероша.

Монополия на квартирантов

На основании императорского указа 1843 года евреи, временно находившиеся в Киеве, имели право проживать только в одном ночлежном доме на Крещатике, 38 домовладелицы Григорьевой, которая, «имея связи, выхлопотала себе это право на монополию, и право это она блюла ревностней и упорней, чем это делает теперь полиция. Беда, если какой-нибудь еврей уклонялся от гостеприимства Григорьевой… Такой «преступник», засаженный ею в холодную… уже не мог откупиться и этапом препровождался на родину». Благодаря такой монополии Григорьева построила каменную гостиницу «Люнивер». В 1854 году на Григорьеву была подана жалоба с требованием запретить ей выдавать от своего имени разрешение евреям проживать во время Контрактовых ярмарок на частных квартирах, где она держала частные кухни (ежегодно приезжало около 3000 человек). Проведя расследование, губернское правление признало Григорьеву «неисправною» и «неблагонадежною». В ее домах, по словам киевского старшего полицмейстера, «допущена большая нечистота», теснота, многие люди ночевали на полу, к тому же вместо установленных 30 копеек за день каждый должен был платить 60.

Справка

Некоторые факты из истории имперской ксенофобии:

1738 г. — после жалобы в тайную канцелярию на еврея, склонившего христианина принять иудаизм, и казни обоих на огне царица Анна Иоановна издает указ о выселении евреев.

1821 г. — погромы в Одессе из-за слухов о том, что якобы евреи причастны к смерти греческого патриарха в Константинополе, в 1859 году совершили погром греческие матросы.

1870-е годы — распространяются обвинения евреев в поддержке революционного движения.

1881 г. — после убийства Александра II поднялась новая волна погромов по Украине. Из Киевской губернии пошли слухи, будто царя убили евреи. Один за другим на протяжении трех лет происходили погромы в шести губерниях, многих городах, в 150 населенных пунктах. Все участники верили в существование царского указа, разрешающего грабить евреев.

1904 г. — около 30 мелких погромов.

1905 г. — волна погромов после манифеста царя 17 октября, декларировавшего свободы граждан.

1 сентября 1911 г. — покушение на Столыпина, «погром висит в воздухе», массовое бегство евреев из города.

Кстати

Признать равноправие представителей различных конфессий в Украине стремились еще в ХVII в. Из «Грамоты, благословляющей у евреев рез их христианами покупать» митрополита Петра Могилы:

«Всем вообще священникам и христианам набожным людям… мы объявляем, что смирение наше, приняв во внимание 1) свободу христианскую и несвободу ветхозаветную и людей ветхозаветных… 2) что христиане мирно ведут с ветхозаветными людьми торговлю другими предметами — позволяется и благословляется христианам… употреблять съестные вещи, мясо говяжье и баранье резанья еврейскаго. Сверх того мы приглашаем всех, живущих под одним законом, к соседской дружбе, согласию и приязни…»

Еврейская национальная автономия была введена после переворота 1917 года в Российской империи правительствами Литвы, Латвии, Эстонии и Белоруссии. За равные права всех наций выступала и первая Центральная Рада Украины.

«Когда сравним национальные достижения жидовского меньшинства в тех странах с объемом, компетенцией, практическим трудом, а в частности, с формально-конституционным состоянием жидовской автономии, то убедимся в исключительной оригинальности автономного статуса жидовского меньшинства в Украине, в образцовом характере этого статуса. Национально-конституционное положение, созданное законом о национально-личной автономии жидовского меньшинства в Украине, стоит обособленно во всей истории жидовского народа в рассеянии и является выдающимся и неповторимым явлением в попытках урегулирования межнациональных отношений в многонациональных государствах». Соломон Гольдельман, член Центральной Рады.

В статье использованы ранее не публиковавшиеся архивные материалы и фото из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов им. Г. Пшеничного (ЦГАКФФД)