В Европе ученые бьют тревогу в связи с тем, что уровень загазованности на дорогах велик, а мелкие частицы топлива, содержащиеся в выхлопных газах, могут привести к тяжелым заболеваниям и даже смерти. Ежегодно в Европе до 20 тысяч человек заболевают хроническим бронхитом, а количество приступов астмы перевалило за полмиллиона. Поэтому, считают ученые, правительства европейских стран должны не только ввести высокие налоги на автомобили, но и стимулировать развитие общественного транспорта, в частности трамваев.

Как же состоит дело с загазованностью воздуха в Киеве? Государственная санитарно-эпидемиологическая служба г. Киева фиксирует увеличение концентрации выхлопных газов в атмосферном воздухе. Сегодня на долю транспорта приходится 85—90% всех загрязнений, в то время как в 1980хгг. этот показатель был на порядок ниже и составлял 50—65%.

Нормы для двигателей в Украине значительно либеральнее, чем на Западе, потому и выбросов больше: мы только ввели экологические нормы Евро-2, а Европа с 2008 г. переходит на Евро-5.

 

Всему виной автомобили

Завотделом гигиенических проблем экологии Киевской городской санэпидстанции Сергей Тимошенко сообщил «Уикенду», что повышение уровня загрязнения воздуха связано со стремительным ростом количества транспорта, к чему Киев оказался не готов.

Узкие перегруженные улицы не могут выдержать весь транспортный поток, отсюда — заторы на дорогах, загазованность воздуха. В Киеве отсутствуют парковки, поэтому автомобили паркуют на тротуарах, в зеленых зонах, возле жилых домов.

Санэпидстанция проводит измерение концентрации выхлопных газов в атмосфере на расстоянии 1,5м от жилых домов вдоль автомагистралей различной транспортной загруженности. Наиболее загрязненные Бессарабская, Московская, Севастопольская площади, бульвары Тараса Шевченко, Леси Украинки, проспекты Победы и Оболонский. Там концентрация вредных примесей, особенно диоксида азота, колеблется на уровне 1,5—2,5 предельно допустимой (ПДК), а в часы пик превышает нормы в 3—5 и более раз. Причем это возле жилых домов, а на трассе она повышается до 10 ПДК.

Повышенные концентрации диоксида азота вызывают изменения в легких, повышают восприимчивость к респираторным инфекциям, а также к такой болезни, как бронхостеноз (сужение просвета бронхов) у чувствительных людей.

«Для улучшения экологической ситуации в городе было принято решение расширить дороги, в первую очередь за счет снятия трамвайных колей в центральных районах города (там, где поступало наибольшее число жалоб от граждан по поводу шума), а также тротуаров и разделительных зеленых насаждений. Было принято решение заменить трамвайные маршруты на троллейбусные», — говорит Сергей Николаевич.

Однако ввиду нехватки средств, следовательно, невозможности в полной мере компенсировать замену одного транспортного средства другим вместо трамвая пустили маршрутные такси. И если снятие трамвая незначительно сказалось на загазованности в городе, то около 2,5 тыс. пассажирских маршруток в Киеве, разумеется, значительно повысили концентрацию выхлопов в атмосфере.

Маршрутки, конечно, удобны, однако цена за проезд в них довольно высока, особенно для пенсионеров и малообеспеченных. Введение вместо общественного транспорта этих средств передвижения существенно бьет по карману киевлян.

Кроме того, маршрутные такси не могут перевезти столько пассажиров, как трамваи, троллейбусы и автобусы. Поэтому общественный транспорт — путь к улучшению экологической обстановки в городе.

 

Общественный транспорт и экология

Трамвай, автобус, троллейбус могут перевезти в три раза больше пассажиров, чем маршрутки и в десятки раз больше, чем обычные легковые автомобили. Кроме того, если подсчитать, сколько площади на дорожной полосе уходит на одного пассажира, едущего в общественном транспорте и в частном автомобиле, то получится, что пассажир «легковушки» занимает дорожную площадь в 10 раз больше, чем пассажир трамвая и соответственно в 8 и 7,5 раза больше, чем троллейбуса и автобуса.

За комфорт в легковом авто расплачивается экология, а страдает здоровье киевлян.

На Западе в крупных городах власти дают приоритет общественному транспорту перед личным. Для этого они идут на непопулярные шаги в плане увеличения налогов на содержание автотранспорта. К примеру, в Париже за три года действия концепции, по которой предпочтение отдавалось именно общественному транспорту, удалось снизить количество выбросов выхлопных газов в окружающую среду на 15%.

Огромное число жилых домов в Киеве построено непосредственно возле автомагистралей. Воздух там значительно загрязнен. Спасением для жителей от вредных веществ являются металлопластиковые окна со стеклопакетами, которые создают определенную изоляцию от окружающей среды. При отсутствии кондиционера люди вынуждены открывать окна для «глотка свежего воздуха», однако вместе с тем дышат углекислым газом, диоксидом азота, фенолом, формальдегидом и пр. газами, вызывающими заболевания дыхательных путей.

 

Вспомним о трамвае

Трамвай, кроме сугубо экологических преимуществ, имеет наибольшую пропускную способность. Он наиболее экономичен, а в случае расположения трамвайных линий в стороне от мостовой практически исчезает риск попадания в пробки. Трамвай наиболее безопасный и социальный вид транспорта: с ним связано наименьшее количество ДТП, а льготники составляют более трети всех пассажиров.

В США, странах Европы, в Турции и многих других государствах он признан основным видом наземного транспорта. В настоящее время идет активное развитие новых трамвайных систем, во многих городах трамвай заново вводят в транспортную сеть.

Поняв, к каким последствиям для окружающей среды и здоровья людей привела автомобилизация, правительства начали возрождать этот экологически безопасный вид транспорта.

К примеру, в Великобритании в конце 1980-х годов трамваи были лишь в Блэкпуле. Сегодня трамвайное движение открыто в Манчестере, Бирмингеме, Ноттингеме, Шеффилде и Кройдоне. Планируется возобновить его в Ливерпуле, Эдинбурге и центре Лондона. Во Франции трамваи вновь появились в Бордо, Лионе, Орлеане и других городах. Не отстают от них и другие страны Западной Европы.

 

А что у нас?

Старшее поколение наверняка помнит, что 30 лет назад в Киеве действовало 35 трамвайных маршрутов, среди которых были как длинные, 25- и 17-километровые, соединяющие Воскресенку с правым берегом, так и короткие, например 2-й маршрут, курсировавший между Львовской площадью и ж/д вокзалом.

С обретением независимости, особенно в последние 10 лет, политика городских властей была направлена на вытеснение трамвая. Причины указывались две. Первая — техническая изношенность колей и подвижного состава. На их ремонт и усовершенствование нужны средства, а их у нас нет.

Вторая причина — улучшение акустической обстановки в городе, точнее в некоторых его районах, поскольку убирают их в основном в элитных районах города, заботясь лишь о жителях центра Киева. А как же тогда остальные? В Святошинском районе новые дома строят непосредственно возле трамвайной колеи, видимо, властей совсем не волнует здоровье будущих жителей.

Вот и осталось в Киеве только 22 трамвайных маршрута. Уменьшаются не только маршруты, но и подвижной состав общественного транспорта. По сравнению с 1990г. более чем в два раза уменьшилось число трамваев, троллейбусов, автобусов. И хотя в планах столичной мэрии относительно развития транспортной сети — закупка новых автобусов и троллейбусов, а к 2020 г. троллейбусные перевозки должны охватить 27% всего пассажиропотока, в настоящее время развивается только парк маршрутных такси.

Власти не могли не учесть, что для того чтобы компенсировать снятие с маршрута стандартного двухвагонного трамвая, нужно пустить два троллейбуса (автобуса) или шесть маршрутных такси. А если трамвай трехвагонный?

Украинские трамваи технически устарели. Однако, усовершенствовав колеи и подвижной состав, уменьшив таким образом шум, в новых жилых массивах можно было бы пустить трамвайные маршруты. Это во многом улучшило бы ситуацию с загазованностью.

Средства, необходимые для технического усовершенствования трамвая, соизмеримы с затратами на снятие с улиц города трамвайных колей и проводов, а также с компенсацией его другими видами транспорта. Почему же власти повторяют ошибки зарубежных коллег 30-летней давности?

 

Кстати

Киев стал первым городом в Российской империи, в котором появился электрический трамвай. Это было в 1892 году.

В 1905-м начал работать фуникулер, который тогда назывался Михайловским механическим подъемом, соединивший часть старого города и Подол. Через 8 лет был запущен первый автобусный маршрут от современной Европейской площади до железнодорожного вокзала. Тогда он предназначался для обслуживания участников Всероссийской промышленной выставки, однако существовал и после ее окончания на протяжении полутора лет.

Первый троллейбусный маршрут появился уже при советской власти — в 1935 г.