А еще я помню китайцев, торговавших игрушками из гофрированной бумаги. Стоили безделушки дешево. По дороге домой (я жил на улице Саксаганского), чтобы не обидеть нищих китайцев (так мне казалось), я обменивал сэкономленные от школьных завтраков пятаки (тогда еще не курил) на какие-то странные бумажные шарики, веера и флюгера. Весь этот скарб пополнял коллекции девчонок-одноклассниц. Я смутно представлял себе, как появились эти азиаты в богоспасаемом Киеве. Одно время считал, что они — жертвы «культурной» революции. Все оказалось прозаичнее. Китайцы населяли Киев задолго до прихода к власти Мао и бойко торговали на Евбазе. Более того, понятие «китайская мафия» в чистейшем виде существовала в Киеве на протяжении десятков лет. В разгар НЭП у нас, как и повсюду появились национальные криминальные группировки — мощнейшие, состоящие из сотен и даже тысяч земляков. Непосредственно китайские группировки среди прочего контролировали разлив и продажи контрабандной водки, в том числе на Евбазе.


Местность, где вначале стихийно возник рынок носильных вещей, переросший в могучий Евбаз, долгое время считалась глухой окраиной Киева. Чуть поодаль начиналось Житомирское шоссе, переименованное в 1855 году на Брест-Литовское. За Триумфальными воротами (здесь теперь Воздухофлотский мост) начинались частные хутора, загородные увеселительные заведения. По обеим сторонам дороги, задолго до появления корпусов Политехнического института и зоопарка существовали густые фруктовые сады. По шоссе в Киев прибывали гости, подвозились товары. Часть из них оседала в районе Галицкой площади и реализовывалась на Евбазе.


Галицкая площадь — официальное название местности, которую во второй половине 19 века власти стремились облагородить, как могли, ведь к этому времени Киев активно осваивал «Новое строение», готовился к тому, чтобы подчинить себе бывшие предместья — Куреневку, Шулявку, Соломенку…


Рынок возник здесь еще в 1860 году, а официальное название площадь обрела девять лет спустя, когда власти Киева решили систематизировать городские имена.


Все началось с прозы. Из-за пресловутой «черты оседлости еврейского населения», ущемления евреев в их правах постоянно проживать в городе и, главное, торговать на рынках (а подобные решения неоднократно то принимались, то отменялись) в Киеве ощущалась дороговизна товаров, грозящая вылиться в открытое противостояние властям. Вот тогда-то и было принято «соломоново» решение. Евреям отвели специальное «для торговли место». Рынок сразу же стал популярным. Местечковое еврейство очень скоро организовало здесь своеобразное «гетто». Киевские антисемиты стали требовать «наведение порядка». Так, для «благочинности» 15 октября 1867 года в непосредственной близости от торговых точек здесь было освящено строительство православной Иоанно-Златоустовской церкви. Здание храма, освященного в 1871 году, долгое время было доминантой площади. Хотя основание его было каменно-кирпичным, стены уплотнили чугунными плитами. Делалось подобное укрепление еще и вот по какой причине. Киевляне очень неохотно обживали низменные местности. Достаточно было хорошего ливня, чтобы с холмов в несколько минут тысячи тонн воды переместились именно туда, создав настоящий потоп. Создавало угрозу существованию недвижимости и даже человеческим жизням таяние снегов. До создания водоотводного коллектора в конце 19 века еще было далеко, вот и укрепляли капитальные строения, как могли.


Архитектор Ниркельс использовал в оформлении храма знаменитое Каслинское литье. Возможно, современников, а особенно торговцев не слишком восхищал внешний вид несколько приземистой церкви псевдорусского стиля с довольно громоздкой колокольней, а все-таки жаль ее. Храм разрушен в ходе социалистической «переделки мира». Официальный приговор: «в связи с реконструкцией площади и удобного устройства на ней трамвайных путей». Так что церкви у нас разрушались не только из-за «отсутствия общины», но и потому что мешали трамваям.